Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным.




Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.

Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

В целом в соответствии с классификацией видов страхования, предусмотренной ст. 32.9 Закона об организации страхового дела в РФ, предусмотрено 23 различных вида страхования, к которым, в частности, отнесено:

- страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

- пенсионное страхование;

- страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

- страхование от несчастных случаев и болезней;

- медицинское страхование;

- страхование средств наземного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта;

- страхование грузов;

- страхование имущества юридических лиц;

- страхование гражданской ответственности владельцев различного вида транспортных средств;

- страхование предпринимательских рисков;

- страхование финансовых рисков и др.

Выделяют следующие отрасли страхования: имущественное, личное, страхование ответственности.

Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имущества и товарно– материальными ценностями

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты - жизнь, здоровье, трудоспособность граждан(страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Страхование ответственности защищает интересы как самого страхователя, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

Страхование ответственности предусматривает покрытие убытков, которые связаны с причинением ущерба чьей либо собственности или нанесением кому либо травмы, если это произошло по вине работника предприятия или было опосредовано его собственностью. Это страхование ответственности заемщика за непогашение кредита в срок, страхование ответственности владельца автотранспорта, страхование от убытков вследствие перерывов в производстве.

Страхование оформляется договором страхования -двусторонним соглашением между срахователем и страховщиком, при страховании кредита договор может быть трехсторонним.

По договору страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить ущерб, понесенный вследствие этого события, или выплатить страховую сумму страхователю или иному лицу, уполномоченному на ее получение, а страхователь обязуется уплачивать страховые платежи в установленные сроки.

Страховым случаем считается свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, выгодоприобретателю или третьим лицам.

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Страховой суммой называется определенная договором страхования или установленная законом сумма, на которую застрахованы ценности, ответственность, а также жизнь и здоровье страхователя. На ее основе устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.

Сумма выплаты из страхового фонда в покрытие ущерба в имущественном страховании и страховании ответственности называется «страховое возмещение».

Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики формируют страховые резервы, средства которых используются исключительно для осуществления страховых выплат. Страховые резервы не подлежат изъятию в бюджет. Страховщикам предоставлено право инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативно-правовым актом органа страхового надзора.

Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов.

В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;

2) векселя банков;

3) акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные выше;

4) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах;

5) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;

7) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;

8) доля перестраховщиков в страховых резервах;

9) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

10) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;

11) денежная наличность в рублях;

12) денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах;

13) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации, и др.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности:

- обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;

- повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования;

- предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования, в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;

- формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена в первую очередь на Федеральную службу страхового надзора, находящуюся в ведении Минфина России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями:

- выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;

- ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;

- осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

- устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов;

- разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;

- обобщает практику страховой деятельности.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверностью представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности и др.

Федеральная служба страхового надзора имеет право:

- получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом положении;

- осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;

- при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний Федеральная служба страхового надзора (ФССН) имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика вплоть до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию.

Этому же органу принадлежит право на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушавших страховое законодательство.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций,

Минфин России постоянно взаимодействует с различными органами, в том числе:

- с правоохранительными - в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования;

- с органами, осуществляющими антимонопольную политику;

- с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству;

- с органами страхового надзора зарубежных стран;

- со Всероссийским союзом страховщиков и с другими профессиональными объединениями страховщиков.

 

Тема 1. Сущность и функции финансов. Возникновение и сущность категории «финансов». Понятие финансов в широком и узком смыслах. Признаки финансов. Функции финансов.
Тема 2. Финансовая система и управление финансами. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязанность. Современная система управления финансами. Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования.
Тема 3. Финансовая политика. Финансовая политика и ее основные элементы. Цели финансовой политики. Реализация финансовой политики. Финансовый механизм, его элементы.
Тема 4. Финансовое планирование и прогнозирование. Сущность финансового планирования, его цели и задачи. Методы финансового планирования, их характеристика. Классификация видов финансового планирования. Понятие финансового прогнозирования, его виды. Финансовые ресурсы как объект прогнозирования и их состав.
Тема 5. Финансовый контроль. Финансовый контроль: сущность, цели, виды, методы. Органы финансового контроля.
Тема 6. государственный бюджет. Бюджетное устройство. Сущность, функции и роль бюджета в социально-экономическом развитии государства. Значение и роль бюджетного устройства РФ. Структура бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы.
Тема 7. Доходы и расходы бюджета. Сущность и значение государственных доходов и расходов. Виды доходов бюджета. Характеристика расходов бюджета, их классификация.
Тема 8. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса и их полномочия. Составление проектов бюджета. Рассмотрение и утверждение бюджета. Исполнение бюджета.
Тема 9. Государственный и муниципальный кредит. Содержание и функции государственного кредита. Государственный внутренний и внешний долг. Виды государственных займов. Управление государственным долгом.
Тема 10. Налоговая система. Экономическая сущность налогов. Виды налогов и их основные элементы. Налоговая система, принципы построения и функции. Особенности современной российской налоговой системы.
Тема 11. Внебюджетные фонды. Сущность и социально-экономическое значение внебюджетных фондов. Общая характеристика Пенсионного Фонда РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования (источники формирования, назначение).
Тема 12. Страхование. Экономическая сущность и функции страхования. Терминология и классификация видов страхования. Организация страхования. Основы построения страховых тарифов.
Тема 13. Финансы предприятий. Общее понятие о финансах предприятий. Финансовые отношения предприятий. Денежные фонды предприятий. Доходы и расходы предприятий.
Тема 14. Прибыль предприятия. Прибыль: сущность, функции, виды. Ее планирование и распределение.
Тема 15. Капитал, его структура и оценка финансового состояния. Основной капитал. Оборотный капитал. Оборотные средства предприятий, источники их формирования и эффективность использования. Финансовое состояние предприятий, их показатели. Финансовые результаты и потоки денежных средств.

 

Примерная тематика курсовых работ

  1. Финансовая политика и ее реализация в РФ.
  2. Финансовый механизм я его роль в реализации финансовой политики.
  3. Финансы как инструмент регулирования экономики.
  4. Роль финансового рынка в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
  5. Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.
  6. Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций.
  7. Финансы акционерных обществ.
  8. Мобилизация финансовых ресурсов акционерными обществами.
  9. Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.
  10. Современные проблемы финансов предприятий.
  11. Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
  12. Финансовые ресурсы фондов и ассоциаций.
  13. Страхование и его роль в развитии экономики.
  14. Организация страхового дела в РФ.
  15. Страхование и его государственное регулирование.
  16. Социальное страхование и его функции.
  17. Имущественное страхование и его значение в экономике.
  18. Личное страхование и перспективы его развития в РФ.
  19. Страхование ответственности и проблемы его развития в РФ.
  20. Страхование и его роль на финансовом рынке.
  21. Страхование и тенденции его совершенствования в развитых странах.
  22. Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.
  23. Налоги как цена услуг государства.
  24. Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.
  25. Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.
  26. Принципы построения налоговых систем развитых стран.
  27. Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение.
  28. Налоги с физических лиц и их экономическое значение.
  29. Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.
  30. Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ.
  31. Государственный бюджет как инструмент экономической политики.
  32. Расходы государственного бюджета и их эффективность.
  33. Бюджеты субъектов РФ и их значение в развитии экономики территорий.
  34. Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования.
  35. Развитие бюджетного федерализма в РФ.
  36. Доходы и расходы местных бюджетов.
  37. Межбюджетные отношения в РФ и роль Федерального казначейства в их регулировании.
  38. Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ.
  39. Муниципальные займы и их гарантии.
  40. Займы органов власти субъектов РФ и их роль в развитии территорий.
  41. Бюджетная политика и принципы ее реализации в РФ.
  42. Политика дефицитного финансирования государственных расходов и ее границы..
  43. Бюджетный дефицит и политика его снижения в РФ.
  44. Государственный долг и методы управления им.
  45. Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ.
  46. Негосударственные пенсионные фонды.
  47. Внебюджетные фонды на финансовом рынке.
  48. Теория государственных финансов классической политической экономии и ее применение в современных условиях.
  49. Кейнсианские теории государственных финансов и использование их рекомендаций в современных условиях.
  50. Современные неоклассические теории государственных финансов.
  51. Становление финансовой системы России в XVII - XVIII веках.
  52. Развитие финансовой системы России в XIX -начале XX века.
  53. Участие РФ в международных валютно-финансовых организациях.
  54. Финансовая интеграция развитых стран.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.