Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программированное обучение

Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с. – (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5 94723-033-X

С. 112 - 113. «По Скиннеру, научение происходит более эффективно тогда, когда:

1. информация, которую нужно усвоить, предъявляется постепенно;

2. обучающиеся получают незамедлительную обратную связь относительно правильности своего научения (т.е. им показывают непосредственно после опыта научения, усвоили они информацию верно или неверно);

3. научение происходит в приемлемом для обучающихся темпе.

Интересно заметить, что наиболее распространенным методом преподавания является чтение лекций, а методика чтения лекций нарушает все три вышеуказанных принципа. Скиннер предложил альтернативный метод преподавания, называемый программированным обучением, который действительно включает в себя все три принципа. Устройство, изобретенное для представления программного материала, было названо обучающая машина. Преимущества ее использования были обозначены Скиннером (Skinner, 1958) следующим образом.

Машина сама по себе, конечно же, не обучает. Она всего лишь помогает студенту вступить в контакт с тем человеком, который собрал представляемый ею материал. Это устройство помогает сэкономить рабочее время, так как оно может обеспечить контакт одного разработчика программы с бесчисленным количеством студентов. Они могут предполагать массовое производство, но эффект для каждого студента оказывается удивительным образом таким же, как при частном преподавании. Сравнение производится по нескольким показателям.

1. Существует постоянный взаимообмен между программой и студентом. В противоположность лекциям, учебникам и аудио-визуальным пособиям устройство стимулирует непрерывную деятельность. Студент всегда находится в активном состоянии и занят делом.

2. Как хороший педагог, устройство настойчиво требует того, чтобы данный вопрос был понят до конца, либо схема за схемой, либо цикл за циклом, перед тем как студент пойдет дальше. Лекции, учебники и их механизированные эквиваленты, с другой стороны, идут далее, не удостоверяясь в том, что студент понимает, и спокойно оставляют студента позади.

3. Как и хороший педагог, машина представляет только тот материал, к которому студент готов. Она просит его совершить только тот шаг, к которому он на данном этапе лучше всего подготовлен и который он, вероятно, сделает.

4. И, наконец, машина, как и частный преподаватель, подкрепляет студента за каждую правильную реакцию, используя эту непосредственную обратную связь не только для того, чтобы сформировать его поведение наиболее эффективно, но и для того, чтобы поддержать его прочность в таком роде, который неспециалист описал бы как «удержание интереса студента»».

Программированное обучение – российские авторы: Беспалько В. П., Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф.

- содержание делится на дозы (порции).

- учебный процесс идет по шагам, определяемый дозами.

- после каждого шага контроль.

- после положительного результата контроля предыдущего шага – следующая порция содержания.

- при неправильном ответе обучаемый получает помощь и вновь выходит на контроль.

- результаты всех этапов фиксируются и доступны обучаемому (в зависимости от формы и учителю).

Положительные стороны программированного обучения:

- темп обучения в значительной мере определяется самим обучаемым;

- постоянная рефлексия по результатам;

- возможность использования компьютерных технологий (репетиционный режим компьютерного обучения с подключением искусственного интеллекта).

Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М.: Изд. “Арена”, 1994. - 223 с.; С. 72 – 73.

«План Келлера» (другое название – «Персонализированная система обучения») – система индивидуализированного обучения, созданная американским психологом и педагогом Ф. С. Келлером для высших учебных заведений. Первоначально план разрабатывался в 1963 – 1964 гг. группой американских и бразильских преподавателей под руководством Ф. С. Келлера как система преподавания психологии в Бразильском университете; в 1968 г. предложена автором в обобщенном виде как общедидактическая система учебной работы в высшей школе.

Основные черты «плана Келлера»:

Ориентация системы на полное усвоение содержания учебного материала, включая требование полного усвоения предыдущего раздела как непременное условие перехода к следующему;

Индивидуальная работа учащегося в собственном темпе;

Использование лекций лишь в целях мотивации и общей ориентации учащихся;

Применение печатных учебных пособий – руководств для изложения учебной информации;

Текущая оценка усвоения материала по разделам курса так называемыми прокторами – ассистентами преподавателя из числа аспирантов или студентов, отлично усвоивших курс.

Работа учащихся по плану Келлера выглядит следующим образом. Курс делится преподавателем на ряд тематических разделов (так называемых учебных единиц, или модулей), в простейшем случае они могут совпадать главам учебника. Каждый обучаемый получает учебное пособие- руководство по каждому изучаемому разделу, где указаны цели изучения предмета, рекомендуются определенные виды работы, приводится перечень вопросов для самопроверки и контроля. Учащимся предоставляется свобода выбора учебной деятельности, индивидуальный режим учебной работы. Когда учащийся почувствует, что хорошо усвоил материал раздела, он обращается к проктору для прохождения проверки. Учащийся должен продемонстрировать полное усвоение раздела (на уровне традиционной оценки «отлично» или «хорошо»); в противном случае он заново готовит материал раздела. Проктор оценивает усвоение раздела в соответствии с заранее намеченными преподавателем четкими требованиями (оценка типа «зачет» - «незачет», соответствующая полному или неполному усвоению материала); в случае неудачи он дает учащемуся рекомендации по дополнительной проработке материала. Зачет служит своего рода допуском к изучению очередного раздела курса и посещению соответствующей лекции. Число лекций невелико (обычно около шести за семестр), их посещение необязательно; количество разделов, как правило, пятнадцать – двадцать.

Б. С. Блум изучил способности учащихся при обучении различным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие группы учащихся:

1. талантливые ≈ 5% - могут усваивать в высоком темпе;

2. обычные ≈ 90% - результаты усвоения пропорциональны затрачиваемому времени. (Обратите внимание на отсутствующие 5%!).

С. 69. «… обучение на основе полного усвоения лучше подходит к такому учебному процессу, в котором:

1. изучаются поддающиеся обособлению, четко вычлененные фрагменты учебного материала;

2. для содержания учебного материала характерны последовательность и взаимосвязь, например, разделы математики, естествознания;

3. требуется усвоение на очень высоком уровне».

Положительной стороной модели полного усвоения является индивидуализация работы учащихся, которые работают в своем темпе и имеют возможность контактировать с прокторами.

Для реализации модели требуется полное обеспечение учащихся информационными материалами (пособия, методички, желательно компьютерное обеспечение процесса).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 12. Образовательные программы | Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.