Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В соответствии с БК РФ (ст. 98)




Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

 

Государственный внутренний долг РФ:

• кредиты, полученных Правительством РФ;

• государственные займов;

• другие долговые обязательства, гарантированные Прави­тельством РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Представление об эффективности государственных кредитных операций даёт показатель, характеризующий процентное отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита (Э г.кред):

Пг.кред – Рг.кред

Э г.кред =------------------------ 100%,

Рг.кред

где Пг.кред - поступления по системе государственного кредита;

Рг.кред - расходы по системе государственного кредита.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания, который рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг (в процентах):

Платежи по внешнему государственному долгу

Кобсл.вн.госдолга = ------------------------------------------------------------------- 100%.

Валютные поступления от экспорта товаров и услуг

Принято считать, что если этот коэффициент равен 25%, то это является безопасным уровнем обслуживания государственного долга. В России он значительно выше, поэтому для финансового оздоровления страны необходимо решить вопрос о повышении эффективности государственного кредита. Для этого принимаются такие меры в области управления государственным долгом.

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

· Рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

· Конверсия – изменение доходности займа;

· Консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

· Новация – соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

· Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

· Отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

· Дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга, невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа (банкротство или технический дефолт).

Яркий пример суверенного дефолта — дефолт 1998 года. 17 августа Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ (девальвацию и объявило дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте, попросив отсрочить выплату внешнего долга. Менее чем через год начался экономический рост на докризисном уровне благодаря буму цен на энергоносители из–за роста потребления энергии в Китае).

В 2001 году дефолт произошел в Аргентине (глубокая рецессия - рост дефицита - потеря доверия инвесторов - бегство иностранного капитала - население начало снимать свои сбережения с банковских счетов, превращая песо в доллары и вывозя капталы за границу – меры Правительства - заморозка текущих счетов на год, можно снимать со счетов только небольшие суммы),

в Мексике в 1994 году (неожиданным обесцениванием национальной валюты в декабре 1994 года. Его влияние на соседние страны было названо «эффектом текилы», выпуску краткосрочных государственных облигаций “тесобонов”, номинированных в песо, но индексированных к доллару - бегство капиталов из страны, меры в поддержку песо, увеличение процентных ставок по государственным облигациям из–за высокой степени риска - отказ от привязки национальной валюты к доллару - девальвация песо, невозможная индексация государственных облигаций к доллару),

в Уругвае в 2003 году (последствия аргентинского кризиса, девальвация песо и резкое снижение ВНП – отсрочка выплат).

 

На появление или увеличение государственного долга влияют государственный кредит, который на практике реализуется посредством государственных займов.

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков:

1. по месту размещения: внешние и внутренние.

2. по способу обращения: рыночные и нерыночные.

3. по сроку заимствования средств: краткосрочные (со сроком обращения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

4. по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов: займы делятся на закладные и беззакладные.

5. по уровню эмитента: федеральные, региональные и местные.

6. по форме выплаты дохода: процентные, дисконтные, выигрышные, индексационные.

7. по принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа: обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения.

8. по способу погашения задолженности: займы, подлежащие оплате одновременно, и займы, подлежащие оплате частями.

9. по способу определения предлагаемого инвестору дохода: займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.

10. по направлениям использования заемных средств: целевые и нецелевые.

 

Государственный кредит – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица.

В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – в качестве кредиторов. Однако, государство может выступать и как кредитор, направляя свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость.

 

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

· поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

· регулирование макро- и микроэкономических процессов;

· воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

 

Основными функциями государственного кредита являются:

1. образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности.

2. использование денежных фондов – функция, вытекающая из необходимости возврата денежных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования.

3. контроль – функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического спроса, объем денежной массы в обращении.

 

Государственные займы подразделяются на облигацион­ные и безоблигационные.

Внутренние государственные займы обычно оформляются облигациями на всю сумму займа. Безобли­гационные займы — займы правительства у сберкасс или внеш­ние межправительственные займы, которые оформляются путем записей по счетам государственного долга.

Различают рыночные и нерыночные облигации и специ­альные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации со­ставляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Не­рыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако в этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правитель­ственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.

В современных условиях государственная задолженность дос­тигла таких масштабов, что некоторые государства оказываются не в состоянии погашать обязательства по государственным зай­мам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получи­ли операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по об­лигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему.

Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., ко­торые эмитируются центральным правительством, местными органа­ми власти, организациями и учреждениями, находящимися в государ­ственной собственности (либо под контролем государства) и привле­кают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.

Облигация представляет собой ценную бумагу, символизи­рующую государственное долговое обязательство и дающую пра­во ее владельцу по истечении определенного срока получить об­ратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государст­во обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с про­центами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Такие формы государственного кредита, как казначейские ссуды и гарантированные займы, только начинают использоваться в России. Казначейские ссуды – это оказание финансовой помощи предприятиям и организациям со стороны учреждений государственного управления за счёт бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. При гарантированном займе правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного вышестоящими органами власти или хозяйственными органами, а также выплату процентов по нему.

 

Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:

• финансирование текущего бюджетного дефицита;

• погашение ранее выпущенных размещенных займов;

• обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

• обеспечение равномерного поступления налоговых пла­тежей в течение всего финансового года;

• финансирование целевых программ, осуществляемых ме­стными органами власти;

• финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социаль­ное значение.

Часто выпуск долговых обязательств обусловлен потребно­стью погашения ранее выпущенных правительством займов. Эта необходимость может возникать и при бездефицитности бюдже­та за текущий год.

Рынок государственных ценных бумаг — неотъемлемая часть хозяйственного механизма, обеспечивает надежную систему подачи денежной наличности в казну государства и предоставляет возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их времен­но свободные денежные средства.

В рамках одного финансового года могут возникать короткие разрывы между поступлением государственных доходов и осу­ществлением расходов Для покрытия этого разрыва государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполне­ния бюджета.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг мо­жет способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалан­сированности бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для фи­нансирования программ, осуществляемых местными органами власти, а также для привлечения средств во внебюджетные фон­ды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательст­вам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые пользуются поддержкой государства. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бу­маг. Масштабы заимствования государством средств на фондо­вом рынке в разных странах с рыночной экономикой далеко не­одинаковы.

Финансирование государственного долга посредством вы­пуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.