Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы развития физических качеств




Под понятием «физическое (двигательное) качество» понимают потенциальные двигательные способности человека, которые проявляются сходным образом в большом числе разнообразных движений, характеризуются одинаковыми параметрами движения и измеряются тождественным способом, а также имеют сходные физиологические и биохимические механизмы, и обуславливаются аналогичными свойствами психики.

В теории физического воспитания различают следующие физические качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

В этом учебнике рассматриваются теоретические и методические основы развития силы, быстроты и выносливости, как приоритетных в обеспечении физической подготовленности сотрудников милиции. Представление о развитии ловкости и гибкости предлагается рассмотреть курсантам самостоятельно, обратившись к рекомендуемой дополнительной литературе.

Методика развития силы. Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Различают следующие виды силы: статическая и динамическая. Под статической силой понимается способность развивать максимальное напряжение мышц и удерживать его в течение некоторого времени: примером могут быть отдельные упражнения на удержание груза, сопротивления атакуемого, своего тела и т.п. Под динамической силой понимается способность преодолевать сопротивление в определенном темпе за определенное время.

Для сравнения силы занимающихся физическими упражнениями с различным весом пользуются понятием относительной и абсолютной силы. Относительная сила — сила, проявляемая занимающимся на 1 кг собственного веса. у спортсменов с одинаковой тренированностью, но с разным весом, абсолютнаясила с возрастанием собственного веса увеличивается, а относительная — падает. С увеличением размеров тела вес будет возрастать быстрее, чем мышечная масса, что особенно заметно у курсантов 1 — 2 курса. Поэтому одной из главных задач физической подготовки состоит в том, чтобы с ростом тела возрастала мышечная сила.

Противодействие внешнему сопротивлению и его преодоление выполняется за счет мышечных сокращений в изотоническом, изометрическом и ауксотоническом режимах. В изотоническом режиме преодоление внешнего сопротивления осуществляется в движениях с изменением длины мышцы, например бицепса (сгибателя предплечья) в подтягивании на перекладине. В изометрическом – без изменения длины мышцы, к примеру прямой мышцы живота в удержании ног углом в упоре на брусьях. В ауксотоническом режиме одна часть одной и той же мышцы сокращается, а другая находится в напряжении без изменения своей длины. Такой режим мышечных сокращений проявляется той же прямой мышцей живота при наклонах из положения лежа. Нижняя ее часть напрягается в изометрическом режиме, обуславливая прижимание ног к опоре, а её верхняя часть, сокращаясь, осуществляет движение туловища.

Для развития силы применяют три вида упражнений: упражнения с внешним сопротивлением, упражнения в преодолении собственного веса и упражнения в активном напряжении мышц.

К упражнениям с внешним сопротивлением относятся упражнения с тяжестями (гири, штанга, грузы, гантели, камни и т.п.); упражнения в паре (наклоны, приседания, сгибания и т.д. с партнером, борьба); упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновые бинты, жгуты, эспандеры, пружины, блочные тренажеры); упражнения с сопротивлением внешней среды (бег по глубокому снегу, песку, плавание в одежде).

Легкоатлетические прыжковые упражнения (многоскоки, тройной прыжок, прыжки вверх и т.д.); лазанье по канату, отжимание от брусьев и пола, подтягивание на перекладине; упражнения в преодолении препятствий (преодоление препятствий комплексной полосы) – все они являются примерами упражнений в преодолении собственного веса.

В упражнениях в активном напряжении мышц осуществляется попытки сдвинуть, поднять или удержать в определенном положении грузы чрезмерного веса, удержать неподвижно свое тело (вис на перекладине на согнутых руках; удержание ног углом в положении упора на брусьях).

При упражнениях силового характера одновременно включается в работу не все волокна мышц. Если работа происходит со средними усилиями, то у нетренированного человека одновременно включаются до 50% волокон, а у тренированных больше.

В учебном и тренировочном процессе эти упражнения применяются методами «Максимальных усилий», «До отказа», «Повторным» (Таблица 10)[3] и «Изометрическим методом».

Степень внешнего сопротивления (отягощения) и количество предельного числа повторений[4] упражнения между собой связаны (Таблица 9)

 

Таблица 9 Примерное соотношение внешнего отягощения и предельного числа повторений в силовых упражнениях [5]

% внешнего сопротивления (отягощения) к максимальному Количество повторений
   
  2-3
  3-5
  5-7
  8-10
  10-12
  12-15
  15-18
  18-20
  20-30

 

Метод «Максимальных усилий» характеризуется таким выполнением упражнения, при котором сила проявляется в предельной мере, на которую только способен занимающийся при его выполнении. Задача этого метода — развить способность проявлять однократные максимальные усилия. Величина нагрузки 90 — 100% и выше. Количество повторений упражнения 1 — 2 раза, число подходов 2 — 3 раза. Продолжительность отдыха между подходами 5 — 6 минут.

Тренировка данным методом для развития силы малоэффективна, так как требует большого напряжения и быстро вызывает утомление. Проводить тренировку методом максимальных усилий применительно задачам физической подготовки курсантов рекомендуется не чаще одного раза в 7 — 14 дней. Выполнение упражнений с максимальным усилием позволяет контролировать подготовку предыдущими методами.

 


Таблица 10 Направленность методов развития силы в упражнениях с отягощениями в зависимости от содержания компонентов нагрузки

Методы развития силы Направленность методов Содержание компонентов нагрузки
Вес отягощения (% от мах) Кол-во повторений Кол-во подходов Отдых (мин) Скорость движений Темп выполнения
«Максимальных усилий» Преимущественное развитие максимальной силы 100 и более 1-3 2-5 3-5 медленная произвольный
Развитие максимальной силы с незначительным приростом мышечной массы 90-95 5-6 2-5 2-5 медленная произвольный
«Повторных усилий» Одновременное увеличение силы и мышечной массы 85-90 5-6 3-6 2-3 средняя средний
Преимущественное увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы 80-85 8-10 3-6 2-3 средняя средний
«До отказа» (Предельных усилий» Уменьшение жирового компонента массы тела и совершенствование силовой выносливости 50-70 15-30 3-6 3-6 средняя высокий
Совершенствование силовой выносливости (анаэробной производительности) 30-70 до «отказа» 2-4 5-10 высокая высокий
Совершенствование силовой вынос-ливости (гликолитической емкости) 20-60 до «отказа» 2-4 1-3 высокая высокий
Совершенствование силовой выносливости и рельефа мышц 30-60 50-100 2-6 5-6 высокая высокий

 

 


Наиболее типичное средство силовой подготовки «Повторным» методом — однообразные повторяющиеся движения, задействующие в работу крупные мышечные группы. Величина усилий составляет от 60% до 80% от максимального.

Упражнения для тренировки нужно подбирать таким образом, чтобы в одном подходе можно было выполнить только 6 — 12 повторений. Для развития силовой выносливости применяется метод «До отказа ». Для силовой тренировки этим методом необходимо подбирать упражнения, которые в одном подходе можно повторить всего 18-25 раз или использовать вес внешнего отягощения 50-70% от максимального. Тренировочный эффект вызывают 3-5 движений, завершающих упражнение. Отдых между подходами — 3 минуты. Количество подходов до того момента, когда количество

повторений в подходе «упадет» до половины начального количества повторений, но в любом случае их должны быть не менее 5.

«Изометрический метод» характеризуется кратковременным напряжением мышц без изменения их длины. Выполняемые этим методом упражнения, рекомендуется применять как дополнительное средство развития силы.

Целесообразно выполнять изометрические напряжения в положениях и позах, адекватных моменту проявления максимального усилия в тренируемом упражнении. Эффективно сочетание изометрических напряжений с упражнениями динамического характера, а также упражнениями на гибкость и расслабление. Напряжение мышц надо увеличивать плавно до максимального или заданного и удерживать его в течение нескольких секунд в зависимости от развиваемого усилия (Таблица 11)

 

Таблица 11 Продолжительность напряжения мышц в зависимости от развиваемого усилия при изометрической тренировке (по T. Hettinger, 1961)

Развиваемое усилие (%) 40-50 60-70 80-90  
Длительность напряжения (сек.) 10-15 6-10 4-6 2-3

 

Развивая силовые способности, важно принимать во внимание ряд методических особенностей.

1. Рост силы, происходит быстрее, если упражнения выполняются на фоне полного восстановления после нагрузки.

2. Если в занятии решаются задачи по совершенствованию техники, то силовые упражнения включают в конце основной части занятия.

3. Рост силы происходит результативно, если занимающийся в течение 2-6 недель использовал один и тот же комплекс, изменяя, лишь вес и число подходов.

4. В проявлении мышечной силы наблюдается известная суточная периодика: она максимальна в 15-16 часов дня. В январе и феврале мышечная сила нарастает медленнее, чем в сентябре и октябре, что объясняется уменьшением потребления витаминов и менее интенсивным ультрафиолетовым излучением. Наилучшие условия для деятельности мышц — температура +20 °С. Это необходимо учитывать при выборе условий и графика тренировок.

Кроме этого во взаимоотношении между уровнем силовых возможностей (следствие силовой подготовки) и способностью к реализации силовых качеств в процессе соревновательной деятельности просматриваются 3 фазы:

1.Фаза сниженной реализации – 4-6 недель после начала интенсивной силовой подготовки. Нарушается межмышечная и внутримышечная координация, ухудшаются чувства темпа, ритма и т.д. снижается эластичность мышц и связок.

2.Фаза приспособительная – постоянно повышаются возможности реализации силовых качеств. Улучшается динамическая и кинематическая структура движений. Техника все более соответствует новому уровню силовых качеств. Продолжительность 3-4 недели.

3.Фаза параллельного развития – наиболее продолжительная. Совершенствование силовых качеств осуществляется в ней параллельно со становлением технического мастерства.

Методика развития быстроты. Быстрота способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выделяют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

Элементарные формы:

1. Быстрота простой двигательной реакции – выполнение движения по заранее обусловленному сигналу.

2. Быстрота сложной двигательной реакции. Различают реакцию на движущий объект и реакцию с выбором.

3. Быстрота, проявляемая в темпе (частота движений).

4. Резкость (время достижения максимальной скорости).

Комплексные формы:

1. Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости.

2. Стартовая скорость.

3.Скорость выполнения движений, продиктованных ходом соревновательной борьбы, например, скоростные маневры в спринтерской гонке на треке, скоростные повороты в плавании, подсечки и броски в борьбе, удары в боксе и т.п.

Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так показатели времени реакции не связаны с показателями скорости движений, результативность старта в беге, плавании не зависит от уровня абсолютной дистанционной скорости и т.п. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей.

Элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию. Например, время простой двигательной реакции у лиц, не занимающихся спортом колеблется в пределах 0,20-0,30 с, у квалифицированных спортсменов в пределах 0,10-0,20 с, таким образом, в процессе тренировки оно не может быть увеличено более чем на 0,1 с.

Что же касается комплексных форм проявления скоростных способностей, то в результате специальной тренировки возможен их значительный прогресс, так как они зависят от многих факторов, которые поддаются существенному совершенствованию

Развитие простой двигательной реакции осуществляется «Повторным», «Расчлененным» и «Сенсомоторными» методами.

Сущность «Повторного» метода заключается в реагировании действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный[6]) сигнал с целью сократить время реагирования на него, например: реагирование на стартовый сигнал в беге, плавании или же выполнение каких-то действий в схватке (борьбе) по сигналу и т.п.

Применение повторного метода с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.

Смысл «Расчлененного» метода говорит сам за себя, отдельно тренируется реакция на сигнал сама по себе в облегченных условиях, и отдельно скорость последующих движений. К примеру, быстрота старта в челночном беге зависит от скорости реакции на стартовый сигнал и скорости движений на старте – первых шагов, скорость которых зависит от развития скоростно-силовых способностей. В этом случае эти два компонента старта можно тренировать отдельно.

Идея «Сенсомоторного» метода основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать человеком небольшие (порядка десятых и даже сотых долей секунды) интервалы времени. Упражнения проводятся в три этапа:

1. занимающийся выполняет действие, например, 5-метровый стартовый рывок, стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает время выполнения этого упражнения;

2. реакция и последующие движения также выполняются с наивысшей скоростью, но преподаватель сам спрашивает ученика, за какое время тот, по его мнению, выполнил упражнение. После этого ему сообщают действительное время;

3. занимающемуся предлагают выполнить упражнение с различной, заранее обусловленной скоростью. В результате он обучается свободному управлению быстротой реакции.

Развитие быстроты сложной двигательной реакции. Сложная реакция – это время реагирования в условиях неопределённости раздражителя и ответного действия.

Реакция на движущийся объект чаще всего встречается в спортивных играх и единоборствах. Длительность реагирования складывается длительностью следующих действий:

· увидеть движущийся объект;

· оценить направление и скорость его перемещения;

· выбрать план действия;

· начать осуществлять план.

Экспериментально доказано, что основная доля времени приходится на первый этап (увидеть движущийся объект) – ему и надо уделять особое внимание. Для этого используют упражнения, в которых увеличивают скорость и внезапность появления объекта, сокращают дистанцию. Очень полезны подвижные игры с малым теннисным мячом.

В тех случаях, когда объект уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадать направление и скорость перемещения объекта.

Точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием ее быстроты.

Реакция с выбором – связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных ответов в соответствии с изменением поведения человека или окружающей обстановки. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, от разнообразия поведения атакуемого.

Пути развития реакции с выбором связаны с моделированием целостной соревновательной ситуации:

а) идти по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар, затем реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства;

б) умение реагировать не столько на само движение, сколько на подготовительные действия. В каждом движении есть 2 фазы: 1) подготовительная, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении мышечного тонуса; 2) собственно движение. Опытные спортсмены могут уже реагировать на 1 фазу (до начала основного действия). Для этого в тренировке приучают воспитанника реагировать на утрированную первую фазу, постепенно все больше приближая выполнение движение к естественному.

Для развития быстроты движений применяют разнообразные средства, такие спортивные игры, единоборства; упражнения, направленные на развитие взрывной силы; циклические упражнения (прыжки, многоскоки, выпрыгивания в максимальном темпе, повторное преодоление дистанций 30 — 100 м. с максимальной скоростью). Однако применение этих упражнений должны соответствовать, по меньшей мере, шести основным условиям:

1. способ (техника) их выполнения должен быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;

2. они должны быть хорошо освоены занимающимся, чтобы во время движений основные волевые усилия были направлены не на способ а на скорость выполнения;

3. Интервалы отдыха должны быть настолько короткими, чтобы возбудимость не успела существенно снизиться, с другой стороны настолько длинными чтобы двигательные возможности успели более менее восстановиться.

4. Характер отдыха: спокойная ходьба, упражнения на расслабления.

5. во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений, их продолжительность должна быть не более 5-20 сек.

6. Число повторений: Очередная работа не должна вызывать снижение работоспособности.

При разучивании и совершенствовании техники скоростных движений, необходимо учитывать и возникающие при их выполнении трудности в точном управлении движениями - координации. Для этого рекомендуется соблюдать два правила.

1. Проводить изучение упражнения на скорости, близкой к максимальной (примерно 90-92%), чтобы биодинамическая структура движений, по возможности, не отличалась при их выполнении с предельной быстротой, и чтобы был возможен контроль над техникой движений. Такие скорости называются контролируемыми.

2. Варьировать скоростью выполнения упражнения от околопредельной (субмаксимальной) до предельной.

Вообще, стоит отметить, что методика развития быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой – многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа, и вследствие этого, к стабилизации параметров движения. Стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные – скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер».

Добиться увеличения скорости движений и каком-либо упражнении можно двумя различными путями:

1. Увеличением уровня максимальной (им предельной) скорости движений. Упражнения выполняется максимально быстро и чередуется с заданной скоростью – 90-95% от максимальной. Достигается за счет совершенствования координации движений.

2. Увеличением максимальной силы работающих мышц. Используются упражнения без отягощений или с небольшим отягощением. Вес его лимитируется сохранением структуры упражнения (внутренней и внешней). Упражнения должны выполняться максимально быстро и чередоваться с упражнениями с заданной скоростью 80% от максимальной.

В тренировочных занятиях надо развивать все возможные формы проявления быстроты. Следует лишь всегда помнить, что работу над развитием быстроты и совершенствованием скоростных способностей не рекомендуется проводить в состоянии физического и эмоционального утомления.

Обычно скоростные тренировки сочетаются с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости.

Для развития быстроты используют «Повторный», «Переменный» и «Соревновательный» методы.

Основная задача выполнения упражнений на быстроту «Повторным» методом заключается в повышении максимальной скорости за счет увеличения частоты движений. Например: пробегание отрезков 25 — 30 м. с ходу 3 — 4 раза в максимальном темпе с интервалом отдыха 2 —3 мин. Толчок штанги 70 — 80% от максимального веса 3 — 4 раза с интервалом отдыха 2 — 3 мин.

Характерным признаком «Переменного метод а» является выполнение скоростных упражнений на фоне непрерывного более медленных движение, например пробегание отрезков длиной 25 — 30 м с максимальной скоростью, затем 250 — 300 м в медленном темпе. Повторить 3 — 4 раза.

«Повторный» и «переменный» методы можно выполнять в усложненных условиях т.е. по песку, снегу, по опилкам, в гору.

Сущность «Соревновательный метода» заключается в организации выполнения упражнений скоростного характера в состязании, например бег на дистанции 30 — 100 м., отжимание от пола за 15-20 секунд. Другим примером организации упражнений этим методом могут быть подобные следующим упражнениям: многоскоки — наименьшее количество прыжков на дистанции 10 — 30 м., наибольшая дальность за 5 — 10 прыжков.

Методика развития выносливости. Выносливость — способность к длительному выполнению работы заданной интенсивности, а также способность противостоять утомлению.

Утомление– временное снижение работоспособности, вызванное нагрузкой. В основе утомления лежат изменения в соответствующих нервных центрах, которые понижают их возбудимость. Различают две его фазы: компенсированную, обусловленную сохранением работоспособности за счет волевых усилий, и декоменсированную, в которой работоспособность снижается несмотря ни на что. Утомление может быть умственным, сенсорным, эмоциональным и физическим.

В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, физическое утомление классифицируется на:

· локальное (местное) – в работе задействовано 1/3 мышц;

· региональное (ограниченное) – в работе задействовано 1/3 – 2/3 мышц;

· глобальное - в работе задействовано свыше 2/3 мышц.

Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимается способность эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвуют значительная часть мышечного аппарата. Под специальной это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях специфических требований соревновательной деятельности.

1. Выносливость «стайерского типа» (бег на длинные дистанции).

2. Выносливость «марафонского типа» (лыжные гонки 50 км и более, ходьба, марафон).

Эти типы зависят в большей степени от экономизации и тактики преодоления дистанции.

3. «Миттельштрекерская» выносливость – анаэробные процессы энергообеспечения преобладают над аэробными.

4. Выносливость «спринтерского типа» способность наращивать до максимума и поддерживать на этом уровне мощность работы в условиях возможно кратковременного преодоления соревновательной дистанции.

5.Выносливость силового характера (тяжелая атлетика, борьба), способность сохранять и наращивать усилие по ходу психологического напряжения соревнований, длящихся несколько часов подряд.

6. Выносливость, проявляемая в спортивных играх и единоборствах – значительные требования к системам анаэробного обеспечения.

7.Многоборная выносливость (спортсмены многоборцы).

Для развития общей выносливости целесообразно применять следующие методы.

«Равномерный» метод. Прохождение дистанции с постоянной скоростью в равномерном темпе. Для начинающих продолжительность 20 — 30 мин (ЧСС до 140 уд/мин), для подготовленных 60 — 120 мин (ЧСС 150 —160 уд/мин).

«Переменный» метод. Первый вариант — чередование ходьбы и бега (кросс-поход, марш-бросок): 10 мин ходьбы, 20 мин бега. 3 — 4 серии для начинающих, 5 — 6 серий для подготовленных бегунов. Второй вариант — кросс по пересеченной местности 3 — 5 км (ЧСС 140 — 160 уд/мин).

«Повторный» метод». Используя этот метод для развития общей выносливости следует руководствоваться следующими методическими положениями.

1. Интенсивность работы (скорость на отрезках плавания, бега на лыжах, легкоатлетического бега, темп выполнения силовых упражнений) должна быть приблизительно такой, чтобы частота пульса к концу отрезка (упражнения) была в пределах 160-180 уд/мин, т.е. чтобы обеспечивался наиболее эффективный с точки зрения развития общей выносливости режим работы сердца. Практически такой интенсивности соответствует в начале учебного года работа в ½ силы, а в середине и конце – работа в ¾ силы.

2. Продолжительность работы (длина тренировочных отрезков, продолжительность упражнений). Пределы ее в основном 45-90 сек.

3. Интервалы отдыха обычно определяются так, чтобы к концу паузы частота пульса снизилась до 100-120 уд/мин. В зависимости от уровня подготовленности занимающегося продолжительность пауз отдыха может составлять от 30 сек. до 3 мин.

4. Характер отдыха между отрезками может быть пассивным и активным. Для развития общей выносливости первый вариант предпочтительнее. При выполнении силовых упражнений паузу отдыха рекомендуется заполнять несложными упражнениями на расслабление.

5. Количество повторений должно быть таким, чтобы вся серия проходила при сравнительно устойчивом пульсовом режиме.

Специальная выносливость совершенствуется при помощи физических упражнений соответствующих специфике соревновательной деятельности, которые выполняются с соревновательной и близкой к ней интенсивностью. Специальная выносливость развивается путем избирательного – «Интервального» – развития психомоторных функций, «Транзитивного» метода и метода «Целостно приближенного моделирования соревновательного упражнения».

«Интервальный» метод характеризуется интенсивностью работы в околопредельной зоне мощности – 85-95% от максимальной (ЧСС 170 — 190 уд/мин). Продолжительность до 2 мин.; важно не допустить снижения интенсивности, но и предоставить время для начала развертывания аэробных процессов по ходу работы. Отдых в пределах 1-2 минут (ЧСС до 120-130 уд/мин). Число повторений определяется возможностью сохранять по ходу упражнения заданные параметры работы.

«Транзитивные» методы с поэтапно изменяющимися или пограничным диапазоном воздействия обеспечивают перенос выносливости на соревновательные упражнения путем многократного выполнения поэтапно укрупняющихся их частей.

Сущность метода «Целостно-приближенного моделирования» заключается в полном моделировании в процессе тренировки соревновательных упражнений. Для его реализации используются следующие методические приёмы:

· минимизация пауз (преодоление соревновательной дистанции с заданной скоростью). Паузы отдыха минимальны;

· моделирование полного состава соревновательных действий с минимальными «замещениями»;

· пофазная интенсификация упражнений «на фоне» целостного выполнения модельно-целевой работы.

· вероятностое моделирование с расчетом на создание «резерва выносливости» (приспособление к различным вариантам соревновательной нагрузки).

 

 

Контрольные вопросы:

1. В чем проявляется целостность организма как биологической системы?

2. Охарактеризуйте функции основных систем организма?

3. Охарактеризуйте группы средств физического воспитания?

4. Дайте определения понятиям «движение», «действие», физическое упражнение»?

5. Приведите примеры классификации физических упражнений по 5-6 классификационным признакам?

6. Сравните понятия «метод», «методический подход», «методика», «методический приём»?

7. Охарактеризуйте номенклатуру методов физического воспитания?

8. Что понимается под техникой физических упражнений?

9. Что понимается под пространственными, временными, пространственно-временными, силовыми и ритмическими характеристиками техники физических упражнений?

10. Раскройте основные положения методики развития силы?

11. Раскройте основные положения методики развития быстроты?

12. Раскройте основные положения методики развития выносливости?

 

Литература:

 

1. Бельченко Л.А., Лавриненко В.А. Физиология человека. Организм как целое. Учебное пособие.- М., 2006.

2. Захаров Е. Энциклопедия физической подготовки. Е.Захаров, А.Карасев, А.Сафонов. – М.: «Лептос», 1994, изд..

 


[1] Мысленный образ движения.

[2] Более подробно о применении игрового и соревновательного методов на занятиях по физической подготовке см. Кузнецов С.В., Волков А.Н., Лысов А.И. Игровой и соревновательный методы, подвижные игры на занятиях по физической подготовке / Методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. 44 с.

[3] Цитируется по работе: Захаров Е. Энциклопедия физической подготовки. Е.Захаров, А.Карасев, А.Сафонов. – М.: «Лептос»,1994. с. 66

[4] Количество предельного числа повторений упражнения называется повторным максимумом.

[5] Цитируется по работе: Захаров Е. Энциклопедия физической подготовки. Е.Захаров, А.Карасев, А.Сафонов. – М.: «Лептос»,1994. с. 67

[6] То есть известный до начала упражнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.