Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Этапы развития СНГ

1. Социально-политический и экономический кризис в странах СНГ. Попытки преодоления противоречий.

2. Идеи и подходы к интеграции в начале 1990-х гг.

3. Деятельность на территории СНГ интеграционных сообществ

Цель лекции: Охарактеризовать социально-политическую и экономическую ситуацию в странах СНГ в начале 1990-х гг., рассмотреть попытки преодоления противоречий, объяснить различие в подходах к интеграции в начале 1990-х гг., проанализировать деятельность на территории СНГ интеграционных сообществ

Ключевые слова: Евразийский союз, Единое экономическое пространство, ЕврАзЭС

 

В научной литературе различают следующие предпосылки интеграции стран Центральной Азии: общее историческое прошлое; географическое расположение стран Центральной Азии; этнический фактор; наследие бывшего советского народ­нохозяйственного комплекса, взаимозависимость и взаимодополняемость экономик; наличие общей коммуникационной инфраструктуры; фактор общей угрозы; фактор безопасности; военный фактор; геополитический фактор; национальный фактор; закрытость внешних рынков; транспортно-коммуникационный фактор.

Специфика геополитического положения и этно-демографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном отрезке становления государственности республик бывшего Союза.

В результате развала советской империи возник абсолютно новый геополитический расклад, в котором Казахстан занимает выгодное во внешнеполитическом и стратегическом аспектах пространство, связующее Европу с Азиатско-тихоокеанским регионом, а также Россию с южными странами.

Казахстан, появившись на политической карте 6 лет назад, неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим прежде всего территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защита их конституционных прав. С учетом происходящих в Казахстане крупных социально-политических преобразований Президентом Н. А. Назарбаевым в качестве долгосрочной цели внешней политики Казахстана было определено формирование и поддержание внутри страны, становления и развития Казахстана как суверенного государства.

В качестве непременного условия была поставлена задача достойного вхождения Казахстана в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной работы в международных организациях.

Для Казахстана одной из важнейших целей является интеграция постсоветского пространства. Этот процесс проходит как в рамках СНГ, так и путем развития двусторонних связей со странами Содружества. Выдвинутая казахстанским Президентом идея Евразийского Союза как интеграционного образования с действенным механизмом выполнения совместных решений нашла широкий отклик в политических кругах всех стран Содружества и стала катализатором интеграционных процессов между новыми суверенными государствами.

Формирование Таможенного союза и образование общего экономического пространства в рамках Центрально-азиатского союза являются наглядным подтверждением верности выбранного Казахстаном курса.

Идея реинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно, экономической на территориях бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.

Несмотря на разные подходы по отношению к будущему Содружества, большинство государств - членов едины во мнении о необходимости его серьезного совершенствования. Действительно, СНГ, как форма интеграции постсоветских республики, не решило пока всех политических, экономически и социальных проблем, стоящих перед странами - членами. Его договоренности остаются мало кого обязывающими декларациями, созданные структуры подчас аморфны. В проекте “О формировании Евразийского союза государств”, Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул: “... существующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме. На это обращает внимание не только руководители стран Содружества, но и большая часть населения этих государств”. Поэтому не случайно все большее число политиков склоняются к необходимости реформирования как Содружества в целом, так и его институтов.
Существует необходимость разработки концепции интеграции на постсоветском пространстве.

Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. Здесь в первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик, постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня стремятся к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ. Достаточно в качестве пример привести объединение в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан также реализовали такое намерение, подписав в июле 1994г. Договор о едином экономическом пространстве.

Интеграция становится отличительной чертой современ­ного мирового развития. Интеграционные тенденции набирают силу на территории бывшего Советского Союза, и в частности в регионе Центральной Азии. По инициативе Назарбаева руководители тогда среднеазиатских государств встретились в 1991 г. в Ашгабаде, где приняли решение о вступлении в СНГ. Эта встреча была оценена аналитиками как «факт осознания и момент формирования региональной общности». В том же году государствами региона было подписано Соглашение о создании межреспубликанского консультативного совета республик Средней Азии и Казахстана. В январе 1993 г. в Ташкенте между пятью странами региона был подписан Протокол о создании Общего рынка. Затем в марте 1994 г. Республика Казахстан выдвинула проект создания нового государственного геопо­литического образования Евразийского союза, многие теоретические положения которого использованы при создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Впоследствии неоднократно были озвучены идеи создания союза государств региона, однако не всегда ее поддерживали, а многие даже воспринимали в штыки, что связано в первую очередь с нежеланием политиков передать надна­циональному органу определенную часть своих властных полномочий, которые являются условием их существования. Отсюда следует вывод, что к реальной политической и экономической практике в регионе подобные инициативы имеют весьма отдаленное отношение. Вместе с тем процесс интеграционных инициатив не прерывается. При этом хотелось бы отметить особую роль дальновидного политического лидера Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, а также отдать должное его целеустремленности и последовательности занимаемой позиции — с обретением суверенитета он с завидным упорством и настойчивостью работает в направлении продвижения региональной интеграции.

Сегодня страны, входящие в регион, который принято называть геополитичес­ким понятием «Центральная Азия», принимают активное или не очень активное участие в деятельности различных региональных интеграционных структур, среди которых Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация экономического со­трудничества (ЭКО/ОЭС), Единое экономическое пространство (ЕЭП), до недав­него времени Организация «Центральноазиатское сотрудничество» (ОЦАС).

 

Тема 7. Формы и виды интеграционных институтов СНГ

1. Организационная основа СНГ. Структура и механизм действий Содружества.

2. Создание Таможенного союза трёх государств – Казахстана, России, Беларуси.

3. Формирование коллективной безопасности в Центральной Азии. ОДКБ.

4. Шанхайская организация сотрудничества. Цели создания. Участники. Механизм взаимодействия стран-участниц.

Цель лекции: Рассмотреть структуру и механизм функционирования СНГ, рассмотреть этапы формирования Таможенного союза Казахстана, России, Беларуси, сравнить цели и задачи ОДКБ и ШОС, выявить общее в подходах к проблемам национальной безопасности в Центральной Азии

Ключевые слова: СНГ, ОДКБ, ШОС, коллективная безопасность

 

Высшим органом СНГ является Совет глав государств (СГТ), который обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества. Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:

- внесения поправок в Устав СНГ;

- создания новых или упразднения существующих органов Содружества;

- оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

- заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;

- назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;

- делегирования полномочий нижестоящим органам;

- утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств.

Председательство в органах СНГ осуществляется в соответствии с решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года. Председателем Совета Глав Государств СНГ в 2012 году является президент Туркменистан Бердымухамедов.

Следующим органом управления СНГ является Совет глав правительств (СГП) Содружества. Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств Содружества решает вопросы:

- реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;

- реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;

- принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;

- развития систем транспорта, связи, энергетических систем;

- сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;

- разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;

- создания органов Содружества в рамках его компетенции;

- назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;

- финансового обеспечения деятельности органов Содружества;

- сотрудничества в вопросах социальной политики;

- контроля за деятельностью органов СНГ;

- делегирования Совету министров иностранных дел и Экономическому совету СНГ своих полномочий, кроме полномочий, делегированных ему Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

Совет глав правительств собирается на заседания два раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Деятельность СГГ и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств.

Период 1991-1993 гг. характеризуется становлением Содружества Независимых Государств как регионального объединения постсоветских государств, большое внимание было уделено разработке организационно-правовой основы взаимодействия. С присоединением Грузии (декабрь 1993 г.) расширился круг участников объединения. В начале 1990-х гг. в рамках СНГ были созданы уставные органы и более 70 органов отраслевого сотрудничества, которые в настоящее время координируют совместные усилия государств СНГ в экономической сфере, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других областях деятельности государств – участников СНГ. На данном этапе был осуществлен раздел собственности бывшего СССР, решены вопросы, связанные с правопреемством государств СНГ в отношении договоров о разоружении и ограничении вооружений бывшего СССР. Важной задачей являлась стабилизация обстановки, замораживание возникших конфликтов и предупреждение возникновения новых очагов напряженности на пространстве СНГ.

Сформировалась региональная система коллективной безопасности государств СНГ, основу которой составили Договор о коллективной безопасности (Ташкент, май 1992 г., участники:Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, в течение последующего времени присоединились Азербайджан, Беларусь, Грузия), Концепция военной безопасности государств СНГ (октябрь 1992 г.), Концепция коллективной безопасности (февраль 1995 г.), другие соглашения. Был определен правовой статус границ Содружества, приняты Соглашение об охране внешних границ 1992 г. и других документах.

Шанхайская организация сотрудничества, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине. Предшественницей ШОС была так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997).

14–15 июня 2001 в Шанхае состоялась встреча глав шести государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании ШОС. В принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документ – Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. Ее подписание связано с тревогами Китая по поводу сепаратистских выступлений вблизи границ со Средней Азией, где проживают уйгуры – тюркоязычные мусульмане, населяющие запад Китая. Другая не менее заинтересованная страна – Узбекистан – обладает самым многочисленным населением из всех государств Средней Азии и в наибольшей степени подвержена проявлениям сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата.

В июне 2002 прошла вторая встреча глав государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге, на которой были подписаны три документа – Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств – членов ШОС. В Хартии юридически были закреплены провозглашенные годом раньше в Декларации ориентиры развития ШОС. Этот устав придает «шестерке» статус международной организации и является базовым документом, определяющим, наряду с главными направлениями сотрудничества, внутреннюю структуру и механизм формирования общего курса и построения взаимоотношений с другими странами и организациями.

Порядок работы органов ШОС был окончательно определен только на московском саммите 2003. Было решено, что все основные структуры ШОС приступят к полноценной работе с января 2004. К этому времени планируется завершить строительство штаб-квартиры в Пекине и подготовительную работу посольств стран-членов в Пекине для обеспечения деятельности секретариата в начальный период работы. Список основных органов включает в себя:

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Эволюция идеи евразийства и процесс создания Евразийского Союза | Тема 8. Факторы, принципы специфика интеграционных процессов в АТР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.