Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики рынка совершенной конкуренции




Классификация конкурентного поведения

Аллокационной

Распределительной

Регулирующей

+адаптационной

 

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

3) внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется на:

1) свободную.

2) регулируемую.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит” свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

По методам ведения рыночное соперничество делится на:

1) ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен)

2) неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

По субъектам рынка:

1) конкуренция между продавцами;

2) конкуренция покупателями.

В конце прошлого века английский экономист А. Маршал, признанный основоположник теории рыночного ценообразования, рассуждал о двух типах конкуренции:

1) созидательная;

2) разрушительная.

По характеру отношений с партнерами выделяют, бывает конкуренция:

1. Добросовестная - при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.

2. Недобросовестная - технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.

И, наконец, наиболее важная, в экономической теории, классификация рынков. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

1. Совершенная конкуренция, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Совершенная конкуренция – структура рынка, при которой однородный продукт производится большим количеством независимых друг от друга производителей, причем каждый из них не может повлиять на рыночную цену путем изменения объемы выпуска продукции, так как его доля продаж на рынке мала. Говорят, что в этом случае производитель является «ценополучателем», так как цену ему устанавливает сам рынок.

2. Несовершенная конкуренция, если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

2.1. Монополия (чистая монополия). В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия — такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Всегда есть опасность потенциальной конкуренции или конкуренции иностранных производителей.

Существует несколько видов монополии в производстве товаров. В экономической литературе выделяют:

1) монополию за счет самовозрастания капитала (классическая, исторически возникшая монополия в виде трестов, концернов, синдикатов и т.п.);

2) естественная монополия (может быть технологической – метро, ж.д. и т.д., а может быть государственной – например, эмиссия денег);

3) временная монополия (возникает в эпоху научно-технических открытий);

4) монополия, обусловленная дифференциацией продукции;

5) монополия в экономике с административно-командным управлением.

2.2. Монопсония - монополия на стороне покупателя (один покупатель и множество продавцов)

2.3. Двусторонняя монополия - рыночная ситуация, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец.

2.4. Олигополия — в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

а) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции;

б) пытаться предвидеть поведение других производителей;

в) вступать в сговор с другими производителями.

2.5. Дуополия (два продавца).

2.6. Олигопсония - рыночная структура с несколькими покупателями.

2.7. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие (2) для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран. Данная группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей, однако товары (взаимозаменяемые!) отличаются друг от друга некоторыми характеристиками (внешним видом, упаковкой, местом продажи и т.п.). Отличия могут быть реальными или мнимыми. Но производитель здесь может изменить цену не опасаясь, что его постоянные клиенты (покупатели) уйдут от него.

 

Вопрос: Распространение ложных и порочащих товары конкурента сведений является элементом … конкуренции.

Несовершенной

+Недобросовестной

Совершенной

Добросовестной

 

 

Рассматривая совершенную конкуренцию, следует заметить, что она представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало. Однако эта научная абстракция, несомненно, важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также является сугубо абстрактной конструкцией.

Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия.

1. Имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.

2. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Это простое, на первый взгляд, условие весьма редко выполняется на практике. Даже совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу, например:

а) географического положения места продажи (магазин в вашем доме и универсам в получасе езды);

б) условий обслуживания (вам нравится данный магазин, поскольку там вежливые продавцы);

в) рекламы, упаковки (например, в косметической промышленности зачастую одинаковые по химическому составу вещества продаются под разными названиями и по разным ценам).

  1. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.
  2. Полная информация всех участников рынка, то есть каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.
  3. Рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается (примеры обратного явления можно часто наблюдать на колхозном рынке).
  4. Невозможность оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками рынка.

Необходимо подчеркнуть, что только наличие суммы всех названных условий позволяет создать идеальную модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции в рамках свободного (совершенного) рынка с механизмом свободного ценообразования.

Достоинства совершенной конкуренции

В течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли, фирма получает нормальную прибыль.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р=МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Недостатки совершенной конкуренции

Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов.

Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий "диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

 

Вопрос: Модель рынка совершенной конкуренции демонстрирует действие механизма... конкуренции.

- внутриотраслевой неправильно почему?

+ ценовой почему?

неценовой

межотраслевой

 

Из свойств чистой конкуренции:

Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

«Принимающие цену». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.