Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание, самосознание, личность




Самосознание -осознание субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, актов осознания действительности, своей личности.

Последнее является основой самосознания и выражается в интуитивном ощущении самого себя.

В философии для обозначения этой самосознающей реальности употребляется термин «я» или «я-бытие».

Иное обозначение «я»личность или ипостась

Здесь требуется пояснение

Термин личность связан с латинским персона persona - личина - это социальная сторона, социальные качества в человеке. Социальный это значит общечеловеческий такой как у всех. Набор качеств разный, но сами качества то у всех одни и те же. Например, вежливость – все вежливы одинаково, в том случае если одинаково вежливы.

Ипостась же это тот, кто владеет всеми эти качествами. Т.е. я сам. Ипостась тоже иногда именуется личностью. Ваш покорный слуга всегда имеет в виду под личностью именно ипостась. Самосознание по отношению к ипостаси – это социальной качество, т.е. аспект человеческого, который есть у всех.

Помимо интуиции «я» – личность непосредственно знает о факте существовании других личностей, хотя и без наличия опыта не может сказать о них ничего конкретного. Это ощущение выражается персоналистическими категориями «ты» и «мы».

 

Учение о личности содержится, прежде всего, в христианстве и имеет богословский смысл.

Христианское учение о Троице в наиболее ярком виде представлено в сочинениях позднеантичных авторов, византийцев - Св. Василия Великого и Св. Григория Богослова (IV век).

О человеческой личности больше других писалиСв. Максим Исповедник (580-662 гг.) и Владимир Лосский (ХХ век).

О Троице – См. вопрос христианская картина мира.

Применительно к человеку христианство предполагает, что он является автономной и уникальной личностью, обладающей полной свободой разумного самоопределения. Личность или ипостась по христианскому учению разумна и бессмертна и призвана к управлению природными процессами в тварном мире. Через это управление личность собственно и способна, так или иначе, проявлять себя в бытии и становиться открытой для других личностей.

 

Христианская концепция личности в некоторых своих моментах была воспроизведена в философии Нового времени.

В основе новоевропейской концепции личности лежит учение Р. Декарта. У Декарта субъект (т.е. мыслящая личность) рассматривается как исходный пункт бытия. Однако его существование не является автономным. Он не является субстанцией. Бытие субъекта определяется фактом бытия мышления как-такового (я мыслю, следовательно, я существую).

Английский философ Бертран Рассел так прокомментировал тезис Декарта «Я существую тогда, когда я мыслю, и только тогда. <…> Я вещь, которая мыслит; субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком пространстве, ни в какой материальной вещи».

Отличие христианской и новоевропейской концепций состоит в том, что в христианской концепции личность (ипостась) первее мышления – здесь субъект субстанция, а его разум, хоть и высшая, но все же способность.

В новоевропейском понимании, наоборот, безличный разум - субстанция, фундамент, а личность его производная.

Сходство же в том, что и христианство, и европейский рационализм безоговорочно признают бытие человеческой личности.

 

В отличие от восточных учений – буддизма и индуизма.

Самый радикальный из них буддизм – по учению Гаутамы Будды жизнь есть страдание, причем не просто страдание, а вечное страдание согласно опять же вечному кармическому закону, страдание происходит от желания (т.е. разных хотений которые испытывает личность – еды, питья, уважения к себе и т.д.), избавление от страданий есть избавление от желаний (т.е. надо перестать хотеть – английский писатель Гилберт Честертон так и сказал – Будда хотел, чтобы мы не хотели), к избавлению от желаний ведет великий восьмеричный путь – финал этого пути состоит в осознании небытия себя как личности, следствием чего является прекращение всяческих страданий. Нет страдающего, значит, нет и страдания. Это состояние забвения себя как личности называется нирваной. Она и есть обозначение концепции личности в буддизме – нет её и кайф.

 

Вторая восточная концепция - индуистская более содержательна

Индуистские тексты, в которых сформулированы более или менее философски связные представления о человеке, определяющие образ жизни индусов относятся к 8-6 вв. – т.е. к осевому времени. А среда в которой они формировались восходит аж к 17 – 11 вв. до н.э.

В этот период формируется индо-арийский свод гимнов известный как Риг-веда (рич-гимн), который затем в 8-6 веках был дополнен заключительной частью-ведантой (конец вед) более известной как упанишады – краткие философские трактаты – из которых можно понять что такое личность в индуизме и его варианте брахманизме.

Беглое знакомство с этими текстами сразу нам покажет, что такое человек в индуизме – он есть пашу – домашнее животное, перечисляемое вместе с коровами, лошадьми, козами и овцами. Но имеющий право совершать ритуалы и жертвоприношения.

В то же время человек именуется манушья – то есть думающий.

Т.е. индуизм признает наличие у человека сознания и самосознания и личности.

Однако индуизм отрицает реальность индивидуального сознания и, соответственно, человеческой личности. По индуистскому учению человеческая личность – есть проявление мирового сознания Высшего Я (высшее самосознание) – Атмана или Брахмана.

Т.е. «бытие погружённое в вечность», нерождённое нетленное, пронизывающее этот мир и в то же время находящийся за его пределами («запределен, в тайной сути своей не проявлен»).

Индуистский философ Шанкара – формулирует так «Существование Брахмана известно на основании того, что он является «я» каждого. Ведь каждый осознаёт существование собственного «я» и никогда не думает: «Я не существую». И это «я» (существование которого всеми осознается) есть Брахман.

Т.е. индивидуального атмана – человеческой личности просто не существует она слита с Мировым Я – Брахманом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.