КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические технологии, специфика их применения в социально-педагогическом взаимодействии
В арсенале работы социального педагога выделяется в целом четыре основные группы технологий: собственно социальной работы, социально-педагогические, социально-психологические и социально-медицинские. Выделение двух последних типов технологий и их специфика обусловлены тем, что многие подходы в социальной педагогике опираются на психологические позиции и медицинские данные. Весьма значимы для социальной педагогики социально-психологические характеристики субъектов воспитательного воздействия (включая воспитуемого как субъекта самовоспитания), а также условий их жизни, социально-психологического климата среды обитания, тех психических процессов и явлений, которые характерны для людей в данной социально-исторической, социально-культурной, социально-территориальной ситуации. Учет особенностей психики людей как представителей разных социальных групп, специфики эволюции и функционирования группового и массового сознания населения, влияния на него различных форм общественного сознания и социальных институтов – непременное условие успешного развития социальной педагогики как науки, практической деятельности и образовательной дисциплины. В этом отношении особая роль отводится социально-психологическим технологиям. Социально-психологические технологии – это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых выступают социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы. К самым распространенным социально-психологическим технологиям, применяемым в работе социального педагога, относятся технологии социально-психологической диагностики, социально-психологического консультирования, социально-психологи-ческого тренинга. Социально-психологическая диагностика – технология, основанная на методах классификации и ранжирования людей по социально-психологическим и психофизиологическим признакам. Предполагает использование методов оценки индивидуальных особенностей личности, имеющих важное значение для выявления тех или иных видов ее деятельности и перспектив ее развития. Как правило, включает два этапа: 1) сбор психодиагностической информации; 2) постановка диагноза и формулировка рекомендаций. Сбор психодиагностической инфор-мации может осуществляться при разностороннем обследовании с применением ряда методик (тестов), а также с помощью клинического метода по Ж. Пиаже. С понятием социально-психологическая диагностика тесно связаны понятия психологическая диагностика, социальная диагностика, педагогическая диагностика, социально-педагогическая диагностика, так как в деятельности социального педагога находят отражение различные аспекты названных диагностических процедур. Рассмотрим их сущность. Психологическая диагностика (психодиагностика) есть измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (группа, организация). Ее целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности (или других объектов) и прогнозе их дальнейшего развития. Социальный педагог не ставит психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагностических признаков следующие факторы риска: а) в младшем школьном возрасте: — сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые не позволяют овладеть новой социальной ролью ученика; — неуменьшающаяся двигательная расторможенность и эйфории-ческий фон настроения, снижающие самоконтроль и самоорганизацию в деятельности и поведении; — повышенная жажда впечатлений в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям как симптомы и склонности к девиантному поведению; — повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию как компонент формирования детской агрессивности; — немотивированность, неадекватность и эффективность поведе-ния как указание на проблему личностного и психического здоровья; — отрицательное отношение к учению, школе, стойкая неуспеваемость, побеги из дома, школьные конфликты как признаки школьной дезадаптации; — поведенческие реакции в виде отказа, защиты, компенсации, эмансипации как следствие негармоничного отношения к ребенку и неудовлетворенности его потребности в уважении, самоутверждении, достижениях; б) в подростково-юношеском возрасте: — сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития; — сочетание инфантильности с большой возбудимостью, эффективностью, приводящее к неуправляемости поведения; — раннее половое развитие в сочетании с повышенным интересом к сексуальным проблемам, приводящие к истероидному поведению, алкоголизации, токсикомании, наркомании, бродяжничеству, агрессии; — переориентация интересов на внешкольное окружение, тенденция к усвоению внешних форм подросткового поведения, имитации его асоциальных форм как указание на средовую дезадаптацию, деформации личностного развития и угрозу асоциального поведения. Социальная диагностика — это комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-эко-логическое состояние. Ее целью является постановка социального диагноза, т.е. научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья. Социальный диагноз (оценка) — это дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи. Оценка предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи. Источниками информации являются эпидемиология, исследования отношений между социальным работником и клиентом, беседы с индивидами, семейные и групповые сеансы, измерительные и наблюдательные методики. Технология постановки социального диагноза предполагает поиск ответов на следующие вопросы: 1. Кто является клиентом? Каковы его характеристики и стадии жизненного цикла? 2. Какие проблемы беспокоят клиента, людей из социального окружения? 3. Каким образом, кто и когда заметил проблему и что этому предшествовало? 4. Какие основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные стресс-факторы мешают клиенту функционировать полноценно? 5. Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи? 6. Насколько адекватно воспринимает свои роли в той системе, частью которой он является? 7. Насколько сильна у клиента мотивация к принятию помощи от социального работника и других людей? 8. Какими возможностями при оказании помощи обладает конкретное лицо, семья, группа или система социальной поддержки? 9. Какова взаимосвязь характеристик клиента, социальных условий и согласованности целей в ходе решения проблемы? 10. Какие действия наилучшим образом будут отвечать потребностям клиента или семьи? Для социального педагога важно разобраться в ситуации ребенка, его отношениях с семьей и другими социальными группами, к которым он принадлежит. При анализе социальной ситуации он может руководствоваться следующими вопросами: 1. Какие возможности и какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью или другую социальную группу? 2. Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы? 3. Насколько эффективны (неэффективны) формы общения? 4. Каковы основные возможности для формальных и неформальных ролей и насколько они эффективны? 5. Кто из окружения клиента принимает решения и какие это решения? 6. Каковы основные конфликты, касающиеся клиента, и какие меры принимаются для их разрешения? 7. Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи или группы и как обеспечивается выполнение этих норм? 8. Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи и группы в рамках более крупных образований влияют на формирование индивида и системы в целом. Педагогическая диагностика — это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Педагогическая диагностика оценивает ребенка, сравнивая его с определенными социальными нормами и эталонами, что часто обусловливает оценочное отношение к личности ученика и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользоваться готовыми педагогическими оценками, но и вынужден реабилитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон. Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями. Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики. В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика). Технология социально-педагогической диагностики изначально предполагает распознавание признаков диагностируемого явления. Так, например, для подростков с девиантным поведением такими важными признаками являются дисгармонии личностного развития, низкий уровень развития субъектных свойств (самосознания, общения и деятельности), нарушенный образ «Я», труднообучаемость, трудновоспитуемость и социальная дезадаптированность, нарушенное взаимодействие ребенка с микросоциумом (родители, педагоги, сверстники) и т.д. За выделением признаков следует подбор методов, способных их диагностировать. Методы социально-педагогического исследования — это способы получения и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социально-педагогической ситуации ребенка, опыте его поведения, способах взаимодействия и отношений к миру, с миром и с самим собой. Социальный педагог может использовать различные методы исследования: педагогические, психологические, медицинские, социологические и общегносеологические. К последним относятся метод диалектики, методы анализа и синтеза, метод теоретического моделирования, метод качественных оценок, которыми в той или иной мере пользуются все специалисты. Используя социологические методы, социальный педагог часто прибегает к опросам, анкетированию, социальной статистике, социальному проектированию и экспертным оценкам. В числе психологических методов им могут применяться те, по которым он прошел специальную подготовку: самонаблюдение, личностные опросники, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, лабораторные эксперименты, социометрия. На вооружении социального педагога находятся такие педагогические методы, как наблюдение, контактная беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка, обобщение опыта, педагогический консилиум, ситуации свободной деятельности, естественный и формирующий эксперимент. Он может также переносить методы медицинской диагностики на социально-педагогический материал: метод анамнеза, истории поведения, клинического интервью, семейной генограммы, скрининга, эпидемиологический метод. К собственным методам социальной педагогики можно отнести социально-педагогический паспорт микрорайона, социально-педагогический эксперимент, социально-педагогическое документирование и его анализ, социально-педагогическое обследование качества жизни, социально-педагогический мониторинг. Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру: 1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка. 2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая. 3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных. 4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы. 5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. 6. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры. Социальный педагог может опираться в диагностической работе на известные педагогические требования: изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей и потенциалов; диагностика не должна быть самоцелью, а носить стимулирующий характер; изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения; личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного метода; необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и собственными показателями. II. Социально-психологическое консультирование – технология оказания социально-психологической помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. В ходе консультирования используются специальные действия, актуализирующие активность и ответственность консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в свои силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки, распределение ролей в ходе консультации, передающие ответственность подростку и др. Характер и содержание консультирования обусловливается возрастом личности, ее индивидуальными особенностями, спецификой проблемной ситуации, в которой находится подросток. Психологическое консультирование подростков, основанное на гуманистическом подходе, предполагает, прежде всего, субъектное отношение к консультируемому. Как субъект собственной жизни подросток имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность направлена на адаптацию и самореализацию. Он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях своих возможностей. Содержательная специфика консультирования будет определяться характером вопросов, в разрешении которых человек хочет получить помощь. Анализируя литературу и опыт работы с подростками И.В. Кузнецова (1996) выделяет следующие наиболее типичные группы вопросов: — вопросы взаимоотношений: поиск друга, партнера, спутника жизни; получение признания у значимых людей; преодоление страхов и барьеров во взаимодействии с разными людьми; формирование навыков общения, преодоление конфликтов; улучшение взаимоотношений с родителями, друзьями, педагогами и другими значимыми лицами; преодоление переживаний, связанных с отсутствием понимания и поддержки или, наоборот, гиперопекой и ограничениями автономии и самостоятельности (психолог-консультант); — вопросы, связанные с обучением, способами деятельности и жизнедеятельности, выбором профессии, преодолением трудностей обучения, развитием познавательных функций (памяти, внимания, мышления); выработкой индивидуальной стратегии, способов и стиля деятельности, режима обучения, поиском вариантов и путей реализации социальной и профессиональной активности (психолог-консультант); — вопросы самопознания, самоотношения, саморегуляции, самореализации: повышение уверенности в себе, признание себя; выработка навыков саморегуляции; преодоление тревоги, обиды, вины, одиночества, страха смерти; создание внутреннего комфорта; поиск смысла и ценности собственного существования (психолог-консультант); — вопросы, связанные с защитой и реализацией собственных прав подростка, степенью его ответственности за определенные социальные действия, представлением его интересов в различных инстанциях и т.д. (социальный педагог). Консультация социального педагога, как правило, носит характер совместной деятельности, направленной на достижение целей, сформулированных на языке трудностей подростка. Она включает три важнейших аспекта: — деятельность консультируемого по разрешению собственного затруднения путем внутреннего психологического изменения (роста); — деятельность консультанта по выявлению и оказанию помощи в разрешении значимых для консультируемого жизненных задач (затруднений); — психологические новообразования в душевной жизни, изменения отношений, способов действий, самооценки, самоощущений, появлении новых переживаний, планов, открытие новых возможностей. Возникшее затруднение, его осознание и формулирование в вопросе вызывают приток энергии, активизируют силы подростка для преодоления препятствия, если консультант поможет поставить цель, подкрепленную искренним желанием и верой. Такая цель выступает системообразующим фактором, переводящим деятельность человека на особый режим, вызывающим новые ресурсные состояния, высшей степенью которых является духовное состояние. В целом выделяются три основные стадии в технологии консультирования. 1 стадия – формирование отношений. Установление определенного терапевтического климата, основанного на доверии консультанта и клиента. 2 стадия – понимание и действие. Помощь клиенту в раскрытии проблемы, совместный анализ проблемы и способов ее решения. 3 стадия – завершение процесса общения. Предполагает мотивацию, адаптацию и ориентацию клиента в решении собственной проблемы. Ниже более подробно рассмотрим технологию консультирования подростка с учетом психологических рекомендаций. 1. Подготовка специалиста к консультированию. Рефлексия собственных установок. Выработка профессиональной позиции. Внутренний диалог, настрой на консультацию. Анализ требований к психологу-консультанту (социальному педагогу), работающему с подростками. 2. Установление контакта. Доверительное отношение, следование за клиентом. Подбадривание, поддержка. Отражение (эхо). Вопросы-синонимы. Переформулирование. Резюме (суммирующий вопрос). Изменение темы. Проясняющие вопросы. Согласование невербального поведения (ритм, поза, жесты и т.д.). Понимание чувств клиента через невербальные проявления. Вербализация чувств и эмоций клиента и психолога (социального педагога). Описание состояний. Метафора. Описание желаемых состояний. 3. Исследование ситуации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |