КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия статистики
Учебно-материальное обеспечение 1. Комплект технических средств обучения (проектор, компьютер, экран). 2. Презентация по теме лекции (5 слайдов). 3. Доска, мел.
Литература:
основная: 1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – С. 19 - 140. 2. Лунев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 9 – 54.
дополнительная: 3.Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.
Содержание занятия и методика его проведения Вступительная часть. Проверяется наличие студентов, их готовность к занятию. Объявляются тема и цели занятия. Раскрываются актуальность темы, её значение для последующего изучения судебной статистики и других учебных дисциплин по специальности обучения. Объявляются учебные вопросы, выносимые на лекцию, и рекомендованная для самостоятельного изучения основная и дополнительная литература.
Судебная (юридическая, правовая) статистика традиционно входит в набор обязательных учебных дисциплин при подготовке специалистов с высшим юридическим образованием. Юристы уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой и иной специализации в своей практической деятельности имеют дело не только с конкретными юридическими фактами, но с массовыми юридически значимыми явлениями и процессами, статистический анализ которых – необходимое условие их профессиональной деятельности.
Основная часть. Раскрываются вопросы лекции. Основные определения и понятия даются под запись. Приводятся примеры из истории статистики, социальной и экономической отраслей статистики.
Появление слова «статистика» и современное понимание этого слова разделены историей почти на 100 лет. Статистические методы анализа массовых явлений впервые применили в XVII в. английские «политические арифметики» Дж. Граунт (1620 - 1674) и У. Петти (1623 - 1687): первый - при изучении движения населения в Лондоне, а второй - при исчислении народного богатства, дохода, численности и состава населения. Применяя статистические методы, они не употребляли слова «статистика». В научный оборот его ввел немецкий профессор Г. Ахенваль, который в 1746 г., начиная читать в Мордургском университете новую научную дисциплину, назвал ее «статистикой». Будучи основателем немецкой описательной школы, он полагал, что содержание новой учебной дисциплины, которую он рассматривал как отрасль государствоведения, состоит в описании политического состояния государств. Для ее названия латинские и итальянские слова о государстве (status - состояние, положение; stato - государство и statista - знаток государства) могли иметь определяющее значение. В конечном итоге словом «статистика» в середине XVIII в. стали называть фактические сведения о государствах. К таким сведениям относились данные о численности и движении населения государств, их экономике, территориальном делении и т.д. Со временем содержание этого термина усложнялось, расширялось и уточнялось.
Статистика – это отрасль науки, изучающая количественную сторону массовых явлений в целях раскрытия их качественного своеобразия и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
Статистика – это не только зеркальное отражение явлений и фактов природы, общества и сознания. Статистика – это инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой. Предмет исследования статистики как общественной науки – массовые явления социально-экономической жизни; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Выделяют три уровня статистической науки (структура представлена на рис. 1). Первый уровень – общая теория статистики – наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений. На втором уровне выделены две большие обобщающие отрасли: экономическая и социальная статистики. Экономическая статистика изучает явления и процессы в области экономики; структуру, пропорции и элементы общественного воспроизводства; формирует систему показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования. Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений. Отрасли экономической статистики: статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов и т.д. Социальная статистика, одной из отраслей которой и является правовая статистика, включает, кроме того, следующие отрасли: демографическая статистика, статистика политики, здравоохранения, науки, просвещения и т.д. На третьем уровне выделены отдельные отрасли экономической и социальной статистики. Общая черта сведений, составляющих статистику, объект ее исследования – то, что они всегда относятся не к одному единичному явлению, а охватывают сводными характеристиками целый ряд таких явлений, т.е. их совокупность.
Статистическая совокупность – множество элементов, обладающих массовостью, некоторыми общими, но не обязательно системными свойствами, существенными характеристиками – однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных элементов и наличием вариации признаков, их характеризующих. Элементы, множество которых образует изучаемую статистикой совокупность, называют единицами статистической совокупности. Статистические совокупности могут быть: а) стохастическими, или вероятностными (если свойства или параметры статистической совокупности имеют случайный, вероятностный характер), и детерминированными (если свойства и параметры имеют неслучайный, детерминированный характер); б) простыми, или одномерными (если статистическая совокупность характеризуется отдельным свойством, параметром либо системой непересекающихся свойств или параметров), и сложными, или многомерными (если статистическая совокупность характеризуется системой пересекающихся свойств или параметров); в) гомогенными, или однородными (если все свойства и параметры присущи каждому элементу статистической совокупности), и гетерогенными, или неоднородными (если свойства и параметры статистической совокупности распределяются по ее подмножествам). Статистические совокупности имеют определенные свойства, носители которых – единицы совокупности (факты, явления реальной жизни), обладающие определенными признаками.
Признаки – это свойства, характерные черты или особенности объектов (явлений), которые могут быть охарактеризованы рядом статистических величин.
Признаки, варьирующиеся от единицы к единице, составляют специфическую черту совокупности, делающую ее предметом изучения статистики. Соответственно они называются статистическими признаками. Очевидно, что единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную однородность совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков. Вариация – изменение (колеблемость) значений признака при переходе от одной единицы совокупности к другой.
Количественную характеристику социально-экономических явлений статистика выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями.
Статистический показатель – обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в единстве с их качественной определенностью.
Примерами показателей служат: плотность населения, естественный прирост (+), убыль (-) населения, общие коэффициенты рождаемости и смертности, валовой внутренний продукт (ВВП), прожиточный минимум, уровень преступности и т.д. В статистической практике термин «показатель» употребляется и в более узком смысле как конкретное значение размеров явления в условиях конкретного места и времени: коэффициент преступности, коэффициент судимости, тяжесть последствий ДТП, процент раскрываемости преступлений и т.д. Понятия признака и статистического показателя взаимосвязаны и в ряде случаев употребляются как тождественные. Но показатель выражает единство качественной и количественной сторон явления (их меру), а признак характеризует отличительные особенности или сходство объектов статистической совокупности. Иногда в литературе признаки делят на качественные и количественные. Ю.Д. Блувштейн выделяет еще и «полуколичественные» признаки. Это деление условно, так как всегда существует неразрывная связь качества и количества. К первому виду относятся признаки, варианты которых отличаются друг от друга качественным содержанием. Так, профессии – характером труда (учитель, тракторист, геолог), виды краж – местом их совершения (квартирная, карманная), убийства – способами (с особой жестокостью, общеопасным способом), мотивами (месть, корысть) и т.д. Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению. Когда имеются два противоположных по значению варианта признака, то говорят об альтернативном признаке (грамотный, неграмотный, лица, ранее судимые и несудимые). Во втором случае это признаки (количественные), варианты которых отличаются друг от друга определенной величиной: возраст человека (14, 16, 18, и т.д.), причиненный преступлением материальный ущерб – 1 млн руб., 10 млн руб. и т.д. Что касается «полуколичественных» признаков, то, по мнению Ю.Д. Блувштейна, ими называются такие признаки, по которым обладающие ими объекты могут сравниваться в понятиях «больше – меньше». Таковым признаком, например, является – характер и степень его общественной опасности преступления: одни уголовно наказуемые деяния более опасны, чем другие. Сравнение выраженности «полуколичественных» признаков изучаемых объектов осуществляется их ранжированием по степени ее убывания или усиления. Эта процедура позволяет зафиксировать лишь тот факт, что у одних объектов этот признак выражен сильнее, чем у других. Закономерностями (или регулярностями) обычно называют устойчивые отношения (связи). Повторяются сезонные изменения погоды, падают предметы, лишенные опоры и т.д.
Закономерность, проявившаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, называется статистической закономерностью.
Статистические закономерности, проявляющиеся в массе однородных случайных явлений, оказываются независимыми от индивидуальных случайных явлений; их отдельные особенности как бы взаимно нивелируются, и средний результат массы случайных явлений оказывается уже не случайным. Свойство статистических закономерностей формироваться и отчетливо отражаться лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности получило название закона больших чисел. Математической основой закона больших чисел служит теория вероятностей. Она представляет собой раздел математики, изучающий закономерности, возникающие при взаимодействии большого числа случайных явлений. При малом числе наблюдений фактические результаты (опытная вероятность) могут существенно отклоняться от математической (теоретической) вероятности, а при большом числе наблюдений они становятся близки к расчетным.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |