Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема идеального в философии




Виды и иерархии ценностей

 

Очевидно, что ценности бывают первичными и вторичными.

 

Первичная ценность – это ценность высшая – то есть то, что оправдано одним только фактом его существования. То, что хорошо по определению. Эта ценность и определяет всю остальную иерархию.

В этом качестве может выступать либо Бог, либо человек

 

1) Бог как высшая ценность

Находясь на верхней ступени иерархии Бог определяет ценности более низкого порядка, задавая их иерархию, лестницу (по степени сходства с Ним).

Немецкий философ Макс Шелер дал следующий её вариант.

Ценности чувственного восприятия (приятное и неприятное).

Ценности жизненного чувства (благородное – низкое; благополучное – неблагополучное).

Духовные ценности (истина - заблуждение, добро – зло, прекрасное - безобразное) человек может возвыситься до понимания высшей ценности – т. е. Бога.

2) Человек как высшая ценность. Здесь возникаетвопрос - Какой человек – человек как жизнь (живое тело) или человек как разум и свобода.

2.1) Как жизнь – биологизаторские концепции ценности. Первичные ценности это те ценности, которые приносят удовольствие, ценности связанные с самосохранением и эстетические ценности. Вторичные ценности это социальные ценности – семья. Добро и зло, нормы, запреты верования культы.

Первичные ценности – продукт биологического развития. Они генетически запрограмированны и постоянно воспроизводятся. На их базе формируются вторичные ценности.

2.2) Как разум и свобода. Но в этом состоянии человек не может не понимать своей недостаточности, для того, чтобы всерьез считать своё существование чем - то само по себе оправданным и он либо находит Бога, либо признает абсурд в качестве нормы.

Если же он все равно признает себя высшей ценностью, то значит, он забыл о смерти, что не свидетельствует ни о его разуме (так как смерть – данность земного человеческого существования и нельзя игнорировать её и считать при этом себя здравым человеком), ни о его свободе (так как со смертью человек ничего поделать не может, его свобода здесь находит свой предел).

 

Идеальное, очевидно, это нематериальные реалии. То есть реалии, недоступные чувственному восприятию. Речь идет о чистом смысле, без примеси материального (вещественного) компонента.

Вопрос о соотношении материального и идеального в вещах (и в людях) есть формулировка проблемы идеального.

В религиозной системе координат чистое духовное бытие это бытие Бога.

В сотворенном мире идеальное тесно спаяно с материальным. Но и здесь оно может быть понято как нечто первичное по отношению к материальному.

Философом впервые, поставившим проблему идеального был италийский грек Парменид. Он впервые заговорил о тождестве бытия и мышления. Это значит есть, только то, что может быть помыслено, абсурду нет места в мире.

Философом, однозначно признавшим приоритет идеального, является Платон. Платон является основателем объективного идеализма – направления, признающего принципиальную мыслимость каждой объективно существующей вещи и рассматривающего ее смысл (эйдос, идею) в качестве единственного условия реальности её существования (Августин Аврелий, Фома Аквинат, Гегель, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк). Это концепция религиозно-философская т.к. мысли без ума не бывает, а, значит, существует индивидуальное сознание, дающее начало всем смыслам мироздания. И, вообще, нет природы без ипостаси. Объективный идеализм схватывает мысль Бога, воплощенную в мире.

Вторая идеалистическая концепция считает реальными лишь мысли человека.

Называется она субъективным идеализмом (Джордж Беркли и Дэвид Юм). Крайняя форма субъективного идеализма именуется солипсизмом и связана с признанием человеком реальности только лишь его собственного ума.

Существует также дуалистическое учение (дуализм), утверждающее равноправие материи и сознания (Рене Декарт). В материализме сознание это всего лишь способность сложно организованной материи отражать саму себя.

Соотношение сознания и бессознательного в психике человека. См. Основы философии - С. 96 - 97

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.