Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика бухгалтерского дела в компьютерной среде




Тема 7

7.1. Современные системы автоматизации.

7.2. Выбор программ автоматизации бухгал­терского дела.

7.3. Организация автоматизированного рабоче­го места бухгалтера.

7.4. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета.

7.1. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

Автоматизация управления деятельностью предпри­ятия невозможна без автоматизации бухгалтерского учета. Более того, именно с последней целесообразно начи­нать автоматизацию управления.

Это вызвано следующими факторами:

- задачи бухгалтерского учета хорошо структуриро­ваны, имеют известный и несложный алгоритм решения с преобладанием арифметических операций;

- бухгалтерский учет собирает и регистрирует информа­цию обо всех хозяйственных операциях, которая необходи­ма и остальным управленческим структурам предприятия;

- автоматизация бухгалтерского учета стала неотлож­ной задачей, так как внешние пользователи бухгалтерс­кой информации, которым бухгалтерия должна представ­лять свои отчеты (Пенсионный фонд, налоговые органы), требуют их в электронной форме, на машиночитаемых носителях. Принятый Государственной Думой закон об электронной подписи только усиливает эту тенденцию.

Российские автоматизированные системы прошли несколько этапов своего развития.

Первое поколение (1988-1991гг.) характеризуется функциональной примитивностью и сложностью адап­тации к быстро меняющимся правилам бухгалтерского учета в России, системы были предназначены для эксп­луатации в виде автоматизированных рабочих мест на автономных компьютерах.

Второе поколение систем (1992-1994гг.) отличает­ся большей функциональной полнотой и приспособлен­ностью к различным изменениям в правилах бухгалтер­ского учета, было предназначено для работы в локаль­ных сетях или автономно. Стали появляться не только широко тиражируемые системы, но и программные про­дукты, ориентированные на определенный круг клиен­тов, например, системы для автоматизации торговых предприятий.

Третье поколение бухгалтерских систем (1995-1996 гг.) отличают комплексный подход и более узкая спе­циализация. Бухгалтерские комплексы третьего поколе­ния функционируют в системе Windows, все могут рабо­тать в сети, как правило, имеют встроенные средства раз­вития и полностью совместимы с другими программны­ми продуктами фирмы-разработчика, обеспечивающими полную автоматизацию избранного объекта (банка, тор­гового иди производственного предприятия и др.).

Четвертое (современное) поколение – это бухгал­терские системы, а по своей сути уже комплексные корпоративные информационные системы (КИС), которые характеризуются интегрированными технологическими решениями, предполагающими поставку вместе с программными средствами и консалтинговых услуг.

В основу современных пакетов компьютеризации бухгалтерского дела положены следующие системы:

1) система реального времени - обеспечивает авто­матическое обновление данных во всей системе при из­менении данных в одной из подсистем;

2) интегрированная система - осуществляет цент­рализованный сбор и распределение данных между раз­личными подсистемами, такими как счета к получению, расчет стоимости работ, расчет заработной платы, веде­ние Главной книги и т. д.;

3) сателлитная система - позволяет работать как с рабочих мест предприятия, так и с рабочего места бухгалтера из компании, обслуживающей данное предприятие.

В основном разработки по автоматизации бухгалтер­ского учета и аудита ведутся по следующим направлени­ям (классам):

1) комплексная автоматизация бухгалтерского уче­та для малого бизнеса;

2) комплексная автоматизация крупных предприятий;

3) автоматизация отдельных участков учета.

Очень широко представлены на рынке компьютерных технологий программы, представляющее третье направ­ление, такие как «Склад», «Зарплата», «Учет основных средств» и т.д. Они облегчают труд бухгалтеров, но не решают проблему комплексной автоматизации. Подав­ляющая часть компьютерных программ для бухгалтерс­кого дела разработана с учетом использования среды Windows.

Наиболее популярны в настоящее время сравнительно недорогие тиражируемые комплексы такие как, серии программ «1C: Бухгалтерия», «Парус», «БЭСТ», а также «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-бухгалтер» и ряд других.

7.2. ВЫБОР ПРОГРАММ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

Для достижения ус­пеха при автоматизации бухгалтерского дела необходимо ориентироваться на функциональность систем бухгал­терского учета, а именно, бухгалтерские системы должны уметь:

• правильно производить арифметические расчеты;

• обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произ­вольной формы;

• осуществлять безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую;

• производить накопление итогов и исчисление про­центов произвольной сложности;

• обращаться к данным и отчетам за прошлые периоды.

Для того чтобы обеспечить указанные возможности, система должна иметь единую базу данных (БД) по теку­щему состоянию бухгалтерского учета на предприятии и архивным материалам, любые сведения из которой могут быть легко получены по любому запросу пользова­теля. В зависимости от особенностей учета на предприятии БД могут содержать различную информацию, но в обязательном порядке должны соответствовать структу­ре принятого плана счетов, задающего основные парамет­ры настройки системы на конкретную учетную деятель­ность.

Большинство предлагаемых на российском рынке бухгалтерских систем имеют приемлемую (по крайней мере, для малых и средних предприятий) функциональ­ную полноту. При этом на первый план выходят следую­щие параметры оценки системы:

1. Система должна быть понятной.

2. Система должна быть удобной.

3. Система должна быть надежной.

4. Система должна быть адекватной.

5. Разработчик должен быть «солидным».

Следует руководствоваться следующими критери­ями при выборе фирмы-разработчика системы автома­тизации бухгалтерского дела:

• стаж работы фирмы на рынке;

• количество проданных копий или внедрений системы (всего и за последний год);

• цена системы (очень низкие и очень высокие цены одинаково опасны);

• наличие или отсутствие поддержки системы, виды поддержки («горячая линия», консультация в офисе фир­мы, выездные консультации, службы внедрения и т. д.);

• наличие или отсутствие учебных центров;

• отзывы пользователей, уже купивших такую систему;

• другая деятельность фирмы.

Можно также оценить солидность фирмы, посетив офис, в солидных фирмах переговоры с клиентами ведут профессионалы, а документация тщательно продумана и выверена.

7. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА БУХГАЛТЕРА

Персональные компьютеры обеспечивают формиро­вание первичных документов и учетных регистров, что дает возможность организовать автоматизированное ра­бочее место (АРМ) с использованием диалогового режима. АРМ организуется на базе персонального компьюте­ра, который может использоваться либо автономно, либо в связи с другими. В первом случае организуется АРМ с замкнутым циклом обработки данных. Во втором - ин­формационный обмен обеспечивается между отдельны­ми АРМ на уровне документа, машинного носителя или автоматический информационный обмен на уровне со­здания локальной вычислительной сети.

При проектировании АРМ бухгалтера можно выде­лить два основных вида обеспечения: техническое и про­граммное.

Стадия технического обеспечения - приобретение и создание условий для его рационального и эффектив­ного применения, т.е. комплектация соответствующей периферией. Программное обеспечение - это инструмен­тарий, с помощью которого бухгалтер на своем рабочем месте сможет вести весь процесс обработки данных на компьютере, начиная с ввода информация, заканчивая получением регистров бухгалтерского учета.

С вводом в эксплуатацию АРМ бухгалтера на базе компьютера происходит распределение функций между бухгалтером и собственно персональным компьютером (ПК). Бухгалтер выполняет следующие операции: сбор первичных документов; контроль их достоверности; ввод данных в РК и записи их на носители (дискеты, диски); управление их обработкой на машине; получение регистров выходной информации; контроль, анализ и регулирование расчетов.

7.4. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕХОДУ НА АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ СИСТЕМУ УЧЕТА

Прежде чем приступать к автоматизации бухгалтер­ского учета на предприятии руководитель, а также пер­сонал, так или иначе связанный с проектом, должны ответить на ряд вопросов. Например, какова степень готовности к автоматизации? Наличие собственно компьютеров и сопутствующей офисной техники безус­ловно важно, но это не главное. Прежде всего труд на предприятии должен быть систематизирован, то есть персо­нал должен знать, как отрабатывать стандартные ситуа­ции, а также как неизбежное, — нестандартные. Только в этом случае даже использование автономных средств автоматизации даст ощутимый результат. Если деятельность отдельных элементов в «живой» системе налажена и стабилизирована и предприятие готово к автоматизации, встает вопрос: автоматизация учета или учет на базе автоматизации?

Следующий вопрос касается выбора собственно автоматизации: комплексная или системная автомати­зация? При комплексной автоматизации предприятие оснащается набором АРМ, каждое из которых помогает решению той или иной задачи. Но если информацион­ные связи между автономными АРМ разорваны, это дает почву для умышленных искажений, небрежности или обычных ошибок и требует дополнительного контроля и дублирования информации. В системе же разрыв какой-либо информационной цепочки сигнализирует об ава­рии и локализует ее источник. При системной автоматизации предполагается, что объектом выступает не от­дельная задача, а предприятие в целом или его часть, которая сама по себе образует систему.

Обязательным при подготовке к переходу на автома­тизированную систему учета является возложение и/или распределение ответственности за мероприятия по подготовке и проведению автоматизации:

1. Один из сотрудников (менеджер) должен нести пол­ную ответственность за проект.

2. Весь персонал, так или иначе связанный с проек­том (включая рядовых бухгалтеров), должен участвовать в планировании системы и ее внедрении.

3. Менеджер по внедрению должен определить при­оритет задач и действий, и быть готовым к их поэтапно­му выполнению.

4. Фирма должна спланировать бюджет для закупки необходимых компьютерных и программных средств в соответствии с уровнем ожидаемых результатов.

5. Директор предприятия (фирмы) должен знать весь проект в деталях.

При планировании бюджета для закупки компью­терных и программных средств необходимо оценить оку­паемость программного продукта, для этого необходимо проанализировать стоимость самого программного сред­ства и затраты на его освоение и эксплуатацию.

Контрольные вопросы

1. С какой целью предприятия внедряют автома­тизированный компьютерный учет?

2. Какие этапы развития автоматизированных систем вы знаете?

3. Что характерно для современного (четвертого) поколения автоматизированных бухгалтерских систем?

4. Какие направления разработок по автоматизации бухгалтерского учета ведутся в настоящее время?

5. Какие параметры оценки компьютерных бухгалтерских систем вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. Какие виды обеспечения выделяют при органи­зации АРМ бухгалтера?

7. Какие мероприятия необходимо провести для распределения ответственности за организацию АРМ бухгалтера?

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бреславцева Н.А., Медведева О.В., Нораревян Г.Г. Бухгалтерское дело. - М.: «Приор-издат», 2004 г.

2. Бухгалтерское дело; Учебное пособие для вузов. Под ред. Профессора Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.

3. Проданова Н. А., Зацаринная Е. И. Бухгалтерское дело. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г.

4. Соколова Е.С. Бухгалтерское дело. Учебник. - М.: ИД ФБК - Пресс, 2003г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.