Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и доход




Ценовая эластичность спроса влияет на объем общей выручки от продажи. При эластичном спросе существует обратная зависимость между изменением цены и изменением выручки от продажи, при неэластичном – прямая. При спросе с единичной эластичностью изменение цены не приводит к изменению выручки от продажи.

Рис. 2. Взаимосвязь эластичности и валовой выручки.

При дуговой эластичности спроса валовая выручка зависит от степени эластичности.

Рис. 3. Зависимость валовой выручки от степени эластичности по цене.

б) Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.

Лицам, ответственным за ценовую стратегию фирмы и ее мар­кетинг, важно принимать во внимание все факторы, влияющие на эластичность. Ведь их изменение может приводить к изменению реакции спроса на повышение или понижение цен. Среди факторов эластичности спроса особо выделяются следующие:

1) Наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).

2) Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

3) Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.

4) Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

5) Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.

6) Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

7) «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

в) Эластичность спроса по доходу

Это отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода:

EDY =

Поскольку при изменении дохода по-разному меняется спрос потребителя на нормальные (высшей категории качества) и аномальные (низшей категории качества) товары, то и показатель эластичности может иметь разный знак. Так, если потребитель уве­личивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (EDY > 0). В этом случае речь явно идет о нор­мальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом увеличение спроса опережает рост дохода DY > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, напри­мер автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.

Возможна и противоположная ситуация, когда значение EDY отрицательно (EDI < 0). В этом случае речь идет об аномальных това­рах (дешевые сорта макарон, маргарин и т.п.), т.е. о тех товарах, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными или престижными.

г) Пере­крестная эластичность.

Это отношение процен­тного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:

Ecross =

Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреб­лении между рассматриваемыми товарами. Если Ecross > 0, т.е. с по­вышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Например, рост цен на американские куриные окорочка заставляет покупателей переходить на относительно дешевую российскую рыбу или подо­рожавший рис заменять более дешевым картофелем.

Если Ecross < 0, т.е. повышение цен на товар В ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими това­рами. Например, при росте цен на фотопленку уменьшается спрос на фотоаппараты.

Наконец, товары могут быть «индифферентны» друг к другу (Ecross 0). Другими словами, изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой, например растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.

Знание перекрестной эластичности важно для менеджера по двум причинам. Во-первых, перекрестная эластичность показывает реакцию на изменение цен продуктов, конкурирующих с данным.

Кроме того, перекрестная эластичность существует не только по отношению к чужим, но и по отношению к собственным изделиям. Последнее, например, наблюдается, когда фирма выпускает целую линию продуктов (например, телевизоры нескольких моделей). Ме­няя цены на одну модель, менеджер должен понимать, что этот шаг скажется не только на спросе на нее, но и на объеме продаж других моделей. Вполне возможно, например, что, снизив цену на дорогую модель, фирма добьется не увеличения общего спроса на свою про­дукцию, а простого перераспределения спроса с одних продуктов на другие.

Во-вторых, величина перекрестной эластичности позволяет четче очертить круг товаров-конкурентов. Это совсем не простая проблема. Дело в том, что, говоря о взаимодополняемости, взаимо­заменяемости и индифферентности товаров, мы имеем в виду их экономические, а не физические характеристики. Например, квар­тира и автомобиль в физическом отношении не являются субститу­тами и вроде бы не должны конкурировать. Однако, потратившись на машину, потребитель, вполне возможно, не найдет средств для одновременного расширения жилплощади. Другой же потребитель, копящий деньги на квартиру, останется равнодушным к любым ав­томобилям не потому, что вовсе не интересуется ими, а потому, что на все сразу денег не хватит. То есть в экономическом смысле взаи­мозаменяемость обоих товаров налицо: они явно «борются» за по­требителя. Соответственно индикатором взаимозаменяемости бу­дет положительная величина коэффициентов перекрестной эластичности обоих товаров. Отметим, что это не абстрактная тео­рия. Российские продавцы иномарок постоянно наблюдают пони­жение спроса на свои товары при появлении выгодных предложе­ний на рынке недвижимости.

Чаше всего анализиру­ется ценовая эластичность предложения. Ее можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены. Измерение эластично­сти предложения проводится с помощью коэффициента эластично­сти. Он рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула подсчета коэффициента эластичности предложения по иене ) имеет вид:

ESP =

Выделяются три степени эластичности предложения:

1)эластичное предложение (ESP > 1),малый угол наклона к горизонтали;

2)неэластичное предложение (ESP < 1),больший угол наклона к горизонтали;

3)предложение единичной эластичности (ESP = 1), биссектриса.

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения:

■ абсолютно эластичное предложение (ESP), горизонталь;

■ абсолютно неэластичное предложение (ESP = 0), вертикаль.

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка про­цента, наличие резервных производственных мощностей и др. Име­ют значение и характер продукции, использование при ее выпуске уникальных ресурсов. Так, предложение сельскохозяйственной про­дукции часто бывает менее эластично, чем промышленной, поскольку свойства земельных участков, используемых, например, в виноделии, бывают неповторимыми. Это не позволяет произвольно увеличивать выпуск определенного сорта вина, какие бы высокие иены за него ни предлагали.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот фактор рассматривается в предыдущем вопросе).

2. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

3. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения.

4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

5. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).

Главным фактором, определяющим эластичность предложения, является, время, длительность периода, в тече­ние которого производители имеют возможность приспосабливать убьем предложения к изменению цены. Принято различать три вре­менных интервала:

кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а зна­чит, объем предложения практически фиксирован;

краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства, например сырье, рабочая сила;

долгосрочный период, который достаточно продолжителен для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В этом случае переменными становятся все факторы производства.

Обратим внимание на то, что фактор времени в экономиче­ском смысле, о котором мы только что говорили, сильно отличается от бытовой или астрономической трактовки времени. Фактор вре­мени связан не столько с определенным числом месяцев или лет, сколько с возможностью или невозможностью использовать при выпуске дополнительные ресурсы. Чем меньше физического време­ни занимает переход от кратчайшего до долгосрочного периода, тем более гибким будет предложение, тем шире палитра возможных ва­риантов поведения фирмы на рынке. Известно, например, как вы­соко практики ценят наличие у предприятия открытых кредитных линий в банке: они позволяют почти мгновенно закупить дополни­тельные ресурсы, не дожидаясь, пока появятся собственные сред­ства.

 

Вопрос 5. Вмешательство государства в механизм спроса и предложения.

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Нарисуем стандартный график кривых спроса и предложения.

Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Pe1 и объемом Qe1. Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S2. Прежний равновесный объем Qe1 производители захотят продать по цене P2 (P2 = Pe1+T). Но при данной цене спрос (Qd2) значительно меньше прежнего (Qe1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Несколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E2). Новая равновесная цена Pe2 окажется выше прежней (Pe1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Qe2 < Qe1).

Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену Pe2, которая выше прежней равновесной на величину (Pe2 - Pe1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену Pe2, выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P- за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (Pe1 – P/).

Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса.

Нетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Qe1 потребитель готов покупать только по цене P2, однако продавец по этой цене готов предложить объем только QS2. Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит Pe2, а объем продаж - Qe2. Цену Pe2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (Pe1 - Pe2) образует «долю» продавца в налоге. Но кроме цены Pe2, покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P+. Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P+ - Pe1,) образует «долю» покупателя в налоге.

Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Нарисуем два графика (рис. 36).

В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S1, то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S2). В том числе прежний равновесный объем по цене P/ (P/ = Pe1-V). Но при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

Новая равновесная цена будет больше P/, но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P+ за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P+ - Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.

Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения.

Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P2), либо на более высоком (P1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены (или «потолочные цены») чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены (или «минимальные цены») устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.