Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доступности

[1, С. 196] – «Принцип доступности, или преодоление трудностей учащимися в познании и преобразовании действительности. С. 197. Главный вывод, связанный с принципом доступности, касается необходимости поиска таких способов установления учителем контакта с каждым учащимся, подбора таких методов труда и средств обучения, чтобы в максимальной степени привести в движение те силы и возможности большинства учащихся, которые отвечают данной их умственного, морально-социального и физического развития».

[5, C.186] – «Доступность обучения. … Первое: сделать обучение доступным – значит правильно, с учетом познавательных возможностей учащихся, определить его содержание, т.е. тот общий объем знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся каждого класса по всем учебным предметам. … Второе: сделать обучение доступным – значит правильно определить по каждому предмету степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала, доступной для детей данного возраста и развития. … Третье: сделать обучение доступным – значит правильно определить количество учебного времени (уроков), отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечение его глубокого и прочного усвоения. … Четвертое: однако необходимость доступности обучения требует не только совершенствования учебных программ и учебников. Осуществление этой закономерности во многом зависит от учителя, от его умения использовать в процессе учебной работы яркий фактический материал, компактно и в то же время доходчиво его излагать, связывать его с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. … Пятое: осуществление доступности обучения связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития».

 

Критерием доступности воспринимаемой информации является адекватность ее воспроизведения. При этом неявно предполагается, что Ваш ученик узнал, понял смысл задаваемого вопроса, на который он отвечает. Не абсолютизируя модель памяти Аткинсона, попробуем описать кратко. механизм узнавания. Представим это таким образом: внешняя информация, пройдя через сенсорный блок, попадает в кратковременное хранилище памяти, где сравнивается с информацией, которая поступает из долговременного хранилища (ДВХ). Если внешняя информация по понятийно-символьному и/или образному ее отображению адекватна смыслам, поступившим из ДВХ – человек говорит, понимаю или, чаще всего, просто не испытывает дискомфорта в восприятии поступающей информации.

Механизм понимания сложнее, хотя начинается с узнавания, но на следующем этапе, предполагает существование процесса разложения поступившей информации по элементам смыслов, поступающих из ДВХ. Если поступающая информация разлагается на совокупность понятий, образов, не просто хранящихся в ДВХ, а поступающих из ДВХ в кратковременное хранилище памяти, то воспринимающий информацию не испытывает сложностей в ее восприятии. Это его состояние и фиксируется как понимание. При этом, часто, незначительная замена слов, определяющих смысл поступающей информации, делает ее понятной или непонятной воспринимающему человеку. С этим связана весьма часто встречающаяся житейская ситуация: ваш собеседник просит повторить непонятую им часть сообщения. Вы повторяете автоматически изменяя слова и ваш собеседник про себя или вслух произносит: «а сразу нельзя было сказать по-человечески». Мы не будем обсуждать сейчас, нюансы скорости восприятия и объем информации, поступающей в единицу времени, но обязательно рассмотрим еще один сюжет - в ДВХ воспринимающего нет базовых элементов, которые необходимы для адекватного разложения поступающей информации. Отметим, что для понимания они должны быть в ДВХ и, следовательно они должны быть внедрены в долговременное хранилище памяти.

Преподавателю важно представлять, что если эти понятия элементарны, т.е. их, в свою очередь, нельзя представить, разложить на более простые, освоенные ранее, то они должны быть приняты на веру, как аксиомы, стать не обсуждаемой единицей привычного.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Систематичности и последовательности | Принцип прочности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.