КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В системе национальной безопасности РФ
Президент Российской Федерации играет исключительную роль в системе национальной безопасности РФ. Полномочия и обязанности Президента Российской Федерации в системе национальной безопасности РФ устанавливают Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы РФ. Прерогативы Президента в системе национальной безопасности – это исключительные полномочия, в соответствии с Конституцией РФ исполняемые Президентом РФ лично как главой государства, без права передачи этих полномочий какому бы то ни было иному лицу. Перечень этих полномочий устанавливают Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Согласно Конституции РФ (глава 4) Президент Российской Федерации: - формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; - утверждает военную доктрину Российской Федерации; - является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; - назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; - в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; - при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; - назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; - ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; - вносит законопроекты в Государственную Думу; - подписывает и обнародует федеральные законы; - вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; - награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Ежегодные послания Президента уточняют цели и задачи государственного управления, внутренней и внешней политики государства на краткосрочную перспективу. Вступая в должность, Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Принося присягу, Президент тем самым принимает на себя соответствующие обязанности. Согласно Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти[17]. Приведённая формулировка даёт концентрированное определение целей и задач национальной безопасности и важнейших, стратегических приоритетов деятельности Президента РФ в этой сфере. Это, во-первых, гарантии соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, – принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Третьей важнейшей задачей для Президента Конституция РФ определяет согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 2.1. Гарантии соблюдения Конституции Российской Федерации лежат в основе функционирования правового государства, развития его политической системы и институтов гражданского общества. Эти гарантии воплощают в себе правовую основу реализации принципа законности, в равной степени обязательного для всех: «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»[18]. Законность необходима в первую очередь как гарантия неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Реализуя полномочия в данной сфере, Президент Ельцин Б.Н. своим указом в 1996 г. учреждает Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации. Согласно утверждённому Положению[19], указанная Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, содействующим реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Указом Президента В.В. Путина Комиссия по правам человека при Президенте РФ в ноябре 2004 года преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека [20]. Президент Д.А. Медведев своим указом от 1 февраля 2011 года преобразует Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Согласно утверждённому Положению[21] основными задачами Совета являются: а) оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета; б) содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию указанных процессов; в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества; г) систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом; д) организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; е) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества; ж) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; з) подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Совета; и) содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; к) участие в укреплении международного сотрудничества в области развития гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина; л) содействие правовому просвещению населения путем активного взаимодействия Совета с представителями средств массовой информации и иных структур гражданского общества; м) анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; н) рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета[22]. Поскольку и данный Совет работает на общественных началах, обеспечение его деятельности осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации. Неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, развитие институтов гражданского общества формируют понимаемую в широком смысле общественную безопасность, согласие в обществе. Именно в этом состоит одна из важнейших обязанностей Президента страны как гаранта Конституции. 2.2. Охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Суверенитет как право и способность государства вырабатывать и осуществлять независимую внутреннюю и внешнюю политику, верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитической сфере является высшим выражением независимости государства. Меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности являются важнейшим направлением государственного строительства, которое возглавляет и которым руководит Президент РФ как глава государства. Это меры политического, правового, экономического, организационного характера, которые разрабатываются Президентом РФ и составляют основу формулируемой им внутренней и внешней политики государства. Основы внутренней и внешней политики государства на долгосрочную перспективу закладывают документы концептуального характера, утверждаемые Президентом страны[23]. Оценку текущего положения страны и задачи в области внутренней и внешней политики государства на краткосрочную перспективу формулируют ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации[24]. Приоритеты бюджетной политики государства на краткосрочную перспективу, включая вопросы финансового обеспечения обязательств государства в области национальной безопасности, формулируют ежегодные бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации[25]. Подготовка концептуальных актов, ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию РФ – работа чрезвычайной сложности и ответственности. В помощь Президенту в решении этих вопросов Конституция РФ учреждает специальные органы – Администрацию Президента и Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации согласно Конституции РФ определяется федеральным законом: Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности[26]. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации и его состав согласно Конституции РФ и Федеральному закону утверждает Президент Российской Федерации. Организационная структура Совета Безопасности РФ представлена на схеме 3.
Схема 3.
Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Организует работу Совета Безопасности и руководит аппаратом Совета Безопасности Секретарь Совета Безопасности, который подчиняется непосредственно Президенту РФ. Совет Безопасности РФ состоит из постоянных членов и членов Совбеза. В состав постоянных членов Совета Безопасности РФ входят председатели обеих палат Федерального Собрания РФ, Председатель Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, Руководитель Администрации Президента РФ, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директор Службы внешней разведки Российской Федерации. Членами Совета Безопасности являются министры юстиции, финансов, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генеральный прокурор Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, президент Российской академии наук, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, мэр Москвы и губернатор Санкт-Петербурга. Аппарат Совета Безопасности РФ согласно утверждённому Положению[27] является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации (на правах управления Администрации Президента Российской Федерации). В соответствии с Положением Аппарат Совета Безопасности РФ решает широкий круг задач, в числе которых информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, а также подготовка Президенту Российской Федерации и Совету Безопасности предложений: - по формированию и совершенствованию государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, по осуществлению контроля за её реализацией, - по выработке и реализации основных направлений государственной военной политики, военного строительства, государственной политики в области оборонного производства, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; - по иным вопросам внутренней и внешней политики государства в сфере национальной безопасности. Межведомственные комиссии Совета Безопасности РФ образуются в целях реализации возложенных на Совет Безопасности задач по обеспечению национальной безопасности в соответствующей сфере деятельности в соответствии с Федеральным законом «О безопасности» и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации. Указом Президента РФ[28] предусматривается создание шести межведомственных комиссий Совбеза РФ: - по безопасности в экономической и социальной сфере; - по военной безопасности; - по информационной безопасности; - по общественной безопасности; - по проблемам Содружества Независимых Государств; - по проблемам стратегического планирования. Научный совет при Совете Безопасности Российской Федерации согласно этому же Указу образован в целях научно-методологического и экспертно-аналитического обеспечения деятельности Совета Безопасности РФ, его рабочих органов и аппарата Совбеза РФ. 2.3. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является третьей важнейшей задачей, формулируемой для Президента статьёй 80 Конституции Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со статьёй 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти обеспечивает единство, устойчивость и эффективность системы государственного управления. В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент РФ В.В. Путинуказомот 1 сентября 2000 г. учредил Государственный совет Российской Федерации. Согласно утверждённому Положению[29] членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Основными задачами Государственного совета являются: - содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; - обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации; - обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; - содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение; - обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; - обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета; - обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации; - обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение. С созданием Государственного совета в Российской Федерации в основном завершено формирование единой и целостной системы органов национальной безопасности РФ.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |