Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип прочности

Принцип сознательности и активности

[3, C.293] – «подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности... собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом».

 

Обращаясь к психологической основе принципа, мы не можем уйти от хотя бы минимального обсуждения понятия «сознание». Так словарь Психология (под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат. 1990. – 494 с.) определяет: «СОЗНАНИЕ [9, C. 368] – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. (выделение мое – В. М.).

Не пытаясь обсуждать это сложнейшее психологическое понятие, подчеркнем только роль знаний (образов, понятий, личностных смыслов), которые отображают мир во внутреннем плане человека, хранятся в его памяти, которыми он оперирует, выстраивая проект своей будущей деятельности, прежде чем выполнять реальные действия во внешнем плане. В этой интерпретации становиться очевидной связь сознания с памятью, с ее системной организацией, как в понимании поступающей информации, так и пополнении собственной базы знаний. Очевидно, что в основе принципа сознательности усвоения содержания обучения лежит реализация принципа доступности, в той его части, которая была обсуждена выше.

Принципиальная возможность представлять сложную информацию в виде логически связанных элементов (личностных смыслов), хранящихся в памяти, имеет прямое отношение к принципу системности, а включение новых элементов к реализации принципа систематичности и последовательности.

Особый аспект несет понятие «активность», подчеркивая деятельностный характер восприятия, осмысления приобретаемой информации, попросту, умственной работы обучаемого над поступающей информацией. Именно здесь связь с мотивацией обучения, с волевыми усилиями, направленными на осмысление прежнего содержания обучения и усвоения, структурирования нового материала.

 

[5, C.189] – «Прочность обучения и его цикличность. … Осмысленность и прочность усвоения изучаемого материала достигается тогда, когда его усвоение носит рассредоточенный характер. Это вызывает необходимость неоднократного обращения учащегося к изучению и запоминанию пройденного материала, т.е. его повторения».

"Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил личности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Именно поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу".

Сущность этого принципа, его связь с уже обсужденными выше принципами дидактики, вероятно, не требует дополнительных обсуждений, поскольку хорошо отображена в цитате из пособия Харламова И. Ф. (Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2 - е изд. /М.: Высш. шк., 1990, 576с.).

Толь же просто строиться психологическое обоснование и Принципа наглядности.

[3, C.296] – «Принцип наглядности обучения. … В основе его лежат следующие строго зафиксированные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: органы зрения "пропускают" в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно».

[4, C.103] - «Принцип наглядности. Какой бы степени логического мышления ни достигали учащиеся, наглядность всегда будет важнейшим средством их обучения».

[5, C.182] – «Наглядность обучения. Эта закономерность обусловлена, прежде всего тем, что обучение выступает как средство познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно тогда, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий».

Не требует психологического обоснования и Принцип научности,

[2, C.47] – «Принцип научности содержания воспитания и обучения. … Этот принцип требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали учащимся объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления».

[3, C.310] – требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Хотя в наше время при массированном потоке лженаучной, псевдонаучной информации, который обрушивают на нас средства массовой информации, нужно научиться выделять из этого потока действительно научную информацию.

Принцип связи теории с практикой, который тоже не требует сиюминутных комментариев, связанных с мотивацией обучения, но уместного замечания о связи моторной и образно - понятийной памяти.

[1, С.192] –Связи теории с практикой, с жизнью [1, С.192; 2, С. 45; 3, С.313; 4, С.138].

1. Оконь В. Введение в общую дидактику (Перевод с польского Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина) /М.: Высш. шк. 1990, 382 с. 1* (ISBN 5-06-001654-4)

2. Педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов (Под ред. Ю. К. Бабанского). 2 -е изд. /М.: Просвещение, 1988, 479 с.

3. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений /М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, 432 с.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для ст-ов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

5. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2 - е изд. /М.: Высш. шк., 1990, 576с.

 

Вернемся вновь к рисунку 4.

Рис. 4. Схема управления базовой образовательной подсистемой.

Сложный блок – «Начальное состояние системы» не обязательно связывается, например, с началом учебного года, с началом цикла обучения. В текущей ситуации определение начального состояния можно связывать с оценкой состояния на какой-то конкретный момент и, упрощая, сводить к оценке уровня подготовленности студентов, считая все остальные базовые параметры системы (условия, ресурсы, цели и т.д.) известными.

Обратим внимание, что цели, окоторых мы говорили раньше, и содержание находятся в одном блоке и именно этот блок определяет содержание блока «Подходы, методы, технологии, которые должны обеспечивать достижение целей и эффективность оценочной деятельности, представляющую информацию о функционировании всех блоков системы.

 

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В обсуждении содержания образования остановимся на двух подходах:

Ø сциентистский, абсолютизирующий роль науки в системе культуры человеческого общества и выражающийся во внешнем подражании точным наукам.

Ø культурологический подход, в соответствии с которым содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте.

На основе анализа социального опыта И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют четыре типа элементов содержания образования.

1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

2. Система умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих - для всех, формирующихся на базе полученных знаний и помогающих человеку сохранять и воспроизводить добытое человечеством.

3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности [Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982.-319 с].

Не продолжая общее обсуждение этой острой проблемы, особенно для системы общего образования, подчеркнем только, что культурологический подход, безусловно, включает науку, как значимый элемент культуры, в содержание образования. Именно на реализацию этой составляющей содержания ориентирован общедидактический принцип научности.

Подчеркнем, что его реализация, дополненная стремлением к трансляции современного уровня науки, должна быть согласована с общедидактическим принципом доступности.

С позиций нормативного подхода содержание образования определяется образовательными программами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Доступности | Статья 12. Образовательные программы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.