КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция регулирования платежеспособности страховщиков в ЕС
4.1. Требования Первой директивы ЕЭС по страхованию иному, чем страхование жизни, 1973 г. (73/239/EEC) стали первыми требованиями к платежеспособности страховых компаний. Их научной основой являются, в частности, работы К. Кампаня (Нидерланды), опубликовавшего в 1948 г. отчет о платежеспособности 10 голландских страховщиков жизни в период 1926–1945 гг., и Т. Пентикейнена (Финляндия), впервые давшего определение фактической маржи платежеспособности (Available Solvency Margin) как разницы между активами и обязательствами. В качестве главной гарантии платежеспособности страховой компании директива выделяет ее собственный капитал, который должен быть достаточным для того, чтобы покрыть возможные убытки и обеспечить выполнение обязательств перед контрагентами. Предусмотрено, что страховая компания должна обладать собственным капиталом в размере, не менее чем на одну треть превышающем наибольший из двух показателей: 1)показатель премий рассчитывается как 18% от страховой брутто-премии в размере до 10 млн единиц (в настоящее время – евро) и 16% от страховой брутто-премии в размере, превышающем 10 млн единиц. 2) показатель выплат рассчитывается как 26% от средних страховых выплат в размере до 7 млн единиц и 23% от средних страховых выплат в размере, превышающем 7 млн единиц. Средние страховые выплаты рассчитываются за 3 года (7 лет для рисков бури, града и заморозков). Наибольший из показателей уменьшается на отношение страховых выплат-нетто перестрахования к страховым выплатам-брутто перестрахования, причем максимально это уменьшение может составить 50%. При этом минимальный собственный капитал должен быть не менее 200–400 тыс. единиц (в зависимости от осуществляемых видов страхования). В 2002 г. в Первую директиву был внесен ряд изменений, в частности минимальный собственный капитал страховщика был повышен до 2 млн евро (3 млн евро для страхования ответственности), для целей расчета показателей премий страховые премии авиационной, морской и гражданской ответственности стали увеличиваться на 50% в связи с высоким риском, присущим данным видам страхования. Кроме того, органам страхового надзора было предоставлено право затребовать план финансового оздоровления, если существует угроза нарушения прав страхователей. Эти изменения были названы «Solvency I». Однако многолетний опыт показал, что система Первой директивы и «Solvency I» недостаточно учитывает риски деятельности страховщика. В частности не учитываются 1. риски инвестиций 2. страховые риски с длительным периодом урегулирования убытков 3. риски перестрахования 4. рыночный и кредитный риски 5. диверсификация рисков; 6. кредитоспособность перестраховщиков; Слабо учитываются качественные факторы деятельности: нормативный размер маржи платежеспособности зависит от объемных величин (страховых премий и выплат), не являющихся в полной мере адекватной мерой страхового риска. В связи с этим с 2001 г. Еврокомиссия проводила разработку и внедрение «Solvency II» – новой концепции надзора за платежеспособностью страховщиков. Первоначально был проанализирован опыт страхового регулирования различных стран. Наибольший интерес представляла концепция рискового капитала (Risk-Based Capital, RBC), впервые введенная в США и Канаде в 1992–1993 гг. и позже принятая в Японии, Иордании и Индонезии. Основа требований RBC состоит в том, что компания должна обладать капиталом для покрытия каждого вида риска. Он вычисляется путем сложения произведений объемных показателей на весовые коэффициенты, которые утверждаются органом страхового надзора (предварительно проводятся переговоры с представителями страхового рынка). Например, в США капитал для покрытия риска невозможности взыскания дебиторской задолженности перестраховщиков вычисляется как 10% от суммы этой задолженности. Учитываются инвестиционные риски: для покрытия денежной наличности и государственных облигаций как безрисковых активов капитал не требуется, для покрытия корпоративных облигаций и акций весовые коэффициенты устанавливаются в зависимости от их рисковости (2–50%). При этом страховые надзоры этих стран обладают значительными правами, например, страховой надзор Канады имеет очень широкие полномочия для контроля качественных параметров деятельности страховщиков, вплоть до эффективности используемых ими информационных систем и аутсорсинга. Другим важным предметом анализа для Еврокомиссии стала система банковского надзора. Система «Basel I» 1988 г. была основана на рискориентированных требованиях к капиталу, однако фактически не затрагивала качественные аспекты деятельности банков. Для устранения этого недостатка в 2004 г. была разработана система «Basel II», состоящая из трех компонентов: минимальные требования к капиталу (Minimum Capital Requirements) для покрытия рисков: кредитного, рыночного, операционного, ликвидности. Собственный капитал должен составлять не менее 8% от взвешенных по риску активов; надзорный процесс (Supervisory Review Process): банки должны иметь собственные системы риск-менеджмента и внутреннего контроля, при этом надзорные органы должны оценивать эти системы и иметь право вмешиваться на ранней стадии проблем, чтобы не допустить нарушения прав контрагентов и падения капитала ниже нормативов; рыночная дисциплина (Market Discipline). Дополняет компоненты 1 и 2. Банк обязан раскрывать информацию об уровне капитализации, подверженности рискам, процессах оценки риска. Это позволяет информировать рынок о банковских рисках и обеспечивает механизм последовательного и понятного раскрытия информации, позволяя сравнивать различные финансовые институты. 4.2. 25 ноября 2009 г. была принята директива 2009/138/EC об утверждении системы «Solvency II», вступившая в силу 1 ноября 2012 г. Утверждению директивы предшествовала совместная работа органов страхового надзора и представителей страховщиков стран ЕС, проводились тесты потенциального влияния «Solvency II» на финансовое положение страховщиков. Директива распространяется на страховщиков, собирающих более 5 млн евро премии в год, что отражает принцип пропорциональности: небольшие организации не должны нести слишком большие издержки по расчету рисков и составлению отчетности. В «Solvency II» использован опыт концепции рискового капитала и банковского надзора. Ее архитектура во многом схожа с архитектурой «Basel II» и также состоит из трех компонентов. I. Количественные требования: требования к формированию технических резервов и к размеру собственного капитала, которые, в свою очередь, состоят из двух уровней: минимальные требования к капиталу (MCR). При их несоблюдении орган страхового надзора вправе немедленно отозвать лицензию на осуществление страховой деятельности. требования к капиталу для обеспечения платежеспособности (SCR). При их несоблюдении орган страхового надзора может потребовать представления плана финансового оздоровления, назначить своих представителей в управляющие органы компании, ограничить использование активов и применить другие санкции к компании. SCR может рассчитываться как по стандартной формуле, так и по внутренней модели страховщика, одобренной органом страхового надзора. II. Качественные требования. Надзорные органы оценивают не только финансовые показатели, но и стратегии, основные бизнес-процессы, риски страховщика. Если надзорные органы сочтут уровень капитала (по методике «Solvency II») недостаточным, они вправе потребовать его увеличения. При этом они имеют право применять санкции к менеджерам и собственникам компании, а также проводить выездные проверки. Кроме того, у каждого страховщика должна быть собственная система оценки рисков и платежеспособности, способствующая принятию правильных решений менеджментом страховых компаний, а также служащая инструментом для надзорных органов, направленным на определение рисковости портфеля компании. III. Рыночная прозрачность. Страховщики обязаны ежегодно публиковать отчеты о своем финансовом состоянии, включающие, в частности: описание бизнеса, системы корпоративного управления и оценку его адекватности риск-профилю страховщика, подверженности рискам, методов оценки активов и обязательств, структуры и качества собственного капитала, размеры MCR и SCR, информацию о любом несоответствии MCR либо SCR за отчетный период. Таким образом, в Евросоюзе в настоящее время создается современная система страхового надзора, основанная на опыте страхового и банковского регулирования многих стран, позволяющая оценивать количественные и качественные параметры деятельности страховщиков, при этом органам страхового надзора предоставляются широкие права по применению превентивных мер на ранней стадии возникновения проблем.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |