Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систематичности и последовательности

[2, C.50] «Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности применим как к процессу обучения, так и воспитания. … Психологией также установлена аналогичная закономерность – при соблюдении логических связей учебный мировоззренческий материал усваивается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов».

[5, C.188] - "К. Д. Ушинский писал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящичках есть надписи, а в ящиках пусто" [Ушинский К. Д. Собрание соч.: в 11 т., т.5. /М-Л., 1949, С.355].

[1, C.181] – «Принцип системности, или упорядочение знаний учащихся. Поскольку систематичность является характеристикой любого продуманного действия, от этого названия можно было бы отказаться, сохраняя в принципе системности то, что связано с систематичностью обучения» …

 

Прежде всего, выделим принцип системности, обращаясь к нашему обсуждению понятия система, как совокупность взаимодействующих элементов из которых состоит система. В нашем случае это совокупность образов и понятий, которые сохраняются в памяти обучаемого и могут им воспроизводиться и использоваться в деятельности. Закон Эббингауза говорит нам как минимум о неэффективности запоминания отдельных элементов. Следовательно, эффективное запоминание, воспроизведение и использование хранящейся в памяти информации может обеспечить ее системность, т.е. связи между элементами учебной информации, которые должны быть заложены в самом процессе обучения. Такие связи могут быть достаточно близкими по времени изучения. Как правило это внутри дисциплинарные связи и связи между параллельно изучаемыми дисциплинами. Эти смысловые связи важны и между отдаленными элементами содержания обучения, между учебными дисциплинами, которые изучаются в разные периоды обучения. Именно таким образом построенная системность обучения может обеспечить целостное восприятие целенаправленного обучения. Зафиксируем для себя, что психологические аспекты памяти важны для проектирования и реализации в обучении принципа системности.

Близкую, но несколько иную роль несет принцип систематичности. Толковый словарь [Современный толковый словарь русского языка / Гл.ред. С. А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2004. – 960 с.] дает три общих определения этому слову: «1. Образующий определенную систему, построенный по определенному плану. 2. Строго последовательный, планомерный. 3. Постоянный регулярный». Очевидно, что постоянное, регулярное и планомерное припоминание, использование образа или понятия, их комплексов обеспечивают его активное запоминание, особенно в целостной системе обучения.

Последовательность, как принцип, ориентирует на построение цепочек связей между элементами – от простого к сложному или наоборот от общего к частному, но в любом случае от усвоенного к новому.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В часах) | Доступности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.