Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема.Государственный кредит: значение и функции




Гос кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Преобладающей является деятельность государства как заемщика средств.

Гос кредит – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования гос финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и общегосударственных программ.

Госкредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения государством своих функций. Госкредит затрагивает вторичное распределение стоимости ВВП общества, касается значительного объема финансовых ресурсов, которые не распространяются через бюджетную систему.

Отличительная особенность государственного кредита – участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика. Первоначально возник и стал развиваться такой государственный кредит, при котором государство выступало в качестве должника. Причиной, заставляющей государство заимствовать денежные средства на рынке ссудных капиталов, был дефицит государственного бюджета.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность.

Госкредит выступает в двух основных формах:

1) товарный (получил распространение в период послевоенного восстановления народного хозяйства, например, хлебный, сахарный, автомобильный)

2) Денежный – наиболее распространенный и его разновидностью является отсрочка платежей по обязательствам.

Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:

1) приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;

2) коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

Характерная черта государственного кредита – непроизводительное использование государством мобилизованных путем займов средств.

Как заемщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита – дефицит бюджетов, связанный главным образом с непроизводительными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов – их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста.

Государственные займы можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от субъектов заемных отношений государственные займы делятся на размещенные центральными и местными органами управления.

2. В зависимости от места размещения – на внутренние и внешние.

3. В зависимости от обращения на рынке государственные займы подразделяются на рыночные и нерыночные.

4. В зависимости от срока привлечения средств подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы бывают закладными и беззакладными.

6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода – процентные, выигрышные, процентно-выиг-рышные, беспроигрышные и беспроцентные займы.

7. В зависимости от условий обращения – займы с правом досрочного погашения и без него.

8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.

Особой формой госкредита является гос гарантия. Государство выступает в роли гаранта по частным кредитным вложениям, предоставленным местным органам власти, гос корпорациям, иностранным заемщикам. Гос гарантию называют условным кредитом, т.к. задолженность государства наступает не сразу, не в момент предоставления гос гарантии, а в случае возникновения неплатежа. Выдавая гарантию, государство берет на себя риск непогашения или несвоевременного погашения сумм кредита и процентов по нему. Чаще всего государство гарантирует займы местных органов управления, нац предприятия, кредиты банков, предназначенные для муниципально-жилищного строительства

. Госкредит используется как правило на покрытие дефицита гос бюджета. Связи с этим, в количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Согласно БК РФ долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

2) Госзаймов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ

3) договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

4) Договоров о предоставлении РФ гос. гарантий

5) Соглашений и договоров, в т.ч. международных, заключенных от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Соответствии с БК РФ (ст.77 ) бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются гос и мун. унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных органов. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.

Раздел 6 Страхование в финансовой системе

Тема14 Содержание и функции страхования. Классификация видов и отраслей страхования.

Экономическая категория страхования является составной частью категории финансов.

Страхование п редставляет собой систему экономических отношений по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страховой рынок представляет собой составную часть финансового рынка страны, так же как страхование выступает институтом финансовой системы общества. Страховой рынок представляет собой систему отношений, объективно складывающихся между страхователями, страховщиками, иными субъектами в процессе формирования и распределения целевых страховых фондов, а также государственного регулирования организации страхового дела.

Страховой рынок как институт финансового рынка и страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуществляют следующие основные функции:

1) предупредительную - связана с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей;

2) восстановительную или компенсационную (защитную) - заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем;

3) сберегательную - направлена на сохранение страховых взносов в течение длительного периода. В отличие от банковской системы, для которой также характерна сберегательная функция, страховщики выплачивают не регулярные доходы владельцам вкладов, а только разовые компенсации. Одновременно данная функция состоит в постоянном увеличении финансовых возможностей, стабильности страхового рынка;

4) контрольную - проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов, участвовавших в формировании страховых резервов;

5) инвестиционную - связана с размещением страховщиками временно свободных денежных средств страховых фондов в ценные бумаги, депозиты банков и т.

Страховыми организациями - страховщиками, могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования на основании соответствующей лицензии (разрешения), предоставляющей право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

Страховщики выполняют следующие функции:

- осуществляют оценку страхового риска;

- получают страховые премии (страховые взносы);

- формируют страховые резервы;

- инвестируют активы;

- определяют размер убытков или ущерба;

- производят страховые выплаты;

- осуществляют иные действия, связанные с исполнением обязательств по договору страхования.

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О взаимном страховании" (о чем будет сказано в следующем параграфе).

Страхователи – это юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе договора.

В качестве посредников, выполняющих функции по заключению страховых договоров, могут выступать страховые агенты и брокеры, работающие как промежуточное звено между страховщиком и страхователем.

Страховые агенты - граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования.

Страховые актуарии - граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных счетов.

Предприятие либо физ. лицо, уплачивающее страховые взносы и вступающее в конкретные страховые отношения со страховщиком (страховой фирмой) называется страхователь

В страховых правоотношениях может участвовать и выгодоприобретатель, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат.

Под сострахованием понимается страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования.

Под перестрахованием понимается деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанная с принятием последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате.

Объектами страхования являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.