Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология формирования учетной политики компании

Для целей налогообложения основным документов является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” и гл. 25 “Налог на прибыль организаций”.

Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету. В 2003 г. для применения организации могут использовать девятнадцать положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика организации позволяет налогоплательщику уменьшить налоговое бремя, при чем опираясь на совершенно законные основания, содержащиеся в налоговом законодательстве РФ.

Учетная политика позволяет оптимизировать налоговую базу в части двух налогов:

· налога на добавленную стоимость;

· налога на прибыль.

Не секрет, что два этих налога представляют наибольшую сложность и в части формирования налоговой базы и в части величины самой суммы налога, так как у многих предприятий именно по этим налогам возникают наибольшие суммы к уплате в бюджет.

Так, для правильного определения момента формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость необходимо определить момент получения организацией денежных средств от своих покупателей:

· если по условиям договоров, связанным с предоставлением своим покупателям и заказчикам товаров, продукции, работ, услуг, организация получает денежные средства в качестве аванса или предоплаты, то в большинстве случаев, для нее не имеет значения момент формирования налоговой базы. Для таких организаций в учетной политике для целей налогообложения может быть утвержден момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов;

· если оплата предоставленной продукции, товаров, работ, услуг осуществляется по истечении времени, т.е. в следующих временных периодах (например, на условиях коммерческого кредита), то в учетной политике следует утвердить момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств.

Следующие направления оптимизации налогообложения следует рассмотреть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Ключевым моментом является выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов.

В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов, поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права признаются для целей налогообложения в соответствии со ст. 271 или 273 гл. 25 Налогового кодекса РФ.

· В соответствии со ст. 271 налогоплательщик может выбрать метод начисления, т.е. доходы и расходы для целей налогообложения будет признавать в том отчетном (налоговом периоде), в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

· Ст. 273 позволяет для целей налогообложения признавать доходы и расходы по оплате (по кассовому методу), но только тем организациям, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Согласно положению данной главы датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).

· Для организаций, признающих доходы и расходы от реализации товаров, работ, услуг по методу начисления имеет смысл рассмотреть вариант создания резервов, тем более, что гл. 25 Налогового кодекса РФ предоставляет нам широкий выбор резервов. Для признания сумм резервов в расходах для целей налогообложения необходимо установить возможность и порядок его создания в учетнойполитике для целей налогообложения. Создание резервов позволяет производить учет расходов равномерно с начала налогового периода, тем самым, увеличивая расходы и уменьшая налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль. Организация может осуществить выбор в создании следующих резервов

1. Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам.

2. Резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Порядок создания указанных резервов определен ст. 324 гл. 25 Налогового кодекса РФ.

3. Резерв под предстоящие ремонты основных средств.

Указанный резерв создается на основании ст. 324 гл. 25 НК РФ..

4. Резерв на формирование расходов по сомнительным долгам.

Порядок создания такого резерва установлен ст. 269 гл. 25 НК РФ.

При формировании резервов Организация имеет возможность уменьшать налоговую базу с начала налогового периода, тем самым не возникает излишней переплаты сумм налога на прибыль в бюджет.

Учётная политика для целей бухгалтерского учета

Учётная политика для целей бухгалтерского учета — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

§ Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте»

§ Положением по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

 

В ПБУ 1/2008 под учетной политикой российской компании понимается принятая ею совокупность методов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности компании, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов и системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие.

 

 

Для реализации учетнойполитики в целях бухгалтерского учета организация должна осуществить следующие мероприятия:

1. Выбор одного из нескольких способ бухгалтерского учета, исходя из существующих ПБУ.

Так, например при учете товароматериальных ценностей могут быть использован ы методы (по средней себестоимости, ЛИФО ФИФО,) ПБУ 5/01,

LIFO (аббревиатура от английского L ast I n, F irst O ut) — «последним поступил, первым использован». - метод бухгалтерского учёта товарно-материальных ценностей (ТМЦ), в соответствии с которым, ТМЦ, которые были поставлены на учёт последними, с учёта выбывают первыми.

Особенности учета по методу LIFO:

§ редко учитывается фактическое движение запасов товаров;

§ предполагается, что все товары, приобретенные в течение периода, могут быть выставлены на продажу, независимо от даты их покупки;

§ запасы на конец периода оцениваются по стоимости первых закупок. [1]

FIFO (F irst I n, F irst O ut) — метод бухгалтерского учёта ТМЦ, в соответствии с которым ТМЦ, поставленные на учёт первыми выбывают с учёта тоже первыми.

Учет основных средств" ПБУ 6/01

Так, например, учет основных средств "Учет основных средств" ПБУ 6/01

Положение по бухгалтерскому учету разрешает компаниям начислять амортизацию по основным средствам в целях бухгалтерского учета однимиз следующих методов:

– линейным методом;

– методом уменьшаемогоостатка;

– методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

– методом списания стоимости пропорци­онально объему продукции (работ).

 

2. Данные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум на отчетный год) с я января по 31 декабря

§ 3. Данные способы должны быть закреплены соответсвующим документом. Согласно ПБУ ПБУ 1/2008 (ранее ПБУ 1/ 98) учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

§ Выбранные формы устанавливаются во всех структурных подразделениях организации

 

Учетная политика формируется, исходя из установленных ПБУ допущений и требований,1 которые являются принципами ведения бухгалтерского учета.

Допущение имущественной обособленности означает, что иму­щество и обязательства компании существуют обособленно от иму­щества и обязательств собственников этой компании и имущества других юридичес­ких лиц, находящегося у данной компании.

Допущение непрерывности деятельности компании означа­ет, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом буду­щем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у компании имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, фор­мируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной запис­ке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допу­щение используется в аудиторской практике, когда аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетно­сти о возможной ликвидации компании или сокращении деятель­ности.

Допущение последовательности применения учетной полити­ки означает, что выбранная компанией учетная политика применя­ется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства Рос­сийской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки компанией новых методов ведения бухгалтерского уче­та и существенного изменения условий деятельности.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от факти­ческого времени поступления или выплаты денежных средств, связан­ных с этими фактами. Например, начисленная работникам компании оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фак­тов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».

Формируемая компанией учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рацио­нальности.

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

  • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);
  • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);
  • требование осмотрительности (большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);
  • требование приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования);
  • требование непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца);
  • требование рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

В п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ указано, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учета, — следование юридическому оформлению сделки, а не её экономическому содержанию.

Разработка учетной политики компании осуществляется по следующим направлениям:

· организация учетной политики компании;

· оценка влияния учетной политики на финансовые показатели деятельности компании;

· оформление учетной политики компании.

Организация учетной политики компании включает организацию учетной работы, технологию обработки учетной информации, регламенты системы документооборота, инвентаризацию активов и обязательств, регламенты материальной ответственности.

При организации учетной работы важно определить ответственного за ведение бухгалтерского учета. Тем более, если компания имеет сложную организацион­ную структуру с территориально обособленными структурными подразделениями и филиалами. Организация учетной работы может осуществляться: бухгалтерией, являющейся структурным подразделением компании; бухгалтером, состоящим в штате компании; специалистом, работающим на договорной основе; профессиональной компанией, работающей по договору; лично руководителем компании.

На выбор субъекта ведения бухгалтерского учета влияют организационно-правовая форма компании, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности компании.

Технология обработки учетной информации может осуществляться в ручной или компьютерной информационных средах. При этом обработка учетной инфор­мации может вестись в журнально-ордерной, мемориально-ордерной, простой (с ведением журнала хозяйственных операций) и упрощенной формах.

Выбор технологии обработки учетной информации зависит от организационно-правовой формы компании, отраслевой принадлежности, вида и масштаба деятельности компании, управленческой структуры и структуры бухгалтерии компании, материальной базы, уровня квалификации бухгалтерских кадров.

Регламенты системы документооборота распространяются на:

· формы первичных документов. С 1 января 1999 г. к учету принимаются
первичные документы, выполненные в соответствии с унифицированной фор­мой, утвержденной Госкомстатом России по согласованию с Минфином Рос­сии, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными орга­нами исполнительной власти. В указанные формы (кроме форм по учету кассовых операций) компания при необходимости может вносить дополнительные рек­визиты без изменения и удаления установленных документов для внутренней отчетности и внутрифирменных учетных регистров;

· перечень лиц с правом подписи первичных документов;

· график документооборота. В нем отражаются порядок оформления и пе­редачи в бухгалтерию, а также сроки представления документов для отражения в бухгалтерском учете;

· рабочий план счетов, в том числе для финансового, налогового и управ­ленческого учета.

Инвентаризация активов и обязательств рассматривается как одно из обяза­тельных условий, обеспечивающих достоверность данных учета и отчетности. В составе учетной политики утверждаются порядок и сроки проведения инвентаризации в дополнение к обязательным случаям ее проведения, объекты инвентаризации и их периодичность, а также порядок проведения внезапных инвентаризаций.

Регламенты материальной ответственности – важный организационный элемент учетной политики, обеспечивающий сохранность активов или их возмещение в случае утраты. Регламенты материальной ответственности могут быть распространены на материальные и денежные активы, информационные ресурсы, активы, находящиеся в подотчете (денежные средства, готовая продукция или товар и др.). В данном разделе учетной политики целесообразно оговаривать регламенты, не являющиеся общеустановленными. Например, утверждение перечня лиц с правом получения денежной наличности, лимита подотчетных средств и предельного срока представления отчета по их использованию.

Оценка влияния учетной политики на финансовые показатели деятельности компании включает оценку фактов хозяйственной деятельности, учет и списание внеоборотных активов, учет и списание оборотных активов, учет затрат, учет финансовых результатов и источников финансирования. Каждое из этих направлений включает отдельные элементы учетной политики компании, которые в свою очередь определяются различными методами.

методы ведения бухгалтерского учета выбираются из нескольких вариантов, допускаемых законодательством и нормативными актами. В случае, если методы не регламентируются нормативными документами, разрабатывают собственные. По каждому методу проводится подробное обоснование его выбора. При выборе того или иного варианта метода учета целесообразно оценивать его влияние на финансы компании.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учетная политика в области налогообложения | Характеристика движения оборотного капитала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.