Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Границы и зоны хозяйственного риска




Точного расчёта величины риска быть не может, т.к. риск – это вероятностная кате-гория и поэтому его необходимо измерять как вероятность возникновения определённого уровня потерь. При этом для оценки риска необходимо установить для каждого абсолют-ного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины ущерба. Приме-нительно к хозяйственной деятельности фирмы это чаще всего почти невыполнимая задача. Поэтому целесообразно оценивать риск по одному или нескольким показателям, представ-ляющим обобщённые характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости проекта и допустимости риска.

 
 

 


Безрисковая зона – это область, которой соответ-

ствуют нулевые или даже отрицательные потери, т.е. прибыль превышает потери.

Зона допустимого риска – это область, в пределах

которой данный вид предпринимательской деятельности фирмы сохраняет свою экономи-ческую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Границы зоны допустимого риска соответствуют уровню потерь, равному расчётной прибыли от ведения дела.

Зона критического риска – это область, характеризу-

емая опасностью потерь, которые заведо-мо превышают ожидаемую прибыль и в пределе могут привести к невозместимой потере всех средств, вложенных в бизнес.

Зона катастрофического риска – это область потерь,

которые по своей величине превосходят критический уровень, т.е. ожидаемую прибыль, а в максимуме могут достигать величины, равной собственному капиталу (включая всё имущество) фирмы или даже превосходить его. Катастрофический риск способен привести фирму к банкротству, закрытию дела и распродаже имущества фирмы.

Показатели степени риска

Риск содержит всякое решение, при выборе которого существует возможность и необходи-мость оценивать вероятность удачи, неуспеха и отклонения от поставленной цели. Коли-чественная величина вероятности, выражаю-щаяся значением в интервале от 0 до 1, определяет степень риска. Критерием степени риска служит мера его учтённой неопределённости, вероятности достижения заданного результата или отклонения от него.

Поскольку риск – явление вероятностное, постольку для его анализа необходимо принять следующие допущения:

1. Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчётной, тем ниже, чем больше такая прибыль отличается от расчётной,

2. Наиболее вероятно получение прибыли, близкой к расчётной величине – R0. Т.е. вероятность (P0) получения такого уровня прибыли максимальна.

3. Потерей прибыли (ΔR) считается её уменьшение в сравнении с расчётной вели-чиной (P0). Если реальная прибыль равна R, то: ΔR = P0 – R.

Реальная прибыль R может оказаться отрицательной. Это означает, что потери прибыли могут превышать саму прибыль.

4. Вероятность исключительно больших (теоретически бесконечных) потерь прак-тически равна нулю, т.к. потери заведомо имеют верхний предел (исключая потери, которые невозможно оценить количествен-но).

В процессе принятия решения о допус-тимости и целесообразности риска руково-дителю важно представлять не столько вероят-ность определённого уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого приемлемого для него уровня. Именно это и есть основной показатель степени риска.

Знание показателей риска позволяет выра-ботать суждение и принять решение о целее-сообразности предпринимательства вообще и конкретной сделки в частности. Но для такого решения недостаточно оценить значения показателей (вероятностей) допустимого, кри-тического и катастрофического риска. Надо ещё установить или принять нормативы этих показателей, выше которых они не должны под-ниматься, чтобы не попасть в зону непри-емлемого риска.

На основании мирового опыта предпри-нимательства выработаны следующие предельные показатели риска: ВД = 0,1; ВКР = 0,01; ВКТ = 0,001, т.е. соответственно 10%, 1% и 0,1%. Это означает, что не следует идти на осуществление проекта, если в 10 случаях из 100 можно потерять всю прибыль, в 1 случае из 100 потерять выручку и хотя бы в 1 случае из 1000 потерять весь капитал.

Следовательно, главное в оценке хозяйст-венного риска состоит в искусстве руково-дителя как можно точнее определить зоны риска и значения показателей допустимого, критического и катастрофического риска.

Психология риска

Экономическое поведение большинства руко-водителей фирм делится на два основных типа:

1. Активная деятельность с принятием всей ответственности за риск на себя;

2. Пассивная деятельность с элементами риска.

В первом случае идут на риск для того, чтобы получить несколько большую по величине прибыль, во втором – в надежде избежать потерь. Большинство предпринимателей, управ-ляющих, менеджеров в современной России не просчитывают потенциальный риск, а учитывают его только вынужденно под нажимом изменений рыночной конъюнктуры, конкуренции, т.е. тогда, когда продолжение конкретного вида деятельности находится под вопросом и на „карту” поставлено само существование фир-мы.

Субъективное восприятие грядущей или уже проявляющейся рисковой ситуации проявляется в том, что одни и те же альтернативы кажутся одному человеку более рискованными, а другому – менее либо совсем безрисковыми. Причины этого проявляются в следующем:

Вариан-ты вос-приятия риска
Переоценка опасности ввиду недо-верия к информации

           
 
Недооценка риска в зависимости от способа предоставления информации
 
   
Недооценка риска, обусловленная опытом менеджера
 
   
Недооценка риска, обусловленная стремлением человека (менеджера) к положительным эмоциям
 
   
Личная оценка вероятности неудачи    

 


1. Считается, что люди переоценивают опас-ность тех явлений, о которых они узнают из других источников, особенно из средств массовой информации и от людей, которым они традиционно доверяют. В результате искажённая или даже ложная информация. Либо избыточный поток сведений приводят к неточной оценке риска.

2. Восприятие размера риска в значительной степени зависит от способов представления информации. Сведения, изложенные сложным языком, могут привести к недооценке риска.

3. Восприятие степени риска во многом опре-деляется опытом менеджера. Повторяемость однотипных событий притупляет у профес-сионалов чувство опасности. Руководители с длительным стажем конкретной работы склонны недооценивать степень риска. (пример с катастрофой в воздухе 2 июля 2002 года – столкновение двух самолётов и гибель всех, кто летел на них.) Стремление нормальной здоровой личности к положительным эмоциям. Если нет оснований опасаться убытков, а речь идёт о надёжном прибыльном варианте, риск недооценивается, размер расчётной ожидаемой прибыли завы-шается. В итоге имеет место так называемая недополученная прибыль.

4. Личная оценка вероятности неудачи, а так-же абсолютный размер убытка.

Во многих случаях, в особенности в круп-ных фирмах, имеющих многолетний опыт успеш-ной деятельности, убедительных данных неред-ко оказывается недостаточно для того, чтобы с их стороны последовала быстрая реакция. В подобных случаях начало реакции на потенци-альную, и нередко и реальную угрозу запаз-дывает по отношению к моменту рационального начала действий по предотвращению угрозы.

 


Теория менеджмента выделяет 4 фактора, обусловливающих такое запаздывание:

1. Задержка отчасти бывает вызвана затратами времени на наблюдение, интерпретацию и об-работку данных наблюдения и передачу полу-ченной информации соответствующим руково-дителям. С другой стороны такая задержка – следствие затрат времени этих руководите-лей на обмен информацией друг с другом и выработку общей позиции, а также затрат времени на проработку решений соответ-ствующими рабочими группами и звеньями уп-равления.

2. Запаздывание, связанное с проверкой пра-вильности информации о существовании угро-зы, поскольку некоторые руководители счи-тают, что даже несмотря на то, что уровень угрозы достиг неприемлемой величины, нет абсолютной уверенности в её реальности, а также в устойчивом характере её действия. Какой-то период времени они выжидают в надежде, что угроза отпадёт сама собой.

3. Запаздывание из-за угрозы статусу самих руководителей. Руководители, имеющие пря-мое отношение к создавшемуся критическому положению, сочтут, что признание существо-вания такого положения отразится на их репутации, либо приведёт к потере ими вла-сти в фирме. В этом случае даже если они убеждены в реальности угрозы, они будут всячески стремиться избежать роли „козлов отпущения” и получить передышку, в течение которой они могли бы укрепить свои позиции и выработать тактику отступления.

4. Запаздывание, вызванное неприятием непри-вычного, типично для управленческих тради-ций. Управляющие приучены к тому, чтобы доверять прошлому, привычному опыту и от-вергать непривычное, считая его невероят-ным и несостоятельным.

Все виды запаздывания характеризуют реак-тивное поведение в отношении к опасностям, грозящими фирме.

В настоящее время предприниматель-игрок, исповедующий принцип: „Лучше вместо найма грамотного специалиста по оценке риска из профессиональной консалтинговой фирмы обра-титься к гадалке” – отходит в прошлое.

В практику хозяйствования, в психологию предпринимателя входит принцип „не рискнёшь – прогоришь ”.

Естественно, что учёт риска и умение идти на предпринимательский риск должны согласо-вываться с мерами по уменьшению риска:

1. страхование риска;

2. резервирование, т.е. создание запасов.

В случаях риска, обусловленного ненадёж-ностью контрагентов предпринимательских опе-раций, следует предпослать заключению дого-вора изучение экономического состояния и сложившейся ранее практики деятельности лиц, с которыми заключаются договоры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.