КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В соответствии с БК РФ (ст. 98)
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: - государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; - договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; - договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 2. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Государственный внутренний долг РФ: • кредиты, полученных Правительством РФ; • государственные займов; • другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. В объем государственного внешнего долга РФ включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией; объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Представление об эффективности государственных кредитных операций даёт показатель, характеризующий процентное отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита (Э г.кред): Пг.кред – Рг.кред Э г.кред =------------------------ 100%, Рг.кред где Пг.кред - поступления по системе государственного кредита; Рг.кред - расходы по системе государственного кредита. По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания, который рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг (в процентах): Платежи по внешнему государственному долгу Кобсл.вн.госдолга = ------------------------------------------------------------------- 100%. Валютные поступления от экспорта товаров и услуг Принято считать, что если этот коэффициент равен 25%, то это является безопасным уровнем обслуживания государственного долга. В России он значительно выше, поэтому для финансового оздоровления страны необходимо решить вопрос о повышении эффективности государственного кредита. Для этого принимаются такие меры в области управления государственным долгом. Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов: · Рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств; · Конверсия – изменение доходности займа; · Консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения; · Новация – соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора; · Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов; · Отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам; · Дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга, невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа (банкротство или технический дефолт).
Яркий пример суверенного дефолта — дефолт 1998 года. 17 августа Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ (девальвацию и объявило дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте, попросив отсрочить выплату внешнего долга. Менее чем через год начался экономический рост на докризисном уровне благодаря буму цен на энергоносители из–за роста потребления энергии в Китае). В 2001 году дефолт произошел в Аргентине (глубокая рецессия - рост дефицита - потеря доверия инвесторов - бегство иностранного капитала - население начало снимать свои сбережения с банковских счетов, превращая песо в доллары и вывозя капталы за границу – меры Правительства - заморозка текущих счетов на год, можно снимать со счетов только небольшие суммы), в Мексике в 1994 году (неожиданным обесцениванием национальной валюты в декабре 1994 года. Его влияние на соседние страны было названо «эффектом текилы», выпуску краткосрочных государственных облигаций “тесобонов”, номинированных в песо, но индексированных к доллару - бегство капиталов из страны, меры в поддержку песо, увеличение процентных ставок по государственным облигациям из–за высокой степени риска - отказ от привязки национальной валюты к доллару - девальвация песо, невозможная индексация государственных облигаций к доллару), в Уругвае в 2003 году (последствия аргентинского кризиса, девальвация песо и резкое снижение ВНП – отсрочка выплат).
На появление или увеличение государственного долга влияют государственный кредит, который на практике реализуется посредством государственных займов. Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков: 1. по месту размещения: внешние и внутренние. 2. по способу обращения: рыночные и нерыночные. 3. по сроку заимствования средств: краткосрочные (со сроком обращения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
4. по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов: займы делятся на закладные и беззакладные. 5. по уровню эмитента: федеральные, региональные и местные. 6. по форме выплаты дохода: процентные, дисконтные, выигрышные, индексационные. 7. по принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа: обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. 8. по способу погашения задолженности: займы, подлежащие оплате одновременно, и займы, подлежащие оплате частями. 9. по способу определения предлагаемого инвестору дохода: займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. 10. по направлениям использования заемных средств: целевые и нецелевые.
Государственный кредит – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – в качестве кредиторов. Однако, государство может выступать и как кредитор, направляя свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач: · поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов; · регулирование макро- и микроэкономических процессов; · воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Основными функциями государственного кредита являются: 1. образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. 2. использование денежных фондов – функция, вытекающая из необходимости возврата денежных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования.
3. контроль – функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического спроса, объем денежной массы в обращении.
Государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Внутренние государственные займы обычно оформляются облигациями на всю сумму займа. Безоблигационные займы — займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы, которые оформляются путем записей по счетам государственного долга. Различают рыночные и нерыночные облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации составляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Нерыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако в этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже. В современных условиях государственная задолженность достигла таких масштабов, что некоторые государства оказываются не в состоянии погашать обязательства по государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему. Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга. Такие формы государственного кредита, как казначейские ссуды и гарантированные займы, только начинают использоваться в России. Казначейские ссуды – это оказание финансовой помощи предприятиям и организациям со стороны учреждений государственного управления за счёт бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. При гарантированном займе правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного вышестоящими органами власти или хозяйственными органами, а также выплату процентов по нему.
Целями выпуска государственных ценных бумаг являются: • финансирование текущего бюджетного дефицита; • погашение ранее выпущенных размещенных займов; • обеспечение кассового исполнения государственного бюджета; • обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года; • финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти; • финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение. Часто выпуск долговых обязательств обусловлен потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов. Эта необходимость может возникать и при бездефицитности бюджета за текущий год. Рынок государственных ценных бумаг — неотъемлемая часть хозяйственного механизма, обеспечивает надежную систему подачи денежной наличности в казну государства и предоставляет возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства. В рамках одного финансового года могут возникать короткие разрывы между поступлением государственных доходов и осуществлением расходов Для покрытия этого разрыва государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых местными органами власти, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые пользуются поддержкой государства. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг. Масштабы заимствования государством средств на фондовом рынке в разных странах с рыночной экономикой далеко неодинаковы. Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |