КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стиль руководства и элементы, его определяющие
Теории Д. МакГрегора и В. Оучи. Основу поведения руководителя авторитарного стиля Д.МакГрегор назвал теорией «Х» (руководитель считает подчиненного ленивым, безинициативным, боящимся ответственности), а демократического - теорией «У» (руководитель считает подчиненного трудолюбивым, инициативным, желающим ответственности, «труд – естественная потребность»). Основу поведения руководителя партисипативного стиля В.Оучи назвал теорией «Z», согласно которому руководитель считает подчиненного человеком коллективным, заинтересованным в общих результатах. Важность выбора эффективного стиля руководства основана на роли менеджера в системе управления предприятием. Определяющая роль руководителя связана с наделением его властными полномочиями, через которые он воздействует на производственный коллектив, а через него на характер и результаты функционирования предприятия в целом. Профессиональный руководитель четко формулирует задачи, прогнозирует неудачи, находит решение в каждой конкретной ситуации, способен задействовать внутренние стимулы сотрудников к самостоятельным действиям. При этом, выполняя служебные обязанности, он имеет определенный стиль управленческой деятельности, характеризующийся субъективными и объективными составляющими. К объективным составляющим относятся такие как: специфика сферы деятельности хозяйственной системы, закономерности процесса управления; социально-психологические особенности исполнителей; уровень иерархии управления и др.
В теории и практике менеджмента используются категории: «стиль управления», «стиль руководства», «стиль лидерства», которые часто отождествляются многими исследователями. Изучение сущности этих взаимосвязанных понятий выявило необходимость их уточнения. Анализ категории «стиль управления» позволяет выявить использование ее в двух разных смыслах. Первый связан с обозначением сложившейся общей системы форм и методов управления на предприятии, которые характеризуются порядком планирования, формированием целей, определенной организационной структурой, характером кадровой политики, спецификой осуществления контроля и стимулирования результатов труда, поведенческими аспектами, эстетическим оформлением помещения. Это широкое значение использования категории «стиль управления», которое аналогично понятию «организационной культуры». Второй, более узкий смысл категории связан с определением типичной для руководителя системы деятельности, используемой им в работе с людьми, которая проявляется в отношении к людям, в подготовке, принятии и реализации решений, в организации труда коллектива предприятия. Следовательно, в данном случае под стилем управления понимаются специфические особенности деятельности руководителя и характерные черты работы персонала. Это значение рассматриваемой категории аналогично по смыслу понятию «стиль руководства» Однако, в связи с неоднозначностью употребления этих категорий в отечественных и зарубежных исследованиях мы допускаем их использование в качестве синонимов. В качестве наиболее общего и точного определением понятия «стиль управления», на наш взгляд, может служить следующее: стиль управления это устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя с коллективом предприятия, направленная на выполнение миссии организации, и определяемая объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса. Данное определение позволяет, на наш взгляд, выделить наиболее существенные компоненты рассматриваемой категории: во-первых, стиль управления характеризуется системностью, т.е. представляет собой совокупность отдельных элементов действий, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство и устойчивую целостность; во-вторых, стиль управления выступает формой взаимного воздействия руководителя и починенных, что определяет систему выбираемых средств и методов руководства; в-третьих, использование руководителем системы средств и методов носит целенаправленный характер, обусловленный миссией и задачами предприятия; в-четвертых, стиль управления определяется как индивидуально-типичными характеристиками руководителя, так и особенностями производственного коллектива, а также ситуационными факторами. Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей. Итак, стиль – это качественная характеристика взаимодействия субъекта и объекта управления. В сфере управления существуют разнообразные определения стиля управления. Американская школа управления рассматривает стиль как обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с сотрудниками в процессе достижения поставленных целей [144], [76]. Немецкая школа рассматривает стиль руководства как основную часть деятельности менеджера, считая, что стиль формируется от взаимовлияния трех факторов: структуры личности руководителя, компетентности сотрудников и ситуации [15]. Следовательно, стиль управления проявляется в том, как руководитель говорит, слушает подчиненных, организует принятие и реализацию решений, свое рабочее время и труд производственного коллектива.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |