Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы овладения двигательными действиями




Средствами в физической культуре называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства (воспитания). В настоящее время выделяют следующие группы средств физической воспитания:

· физические упражнения;

· естественные силы природы;

· гигиенические факторы;

· специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

· идеомоторные[1], психогенные и аутогенные средства.

Каждая из перечисленной группы средств отличается спецификой и многообразием воздействия, но основным средством в физической культуре принято считать физические упражнения (Рисунок 21).

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической культуре разработаны подходы к использованию естественных сил природы и они могут применяться:

· как сопутствующие факторы, усиливающие положительное влияние физических упражнений, когда они выполняются в лесу, у водоема, в горной местности. Воздействие этих условий накладывается на эффект физических упражнений, дополняет его, усиливает или ослабевает воздействие физических упражнений;

· как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры).

 

Рисунок 21. Средства физической культуры

 

Благоприятные условия внешней среды усиливают и оптимизируют влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся радость и бодрость.

Одним из основных результатов целесообразного использования факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание человека, т.е. повышение устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации. Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность.

К гигиеническим факторам относят мероприятия по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, быта, сна, условий восстановления, окружающей среды и др. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающегося, соблюдение гигиенических норм и требований, является обязательным, так как повышает эффект воздействия упражнений.

Физическое упражнение это двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физической воспитания, сформированные и организованные в соответствие с закономерностями ее развития. Здесь под двигательными действиями понимаются группа движений, объединенных в систему для решения какой-либо двигательной задачи. Движение это результат двигательной деятельности человека, обеспечивающий перемещение тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу. Отдельное движение является элементом действия. Посредством связанных между собой движений осуществляется действие (примером действия может быть прыжок, а примером движения перемещение руки при прыжке).

Физические упражнения, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.), принято называть естественными. Специально же созданные в процессе развития теории и практики физической культуры упражнения называют аналитическими (на снарядах, с предметами и др.)

Необходимо усвоить, что не каждое действие мы можем назвать физическими упражнениями. Физическими упражнениями мы называем только те действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены ее закономерностям.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда. Различия между ними заключаются в следующем:

Во-первых, физическими упражнениями решаются педагогические задачи (физическое упражнение направлено на «самого себя», на личное физическое совершенство), а трудовыми действиями решаются производственные задачи (улучшение производительности труда).

Во-вторых, физические упражнения выполняются в соответствии с закономерностями физического воспитания, а трудовые производства.

В-третьих, только система физических упражнений позволяет гармонично развивать органы и системы, физические качества человека. Трудовые же действия имеют специализированный к производству характер и не оказывают всестороннего воздействия.

При выполнении отдельно взятого упражнения практически не­возможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Не­обходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовер­шенствовать движение и развить физические качества. Но необходимо помнить, что выполнение физических упражнений может способствовать как положительным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, если они применяются без учета закономерностей физической культуры.

Физические упражнения имеют свои содержание и форму.

Содержание физических упражнений это совокупность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающегося.

Результатом этих процессов является способность человека к дви­гательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.

Форма физических упражнений представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение. К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотношением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Классификация физических упражнений это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам:

а) по целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения это двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревновательного упражнения.

Общеподготовительные упражнения это упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки.

б) По воздействию на развитие отдельных физических качеств. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.

в) По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышечные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др.

г) По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на:

· циклические, для которых характерна закономерная последовательность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плавание и др.);

· ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.);

· комбинированные, которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера (прыжки или метания с разбега).

д) По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.

е) По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т. е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответственно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных условия смешанного характера.

Помимо указанных классификаций существуют иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающихся (в парах, тройках, группах) и др.

Метод – это способ (путь) использования средств физического воспитания в процессе формирования физического совершенства человека.

В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Методический приём – это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.д.

Методика – это специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на решение конкретной педагогической задачи. Например, можно говорить о методике обучения кувырку вперед или назад, методике развития силовых способностей, методике бокса, борьбы и др.

Методический подход – совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития. К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы; при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).

Для решения задач физического воспитания используются методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесный метод и метод наглядности (Рисунок 22).

 

Рисунок 22. Номенклатура методов физического воспитания

 

 

Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.

Методы строго регламентированного упражнения используются в физическом воспитании как для освоении техники упражнений, так и для развития психомоторных способностей: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Название этих методов отражает его суть, а именно возможность с достаточной для практики точностью регулировать нагрузку и управлять ходом освоения двигательных действий.

Техника двигательных действий в зависимости от их сложности разучивается методом целостного или расчлененного упражнения. Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, то есть технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленить (например, бросок мяча по кольцу, прямой удар кулаком). Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия и разучивание его по частям.

Для решения задач развития психомоторных способностей метод строго регламентированного упражнения по характеру мышечной работы реализуется в виде равномерного, повторного, переменного или же интервального метода.

По характеру мышечной работы физические нагрузки могут быть стандартными и переменными. При применении упражнений со стандартной нагрузкой различают метод равномерного упражнения и метод повторного упражнения. В первом случае физическое упражнение выполняется непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (например, длительный равномерный бег), во втором – многократно с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность.

В упражнениях с переменными нагрузками применяются методы интервального упражнения, которые характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Отличительной чертой этого метода является то, что тренирующим эффектом обладают также интервалы отдыха. То есть каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления.

Основу игрового и соревновательного методов [2] составляет определенным образом упорядоченная игровая или состязательная двигательная деятельность. Действия и общая линия поведения учащихся во время состязания или игры во многом определяется соревновательными или игровыми ситуациями, что и обуславливает, прежде всего, его отличие от методов строго регламентированного упражнения.

Действия во время игры организуются на основе игрового сюжета (замысла и правил игры), в котором предусматривается достижение игровой цели многими, во всяком случае, несколькими, дозволенными способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций, противодействия и взаимодействия играющих. Это ограничивает возможность строгого предписания плана действий, точного нормирования нагрузки, а, следовательно, и управления тренировочным эффектом.

Словесные методы предусматривают устную передачу информации. Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия:

Рассказ – повествовательная форма изложения событий. В рассказе сообщаются истории развития видов спорта, методики тренировки (организация игры).

Описание – способ создания у ученика представления о действии. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Объяснение – предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изучаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мыслительной деятельности. Оно отвечает на два главных вопроса: «Почему так, а не иначе?» и «зачем это нужно делать?».

Беседа – представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Беседа может протекать в виде вопросов преподавателя и ответов учащихся или в виде свободного выяснения взглядов. Главное требование этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов.

Разбор – отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания.

Указание – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «решительней», «вверх» и др.).

Оценка – результат анализа выполненного действия (например, «хорошо», «правильно», «плохо» и др.).

Команда – форма приказа к немедленному исполнению действия, его окончанию или изменению. (Стартовые команды, строевые, судейские реплики).

Подсчет – позволяет задавать учащимся необходимый темп (гребля, для чувства темпа).

Методы обеспечения наглядности в физической культуре способствуют зрительному, слуховому, двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

Метод непосредственной наглядности – предназначен для создания у занимающихся представления о технике выполнения двигательного действия и осуществляется непосредственным показом движений самим преподавателем или одним из учащихся.

Метод опосредованной наглядности создает дополнительные возможности для восприятия двигательного действия с помощью предметного изображения (плакаты, пособия, кино-, видео-, зарисовки и т.д.)

Методы направленного двигательного восприятия двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: а) помощь преподавателя при выполнении двигательного действия, б) выполнение упражнений в замедленном темпе, в) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих почувствовать положение тела в различные моменты выполнения упражнения.

Методы срочной информации предназначены для получения срочной информации после или по ходу выполнения двигательных действий (фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры и др.)

Выполняя какое-либо физическое упражнений, человек решает определенную двигательную задачу: выполнить бросок, толкнуть штангу данного веса, предать точный пас партнеру по команде, преодолеть в прыжке определенную высоту и др. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом.

Техника это рациональный способ (приём) выполнения двигательных действий, посредством которых целесообразно решается двигательная задача.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, главное (ведущее звено) и детали техники.

Основа техники это совокупность движений, необходимых для решения двигательной задачи. Например, в прыжках в длину с разбега основу техники составляют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного элемента основы техники исключает возможность выполнения двигательной задачи.

Главное (ведущее) звено техники наиболее важная часть данного способа решения двигательной задачи.

Так, в прыжках, главным звеном является отталкивание, а в толканиях - финальное усилие.

Детали техники второстепенные особенности движения, не нарушающие основ техники, но способствующие более полной реализации индивидуальных возможностей при решении двигательной задачи. Например, в прыжках в длину с разбега детали техники будут заключаться в количестве и частоте шагов при разбеге.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают кинематические характеристики (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики.

Пространственные характеристики включают положение тела, траекторию (путь) движения.

Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.

Исходное положение принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих действий, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранение устойчивости, обеспечение свободы движения, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма.

Промежуточное положение. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или его частей в процессе выполнения самого движения.

Конечное положение. В отдельных физических упражнениях конечные положения играют большую роль. Например, положение атакуемого после броска.

Траектория движения это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением, амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко и применяются тогда, когда требуется развить наибольшую скорость какой-либо части тела на коротком пути (удар в боксе). Криволинейные движения встречаются горазда чаще и их сложность зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще и наоборот. Например, в области тазобедренного сустава мышц больше, расположены они разнообразнее, а все же движения ногой беднее, чем рукой.

Направление это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (человека, спортивного снаряда). Различают направления основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и др.)

Амплитуда движения («размах движений») величина пути перемещения частей тела). Она измеряется в угловых градусах, в линейных мерах (длина шага), условных обозначениях (полуприсед, шпагат) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног). Движения большой амплитуды называют обычно размашистыми, а малой мелкими. Если амплитуда движений не соответствует решаемой двигательной задаче, то их называют неточными.

К временным характеристикам движений относятся длительность и темп движения. Длительность движения это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных его частей (старт, поворот, финиширование), фаз (замах, удар в боксе), циклов (скользящих шагов в беге на лыжах), элементов движений.

Темп движений это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений (циклов). При однократных движениях (прыжке, ударе) темп, естественно не наблюдается.

Не следует отождествлять понятия темп и скорость движений, хотя часто (но не всегда) скорость движения зависит от темпа и наоборот. Например, в беге, с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может оставаться неизменной.

Силовые характеристики. В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием сила движения. Сила движения это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и др.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и др.). Понятие сила движения является обобщенным, Хотя и сила зависит от прилагаемых мышечных усилий, ее не следует отождествлять с мышечной силой. Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.

Внутренними силами являются:

· активные силы опорно-двигательного аппарата силы тяги мышц;

· пассивные силы опорно-двигательного аппарата эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.;

· реактивные силы отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.

Внешними силами являются:

· силы тяжести собственного тела;

· силы реакции опоры;

· силы сопротивления внешней среды.

При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.

Одной из интегральных характеристик техники движений является ритм. Ритм – это соразмерность во времени сильных акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений. Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим) так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измерения фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения, в беге – отношением времени опоры к времени полета.

Обобщенные (качественные) характеристики. Наряду с характеристиками, имеющими достаточно точную количественную меру, при анализе техники используют качественные характеристики. При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Они придают движению определенное своеобразие, более яркую внешнюю выразительность. С определенной мерой условности можно выделить следующие обобщенные качественные характеристики техники: плавность, точность, экономичность, волнообразность, пружиннистость, угловатость, напряженность, легкость, мягкость. Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут контролироваться без применения сложных инструментальных устройств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.