КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационно-методические особенности изучения боевых приемов борьбы
Для более ясного понимания[2] логики прохождения учебного материала по боевым приёмам борьбы важно представлять себе исходные идеи, положенные в её основу – принципы. В предельно общем виде обучение и освоение боевых приёмов борьбы начинается с разучивания техники – способа, приёма его выполнения. После этого изучаются и совершенствуются – другими словами, тренируются – способы его применения в условиях и обстоятельствах служебной деятельности сотрудников полиции. Главными факторами этих обстоятельств выступают, во-первых, факторы и условия правомерного применения сотрудниками полиции силы, а, во-вторых, фактор физического (силового) противодействия со стороны правонарушителей (Рисунок 6).
Рисунок 6 Принципиальная последовательность освоения боевых приёмов борьбы
Интуитивно понятно, что изучаются сначала простые действия и приёмы, состоящие из небольшого количества элементов, а затем более сложные. К примеру, изучение защиты от ударов начинается с более простых способов защиты уклоном или приседом (Рисунок 7, а), продолжается изучением защит подставкой палки или автомата (в, г), и, наконец, предплечья (д).
Рисунок 7 Способы защиты от ударов рукой
Очевидно, что освоение элементарных ударов, как односложных действий, в принципе проще (Рисунок 8), чем разучивание движений, составляющих бросок или болевой приём на руку. Да и бросок хватом ног спереди проще и легче, чем, к примеру, бросок через спину.
Рисунок 8 Примеры простых и сложных действий После изучения отдельных действий, изучаются их сочетания – переходы и комбинации. (Рисунок 9)
Рисунок 9 Принцип изучения приемов по их сочетанию
Сначала изучаются сочетания простых действий, к примеру, удары палкой или же сочетания ударов рукой и ногой. Затем, сочетания, обусловленные логикой противодействий в борьбе (схватке) (атакующее действие – ответное действие (Рисунок 10)), например, после защиты от удара рукой, ответная атака ударом (Рисунок 11) или применение загиба руки за спину рывком (Рисунок 12).
Рисунок 10 Логика противодействия сторон в борьбе (схватке)
Рисунок 11 Защита подставкой предплечья и ответный удар
При этом сначала изучаются наиболее простые по типу ответные действия – уходы и уклоны, затем защитные действия, после этого атакующие действия в ответ и, наконец, контратакующие действия. Бесспорно, что от удара проще и менее рискованно уклониться, чем своевременно и точно остановить движущуюся конечность (особенно в которой находиться нож или палка), или же опередить противника эффективным стремительным и точным встречным ударом. Рисунок 12 Защита подставкой предплечья и загиб руки за спину
Другой принцип комбинирования, обусловлен задачей создания и своевременного эффективного использования момента подавления сопротивления (или противодействия) противника. Например, учебная задача при разучивании освобождения от обхвата туловища сотрудника полиции со стороны спины (Рисунок 13, а) как комбинации «расслабляющего» удара и ответного приёма заключается не в демонстрации выполнения удара и приёма, а в том, чтобы эффективность этого удара и эффективность использования момента непротиводействия противника были бы не имитируемыми, а реальными, обуславливая беспрепрепятственное выполнение сотрудником полиции– как в данном случае – загиба руки за спину нырком (Рисунок 13, б).
Рисунок 13 Освобождение от обхвата туловища
Таким образом, в сочетаниях приёмов и действий сутью изучения является освоение идеи сочетания или комбинации. Понятно, что действия, которые комбинируются сами по себе должны быть разучены раньше. Специфика изучения приёмов борьбы, рукопашного противоборства, боевых приёмов борьбы такова, что они сначала изучаются в условиях отсутствия всякого противодействия со стороны другой стороны (ассистента, противника). Практическое же применение приёмов, само по себе, подразумевает способность их применять в условиях обоюдного противодействия друг другу. Каждая из сторон, чтобы осуществить атакующий приём должна, прежде всего, как-то нейтрализовать противодействие другой стороны. Т.е. защититься от атакующих или контратакующих действий противника, преодолеть противодействие своим действиям и пересилить сопротивление – его защиту. И только после решения этих задач провести атакующий приём (Ошибка! Источник ссылки не найден.).
Рисунок 14. Сущность противоборства
Отсюда главным условием умения применять боевые приёмы борьбы выступает СПОСОБНОСТЬ, ПРИМЕНЯЯ БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ, УПРЕЖДАТЬ, ПОДАВЛЯТЬ И ПРЕОДОЛЕВАТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОТИВНИКА (правонарушителя). Поэтому идея принципа овладения этим умением заключается в постепенном повышении степени сопротивления и характера ответных действий противника. Нарастание степени сопротивления проходит ряд этапов (Рисунок 15).
Рисунок 15. Этапы повышения противодействия при освоении боевых приёмов борьбы
Пассивное сопротивление попыткам провести приём оказывается противником в виде уходов перемещением из положений удобных для проведения атакующим приёмов, сопротивлении мышечным напряжением, осуществлением сковывающих хватов. Суть противодействия на следующем этапе заключается в том, что атакующий вынужден считаться с возможность проведения обороняющимся ответных приёмов. Если на предыдущем этапе нападающий не встречал угроз со стороны обороняющегося, так как последний только уходил от приема, то здесь он может столкнуться с ответным приёмом. Противоборство, как степень противодействия, фактически походит на обоюдную схватку. За исключением того, что, как правило, схватка начинается из некоторого обусловленного положения и состав возможных приёмов и действий ограничен. На предыдущих этапах инициатива в проведении приёмов принадлежала атакующей стороне. Здесь же обороняющийся, не дожидаясь нападения, со стороны нападающего, имеет возможность, перехватывая инициативу, упреждать его действия, контратаковать встречными приёмами или атаковать в ответ. Однако главная логика направленности обучения боевым приёмами борьбы сводит все пути к цели освоения технико-тактической модели непосредственного физического задержания правонарушителей. Самое существенное отличие этой модели от модели единоборства в спорте, или технико-тактической модели рукопашного боя с целью уничтожения или пленения противника в бою, заключается в подчинении типичным условиям и обстоятельствам применения сотрудниками полиции силы, а так же её правовым условиям и факторам, обуславливающим основание, порядок и пределы применения сотрудниками полиции силы. Сильно упрощая положение вещей непосредственное физическое задержание сводиться к возможности сотрудником полиции принудительно, т.е. вопреки воле задержанного, изменять его положение или двигаться, сковывать наручниками, связывать, проводить наружный осмотр.
Рисунок 16. Схема силового задержания правонарушителей
Поэтому прохождение учебного материала начинается с освоения технико-тактических действий и приёмов борьбы, рукопашного противоборства подобным, по сути, способам их применения как в условиях единоборства вообще (к примеру, в спорте, или боевых искусствах) так и в условия физического противоборства с правонарушителем. Продолжается, всё более приближаясь по технико-тактической основе типичным обстоятельствам, условиям и факторам правомерного применения силы сотрудниками полиции. Заканчивается же освоением их как средств силового задержания правонарушителей Овладение техникой боевых приёмов борьбы осуществляется в три этапа (Рисунок 17).
Рисунок 17. Этапы овладения приёмами борьбы На каждом этапе решаются свои специфические задачи. Создание начального представления заключается в том, чтобы: · сформировать смысловое и образное представление о способе выполнения действия (приема); · понять основы техники действия и особенностей его исполнения; · создать двигательное представление основных элементов действия (приема); · добиться целостного выполнения действия (приема) в общих чертах. На этапе разучивания техники: · уточняется представление действия (приема) в основе и во всех его главных деталях; · формируется целостное двигательное представление о составляющих действие (прием) в пространстве (направлении, форме траектории, амплитуде), во времени (темпе и частоте), в динамике (характере прикладываемых усилий) и ритме в целом; · устраняются значительные искажения в технике действия, сопутствующие (лишние) движения; · достигается правильное осознанное выполнение действия (приема) в целом в стандартных условиях. На этапе совершенствования: · устраняются незначительные ошибки в технике действия (приема), особенно в его основе; · достигается стабильность выполнения действия (приема); · доводятся до необходимой степени совершенства индивидуальные черты способа выполнения действия; · тренируют выполнение действия (приема) в различных обстоятельствах практической деятельности. Поэтапно разучивая действие (приём), они сначала осваиваются на уровне представления, затем умения и, наконец, навыка. На каждом уровне степень владения действием характеризуется рядом признаков (Таблица 2). Освоение техники приёмов боевой борьбы осуществляется по определенной схеме, которая основывается на делении действий (приёмов) на операции (см. предыдущий параграф § 3.4) Рассмотрим её подробнее. Прежде чем приступить к изучению отдельных приемов учащийся должен освоить целый ряд подготовительных действий. Их освоение дает начальное двигательное и психомоторное представление о специфике противоборства. Освоение действий в акробатике, самостраховке, оказании поддержки и страховки способствует совершенствованию координации, уменьшению травматизма и т. д. После освоения подготовительных действий изучаются сопряженные с основными приёмами борьбы хваты, стойки, взаимоположения и перемещения в них. Обучение хватам осуществляется в парах. В парах же совершенствуется стойка, осваиваются передвижения и повороты. На этом этапе для занимающихся определяются понятия атакующий и атакуемый, нападающий и обороняющийся. Логическое и двигательное представление стойки в обоюдном хвате и стойки вне хвата обогащается факторами и условиями общей площади опоры, общего центра обоих занимающихся, характером осуществления усилий на человека.
Таблица 2. Характерные черты степени освоенности двигательных действий
Освоив подготовительные и сопряженные действия противоборства, обучаемый тем самым осваивает в своей основе первую операцию технического действия противоборства – подготовку к выведению из равновесия. Эта операция имеет большое множество составляющих ее частей. Их сочетания в изменениях образуют огромное множество динамических ситуаций, благоприятствующих для проведения выведения из равновесия. Приступая к освоению основных действий противоборства, которые составляют вторую, третью и пятую операции, занимающиеся продолжают осваивать некоторые части первой операции. В это время закладываются понятия биомеханических основ техники противоборства — устойчивость, нарушение устойчивости, направления выведения из равновесия и др. Осваивая переход от одного способа выведения из равновесия к другому, формируются понятия подготовки броска и основ комбинационных действий. Второй операции в практике обучения уделяется особое внимание. Наработка приёмов и способов выведения атакуемого из равновесия является главным специальным подготовительным упражнением. Именно успех действий в этой фазе предопределяет результативное проведение атакующих действий. Освоение третьей операции технического действия в схватке заключается в разучивании двух её частей, а именно способов «выхода» в положения (позы) для бросания – приёмов силового задержания на руку – и собственно самих приёмов приложения сил для осуществления этих действий. Сначала отдельно осваиваются положения, в которых развивается финальное усилие. В бросках это сбив, зацеп, подножка, подсечка и т.д., а при выполнении боевых приёмов борьбы на руку – конечные положения «взятого на приём», как говорили раньше, противника. Затем формируется умение занимать эти положения в сочетании с передвижением и поворотом; сначала без человека, а затем с ним. После этого разучивается нужный способ приложения сил бросания из статического положения, т. е. подбиву. Затем эти две части операции соединяются в целое. При изучении всех трех первых операций действия особое внимание необходимо уделять их выполнению в передвижении. Соединение в единое целое первой, второй и третьей операции обуславливает освоение только части действия, действия в положении стоя. Поэтому одновременно с изучением деталей и частей трех операций стоя начинается изучение действий, составляющих две операции в борьбе это положение лежа, а при разучивании боевых приёмов борьбы это положения силового, удушающего или болевого контроля противника стоя и лежа. Изучение действий в этих положениях начинается с пятой операции – приёмов контроля (удержаний, болевых и удушающих приёмов, приёмов сковывания). Идя в обучении «сверху» – 1,2,3 операции – и «снизу» – 5 операция, освоение базисной структуры целостного действия заканчивается разучиванием способов применения приёмов в четвертой фазе. На этом этапе у обучаемых достигается понимание того, что действия 5 операции обуславливаются положением атакуемого и взаиморасположением относительно его, способом хвата и другими деталями. Таким образом, принципиальную последовательность изучения операций можно представить следующим образом (Рисунок 18): Как понять эту последовательность? На I этапе изучаются детали, части 1-й операции; на II этапе одновременно и независимо друг от друга можно изучать действия 2-й, 3-й, 5-й операций и 1-2 операции как единое целое. На III этапе действия 4-й операции, а затем и 4-5 операций и 1-2-3 как целое. На IV этапе действия сочетание двух фаз 1-2-3 и 4-5. Дальнейшее обучение осуществляется по пути наработки навыка выполнения приёмов и действий во второй, третьей и пятой фазах, и расширения технического арсенала первой и четвертой фазы. Если в первой и четвертой операциях задать одну или две ситуации и заучить их до состояния крайней стереотипности (например, перехват захвата соперником или определенное передвижение), то всего остального многообразия ситуаций борец видеть и использовать для атаки не сможет. Поэтому, главным фактором технико-тактического совершенствования ведения схватки в первой и четвертой фазах, в своей основе выступает многообразное вариативное изменение в тренировочных заданиях второй, третьей и пятой операций. Изучая технику противоборства по этой методике и, изменяя составные части третьей и пятой операций, занимающиеся смогут освоить любое количество технических действий с их вариантами, воспринимая их как одно целое живое движение. В этом случае занимающиеся осваивают не отдельные приемы, а их составляющие детали, части, операции, изучив которые они смогут выполнять всю технику противоборства.
Рисунок 18. Принципиальная последовательность освоения операций в противоборстве
«Тренировка после технического разучивания приемов имеет громадное значение. Она жизнь (душа) приемов. До тренировки разучивание приемов представляет собой механический навык к работе, где требуется только быстрота и чистота производства их. При переходе к тренировке работа принимает спортивный интерес, так как является чужая воля, оказывающая сопротивление и вызывающая, кроме хорошей технической работы, проявление своих душевных качеств. Тренируясь, мы достигаем: 1. Быстроты и инстинктивного применения приемов. 2. Развития инициативы, смелости, быстрой ориентировки в создавшейся обстановке. 3. Применения приемов "по принципу", т.е. при всевозможных положениях и обстановке, выбирая ту или иную группу приемов, помня лишь общую характерную особенность, как, напр., обратный рычаг, дожимы, выверты, работа на пальцах, а также вспомогательные приемы. 4. Общего физического развития» [3] .
Контрольные вопросы: 1. Что является целью физической подготовки сотрудников внутренних дел? 2. Какими приказами МВД России определяется содержание, организация и контроль физической подготовки сотрудников внутренних дел? 3. На какие медицинские группы по состоянию здоровья распределяются сотрудники ОВД? 4. Охарактеризуйте формы физической подготовки сотрудников ОВД с учетом специфики решаемых ими оперативно-служебных задач. 5. Как организуется массовая физкультурно-спортивная работа с сотрудниками внутренних дел? 6. В каких формах в ОВД МВД России осуществляется физическая подготовка? 7. Через какие этапы проходит освоение техники приёмов и действий? 8. Дайте характеристику степеням освоенности двигательных действий?
Литература: 1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3. – "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, № 7, ст. 900. 2. Федеральный закон № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2206) 3. Приказ МВД РФ №412 от 29 июля 1996 года «Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел». – М.: Издательство ГУК МВД России, 1996. – 128 с. 4. Приказ МВД РФ №510 от 15 мая 2001 года «О внесении изменений и дополнений в наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом №412 от 29.07.1996г.». Приказ опубликован не был. 5. Приказ № 663 от 3 июля 2012 г. «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». "Российская газета", № 200, 31.08.2012. 6. Устав общественного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», принят Х внеочередной конференцией 29 мая 1996 года, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 07 июня 1996 г. / Настольная книга спортивного менеджера: справ. пособие / РГАФК; авт.-сост. Золотов М.И. [и др.]. – М.: ФОН, 1997. - 518 с.
[1] Приказ министра внутренних дел Российской Федерации №412 от 26 июня 1996 г., №510 от 15 мая 2001 г. [2] Наглядно тематика содержания обучения по боевым приёмам борьбы отражена в пособии Волков А.Н., Кузнецов С.В., Данилов М.Г. Физическая подготовка. Альбом схем. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. С. 15-27. [3] Спиридонов В.А. Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-Джитсу. – М.: Динамо, 1927. Стр. 40
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |