Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные нормы и их виды. Нормативное регулирование. Понятие, свойства, функции, принципы и источники права

ТЕОРИЯ ПРАВА

 

Социальные нормы – это всевозможные нормы, правила поведения людей в обществе, которые направлены на регулирование общественных отношений. Это нормы морали, нравственности, религии, права и т.д.

Нормативное регулирование – это деятельность субъектов общественной жизни, связанная с созданием, реализацией и обеспечением различных социальных норм. В зависимости от того, какая социальная норма создается и действует, выделяют виды нормативного регулирования.

Традиционное регулирование осуществляется посредством выработки и реализации в обществе обычаев и традиций, как правил, складывающихся в результате их многократного повторения, исполнения и отбора в силу привычки как наиболее рациональных форм поведения людей в обществе.

Моральное регулирование осуществляется посредством морально-нравственных идей, обеспечиваемых сил и авторитетом общественного мнения.

Корпоративное регулирование осуществляется посредством системы внутриорганизационных норм, обеспечиваемых самой организацией.

Правовое регулирование – особый вид нормативного регулирования, поскольку оно осуществляется через систему особых правил поведения норм права, непосредственно связано с государством и гарантируется его принудительной силой.

Право – это система общеобязательных формально определенных правовых норм, направленных на упорядочивание жизненно важных общественных отношений в целом и гарантируемых принудительной силой государственной власти.

Свойства права:

1. Общая обязательность, т.е. право в равной мере распространяется на всех субъектов.

2. Властный государственно-властный характер. Предписание правовых норм гарантируются принудительной силой властью государства. В санкциях правовых норм закрепляется ответственность за их нарушение, которое и реализуется посредством принудительной силы государства.

3. Формальная определенность. Нормы права формально выражены, закреплены в формах, источниках правах.

4. Системность права. Все нормы находятся во взаимосвязи друг с другом, делятся на отрасли, подотрасли и институты права, составляя систему права.

5. Нормативность права. Право подлежит многократному применению в отношении неопределенного количества однородных общественных отношений, т.е. является типовым регулятором типовых общественных отношений.

6. Волевой, интеллектуально волевой характер права. Право всегда выражает волю каких-то субъектов социально-общественной жизни.

Сущность права – это то, чью волю оно выражает.

Социальное назначение права – это его способность регулировать общественное отношение.

Функции права - основные направления воздействия права на общественные отношения. Внешние функции вытекают из сфер общественных отношений, на которые право воздействует(экономическая, политическая, идеологическая и т.д.). Внутренние функции права вытекают из способов воздействия права на общественные отношения(регулятивная и охранительная функции). Регулятивная функция – это когда право воздействует на нормальные, позитивные общественные отношения и его задача только упорядочить поведение субъектов, придать им необходимую правовую форму. Охранительная функция – это когда право воздействует на анормальные, негативные общественные отношения, когда совершается правонарушение, причиняется вред лицу, и задача права - восстановить нарушенные права, привлечь виновное лицо к ответственности.

Принципы права – это основополагающие начало, руководящие идеи, лежащие в основе права и правового регулирования. Выделяют общеправовые, отраслевые, подотраслевые и институциональные принципы.

Источники права – официально признанные формы, способы выражения правовых норм, придания им общеобязательного властного характера.

Правовой обычай - сложившееся и часто применяемое в какой-либо человеческой деятельности правило поведения, независимо от того, закреплено оно в каком-либо письменном документе или нет, но признанное санкционированное государством. Обычай становится правовым в результате его санкционирования государством.

Правовой прецедент – это решение правоприменительного органа по юридическому делу, которое становится нормой, при рассмотрении аналогичных дел возникающих в будущем.

Нормативный договор – это соглашение, содержащее нормы права.

Нормативно-правовой акт.

 

Нормативно-правовой акт как источник права. Система и систематизация законодательства. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт – это акт официального правотворчества компетентного органа или лица, направленный на установление, изменение или прекращение действии правовых норм. Черты нормативно-правового актато:

1. официальный письменный документ, содержащий соответствующие атрибуты и отвечающий определенным требованиям.

2. Содержание норм права в нем фиксируется в специальном тексте при помощи специальных правил и приемов правотворческой юридической техники.

3. Специфическая структура изложения и специфический язык.

4. Ясность, доступность, четкость изложения.

5. Обеспечение внутреннего внешнего непротеворечия акта.

Система законодательства – это взаимосвязанная совокупность всех нормативно-правовых актов.

В рамках систем законодательства нормативные акты делятся по юридической силе на законы и подзаконные нормативные акты.

Законы – это принимаемые высшими законодательными органами государства по строго определенной процедуре, обладающие высшей юридической силой акты первичного характера, которые дают общую регламентацию правоотношений.

Черты закона:

1. Высшая юридическая сила. Их содержанию не могут противоречить другие нормативные акты, а в случае противоречия должны действовать нормы закона.

2. Принимаются высшими законодательными органами власти, входящими в законодательную ветвь власти и не могут приниматься органами исполнительной или судебной власти.

3. Особая процедура порядка принятия. Законы принимаются в законотворческом порядке, который устанавливается Конституцией страны, регламентами законодательных органов, включает в себя указания на лиц, обладающих правом законодательной инициативы, формы обсуждения проекта закона, голосования по нему, принятия, одобрения, подписания, опубликования, вступления в силу и т.д.

4. Содержит первичные правовые нормы, дающие общую регламентацию правоотношений.

5. Законы, как правило, делятся на:

5.1 Конституцию – основной закон гоударства, закрепляющий основы государственного и общественного устройства страны.

5.2 Конституционные законы, принимаемые по предусмотренными Конституцией запросам.

5.3 Обыкновенные, текущие законы.

5.4 Подзаконные нормативные акты – это принимаемые на основании его исполнения законов, акты вторичного характера, содержащие нормы, дающие более детальную регламентацию правоотношений. К ним относятся Указы Президента, Постановления Правительства, Акты министерств и ведомств, подзаконные акты органов субъектов федерации, акты органов местного самоуправлении, локальные подзаконные акты, принимаемые отдельными организациями, должностными лицами. По предмету регулирования нормативные акты делятся на гражданское, уголовное, административное законодательства.

Систематизация законодательства – это упорядочивание, приведение в систему нормативных актов для их наиболее удобного и правильного использования и применения.

Инкорпорация – это внешняя обработка нормативного материала, когда нормативные акты упорядочиваются только внешне по форме, без изменения содержания правовой нормы. Она может быть хронологической и предметной.

Хронологическая инкорпорация – это когда акты упорядочиваются по времени их принятия.

Предметная(отраслевая) инкорпорация – акты упорядочиваются по предмету правового регулирования

Кодификация – это существенная внутренняя переработка нормативного материала, при которой изменяется само содержание правовых норм. Отменяются устаревшие нормы и принимаются новые. Кодификация рассматривается как часть правотворческого процесса, при котором появляется принципиально новый правовой акт, устав, кодекс, положение.

Консолидация – объединение, укрупнение, сведение в один нескольких нормативных актов без изменения их содержания.

 

 

Понятие свойство сущность принципы функции права – курсовой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный аппарат | Система права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.