Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная политика




 

Рыночная структура в виде монополии считается неэффективной с общественной точки зрения, а потому государственные, властные структуры от имени общества стремятся ограничить монополистические тенденции в обществе. Монополия приносит прямые потери обществу, здесь не распределяются ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей; нет конкуренции, а значит нет стремления к нововведениям и снижению издержек; искусственно создается ситуация дефицита (уменьшение объема выпуска при росте цены).

Первые попытки борьбы с монополией представлены в виде антитрестовского законодательства (знаменитый закон Шермана в США). Однако в силу разнообразия типов монополий прямой запрет их оказался не действенной мерой. Поэтому в современных условиях каждое государство разрабатывает свою антимонопольную политику, создает соответствующие структуры (антимонопольные комитеты, комиссии, департаменты по антимонопольной политике и развитию предпринимательства), которые вырабатывают преимущественно административные или экономические механизмы воздействия.

Основой для правового обеспечения указанных мер является определение в нашем законодательстве так называемого «доминирующего положения». Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. От 09.10.2002) гласит: «доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

По международным стандартам монополистом считается рыночная структура, которая занимает более 35% отраслевого рынка, или когда 8 участников рынка занимают 80% рынка, или 4 участника — больше половины.

Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции».

Более того, в РФ действует закон «О естественных монополиях» (ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ в ред. От 29.06.2004 г.), где закреплено: «естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». К сфере деятельности естественных монополий в России относят: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировку газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по передаче тепловой энергии.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. В мировой практике существуют и различные методы демонополизации, реформирование структуры монополии. По существу определятся рамки, за которые монополист не вправе выходить. Ему запрещается (если это не естественная монополия) монополизация рынка явным образом, фиксирование цен, переплетающиеся директораты, слияние компаний (которое возможно и приведет к монополизации рынка), связанные и исключительные контракты, в ряде стран – запрещена ценовая дискриминация.

 

Вопрос: По международным стандартам монополистом не считается...

+ рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли

рыночная ситуация, когда 8 участников занимают 80% рынка

рыночная ситуация, в которой 4 участника занимают более половины рынка

рыночная структура, занимающая более 35% отраслевого рынка

 

 

  1. Монопсония

 

Монопсония – это рыночная ситуация, когда одному покупателю противостоит множество продавцов, то есть конкуренция разворачивается между продавцами, что ведет к снижению цены. Как правило, монопсония имеет дело с кривой предложения всей области. S является одновременно линией средних издержек, а линия спроса одновременно является линией MU.

Здесь фигурируют предельные издержки приобретения – это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатели сравнивают предельные издержки и предельный доход от приобретения. Прирост дохода со стороны покупателя - это прирост полезности. Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара.

Для монопсониста цена предложения может быть понижающейся или повышающейся. На понижающемся участке монопсонист имеет дело с фирмой, чей технический уровень выше, а издержки имеют тенденцию к снижению. На повышающемся участке монопсонист имеет дело с фирмой, чьи издержки возрастают. Все предложение отрасли (все АС), не зависят от монопсониста, но от него зависит объем покупок. При монопсонии кривая спроса находит свое отражение в расщепляющейся кривой средних издержек. Кривая S расщепляется на АС и МС. При монопсонии кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса D. При этом она же является кривой MU, следовательно, точка, в которой установится равновесие монопсонии – MR = MC – точка К. Однако, цена – Р, которую установит монопсонист будет ниже той, которая была бы при совершенной конкуренции или монополии.

Монопсония считается также неэффективной с точки зрения структуры рынка. Наиболее жестко она складывается на рынке труда. Чтобы преодолеть монопсонию проводится государственная политика в области занятости.

 

Вопрос: Монопсония как вид несовершенной конкуренции...

оказывает влияние на цену товара за счет изменения объема производства

-оказывает влияние на цену товара за счет изменения объема закупок

+характеризуется сговором покупателей относительно цены и объемов закупок

характеризуется сговором продавцов относительно цены и объемов производства

 

  1. Олигополия

 

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции. Производитель на олигополистическом рынке, изменяя цену и объем производства, оказывает существенное влияние на рынок и должен принимать во внимание как реакцию потребителя (изменение объема спроса), так и реакцию конкурентов.

Универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция со стороны конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии. В литературе исследуется модель сговора (картель), модель лидерства в ценах, модель ломаной кривой спроса, модель Курно, теория игр и др. Тем не менее, всем моделям олигополии присущи некоторые общие черты. Термин «олигополия» введен в научный оборот английским экономистом Чемберлином. Признаками олигополии можно считать условия, когда:

1) в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти);

2) доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;

3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным;

4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную (в том числе и непредсказуемую) реакцию у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов. Причины формирования олигополии:

1. эффект масштаба, позволяет сократить издержки производителя на единицу продукции;

2. барьеры для вступления на рынок (необходимо обладать стратегическим сырьем);

3. преимущество слияния.

Конкуренция на рынке олигополистов носит не ценовой характер. Удержание цен целесообразно, если при данном объеме производства удается сохранить неизменные средние переменные издержки. Две фирмы вырабатывают свои реакции на поведение конкурента, сравнивая предельный доход и нормальную цену. Равновесие наступает в точке пересечения двух фирм. Максимум наступает при равенстве придельных издержек и предельного дохода. При олигополии присутствует склонность продавцов к тайным сговорам, так как здесь возможна максимизация совокупной прибыли в масштабах олигополии. Олигополия довольно не устойчивая структура. Однако ее устойчивость зависит от типа (модели), которая встречается в реальной действительности.

Первую простейшую модель предложил французский математик Курно (1838 г.). Он исследовал дуополию. Дуополия – частный случай олигополии, когда число производителей данного вида продукции равно двум и обе фирмы максимизируют прибыль.

Пусть на рынке действуют фирмы X и Y. Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос – от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Но что будет делать фирма Y фирме Х неизвестно, и она лишь предполагает ее действие.

Т.к. спрос – величина данная, то расширение производства фирмы Y вызовет сокращение спроса на продукцию Х. Следовательно, здесь график спроса на продукцию Х будет сдвигаться влево. PX и QX, исходя из MR = MC, будут считаться. В случае, если Y увеличивает производство, то для Х:

Аналогичную картину можно изобразить для фирмы Y, если производство изменит Х. Объединив 2 графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На следующем рисунке кривая Х отражает реакцию фирмы Х на изменение в производстве фирмы Y, кривая Y – наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Т.о., неопределенности, присущие ценообразованию в условиях олигополии, благоприятствуют тайному сговору. У фирм возникает дополнительная цель – максимизация совокупной прибыли в масштабах олигополии. Ведь в результате согласованного поведения группа в целом и каждый ее участник могут получить больше, чем при независимых действиях.

Тайное соглашение может принимать ряд фирм. Наиболее простой формой является картель, который предполагает формальное письменное соглашение относительно и цены, и производства. Объем производства регулируется (через квоты), т.е. рынок разделен для того, чтобы поддерживать согласованную цену. Наиболее известным действовавшим международным картелем был ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти).

Препятствиями к тайному сговору служат следующие факторы:

· Большое число фирм в отрасли делает сложным соглашение в ценах

· Мошенничество одного из нескольких участников сговора в виде представления ценовых скидок с целью получения дополнительного дохода

· Возможное вступление в отрасль новых фирм, привлеченных повысившимися ценами и прибылями

· Спад деловой активности, сокращающий рынки и вызывающий рост средних издержек (АС)

· Правовые препятствия: антитрестовское законодательство, запрещающее картели и др. виды тайного соглашения об установлении цен

Другой вид олигополистической структуры рынка – лидерство в ценах. Лидерство в ценах подразумевает отказ от явной ценовой конкуренции. Смысл его: фирмы-олигополисты данной отрасли в формировании и изменении своих цен ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. В качестве лидера выступает крупнейшая из них. Но этот производитель не может ориентироваться только на «диктат» цен. В своем ценообразовании он должен учитывать и интересы других, “ведомых” компаний. Эти интересы связаны и с покрытием их издержек, и предоставлением им достаточной прибыли, и обеспечением достаточного сбыта их продукции. Ценовой лидер должен вовремя изменять свои прейскурантные цены, если они в результате изменения спроса и издержек перестают соответствовать интересам других фирм, входящих в олигополистическое соглашение.

Однако во многих случаях на олигополистическом рынке сговор отсутствует. Рассмотрим типичную модель такого типа.

Модель ломаной кривой спроса. Идея “ломаной кривой” принадлежит американскому экономисту П.Суизи – 40-е гг. XX в. В первой половине XX века, когда общий уровень цен оставался относительно стабильным, внимание западных экономистов привлек следующий факт. Цены на олигополистических рынках на протяжении длительных периодов оставались неизменными. Объем производства изменился, а цена нет. Для объяснения этого факта была предложена модель ломаной линии спроса на продукцию олигополиста.

Предположим, что к данному моменту у данного олигополиста сложилась комбинация объема производства и цены, соответствующая точке А (рис.3-15).

Олигополист рассуждает следующим образом. Если я уменьшу цену, то некоторые из моих конкурентов, опасаясь сокращения своих продаж, могут последовать моему примеру. Поэтому в случае понижения цены я вряд ли резко увеличу свои продажи, и линия спроса на мою продукцию на участке АВ имеет довольно крутой наклон. Если я увеличу цену, то мои конкуренты, стремясь к увеличению своих продаж, вряд ли последуют моему примеру. Они могут сохранить свои цены неизменными и тем самым сумеют привлечь некоторых моих покупателей. Поэтому линия спроса на мою продукцию на участке СА имеет пологий характер.

Наклон линии спроса на продукцию данного олигополиста определяется не только предпочтениями потребителей, но реакцией на то или иное его действие со стороны других монополистов. Олигополисту эта реакция в точности неизвестна. Он в своих действиях исходит из наименее благоприятного для него варианта реакции. Он думает, что в случае понижения им цены, некоторые конкуренты последуют его примеру, а в случае повышения им цены, конкуренты сохранят свои цены неизменными. Это означает, что в его представлении линия спроса имеет излом в точке А.

Речь идет не о “действительной” линии спроса, а о субъективной оценке этой линии спроса данным олигополистом. Предполагается, что олигополист испытывает “отвращение к риску” и в своем поведении исходит из наименее благоприятного варианта реакции со стороны конкурентов.

Излом в линии спроса означает разрыв в линии предельного дохода MR при сложившемся объеме производства. При понижении цены олигополистом он рассчитывает лишь на незначительное увеличение общего дохода (в принципе возможно даже сокращение общей выручки. В этом случае вертикальный отрезок линии MR пересечет горизонтальную ось). В случае повышения им цены общая выручка может сократиться на гораздо большую величину.

Если линия спроса – прямая, то линия предельного дохода MR начинается в той же точке на вертикальной оси, что и линия спроса, и имеет двойной по сравнению с линией спроса наклон. Исходя из этого и построена линия MR. Слева от точки А линия MR соответствует участку линии спроса СА. Справа от точки А линия MR соответствует участку линии спроса АВ.

Допустим, что первоначально линия предельных издержек занимает положение MC. Оптимальная для олигополиста комбинация объема производства и цены соответствует точке А. Предположим, что цены на используемые олигополистом ресурсы повысились, его издержки возросли, и линия предельных затрат сдвинулась вверх и заняла положение МС’. Тем не менее, оптимальная для олигополиста комбинация объема производства и цены остаются те же. Лишь только тогда, когда линия предельных издержек займет положение МС” и точка ее пересечения с линией MR окажется вне вертикального участка линии MR, олигополист изменит цену. Таким образом, олигополист не склонен изменять цену при незначительных изменениях своих затрат.

Если увеличивается спрос на данный продукт, то линия спроса САВ как бы “растягивается” вправо. Точка излома А также сдвигается вправо. Вместе с ней сдвигается вправо и вертикальный участок линии MR. Если линия МС по-прежнему пересекает линию MR на ее вертикальном участке, то оптимальной ценой для олигополиста остается прежняя цена, хотя оптимальный объем производства и увеличивается. Таким образом, при изменении спроса на данный продукт олигополист не склонен изменять цену, хотя и изменяет объем производства.

Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана (Н). Построение индекса предполагает предварительную оценку доли фирмы на рынке, т.е. доли в общем объеме продаж отрасли (в процентах), обозначаемую символом S. Н1 – цена, если одна из фирм поставляет на рынок 50% отраслевого объема продаж, то ее S = 50%. Далее необходимо определить, сколько всего фирм в отрасли (от 1 до n). И, наконец, показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все показатели S 2 суммируются:

Н = S12 + S22 + … + Sn2 =

В случае “чистой” монополии (n =1) H = 10000, т.е. S1 = 100%, а Н = 1002 = 10000. Если в отрасли 2 фирмы-олигополии и у каждой S = 50%, то H = 502 + 502 = 5000. В случае совершенной конкуренции - 100 фирм S1 = 1%, а Н = 100. Индекс реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли.

Оценка эффективности олигополиста различна в экономической литературе.

1 позиция. Олигополия эффективнее, чем монополия, но менее эффективна, чем совершенная конкуренция.

2 позиция. Уровень конкуренции при олигополии максимален в силу поведения противника на рынке, а каждый соперник имеет большую долю рынка. Поскольку возможность сговора у олигополиста больше, чем возможностей объединиться у потребителя, то ущерб и вред у потребителя здесь максимален.

 

Вопрос: Обязательной характеристикой рынка в модели олигополии не является...

-однородный продукт - неверно

наличие барьеров на вход и на выход с рынка - да

+ почему? возможность отдельных продавцов влиять на рыночные цены - да

- стремление каждой фирмы на рынке к получению максимально возможной прибыли - неверно




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.