КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-медицинские технологии в работе социальной службы
Как? Что? Анализ характера затруднений и его причин. Анализ используемых путей и способов разрешения затруднения. а) информационно-когнитивные параметры анализа (информация понятия, представления); б) мотивационно-смысловые параметры (интересы, установки, ценности, смыслы, перспективы); в) операциональные (умения, навыки, способности); г) эмоционально-энергетические (эмоции, чувства, темперамент); д) черты характера и поведения (свойства, формы). 4. Постановка цели. Постановка вопросов: чего ты хочешь добиться? Что ты хочешь получить? Зачем тебе это нужно? Как бы ты хотел себя чувствовать в будущем? Проективное описание себя в будущем: завершение незаконченных предложений, послание самому себе, рисунки «Я через некоторое время», фильм о собственной жизни, сцены из будущего. Формулирование цели: привлекательность, реалистичность, позитивность, конкретность, проверяемость. 6. Поиск решений. Информирование. Метод аналогий. Логическое обоснование и взаимосвязь. Самораскрытие. Конкретное пожелание. Парадоксальная инструкция. Убеждение. Эмоциональное заражение. Помощь в от-реагировании неконструктивных эмоций. Релаксация. Позитивный настрой. Ролевое проигрывание. Анализ ситуаций. Внутренние переговоры. Трансформация личной истории. Социальные проблемы. Поиск идентичности. Целеустремление. 6. Подведение итогов. Вопрос: какие изменения у вас произошли? Подведение итогов клиентом. Анализ изменений по параметрам: чего хочет человек (изменение желаний, смыслов, целей, отношений)? Как он реагирует (изменение степени напряженности, тревоги, появление сил, энергии)? Что он знает (изменение представлений, мыслей, наличие требуемой информации). Работая с подростками, социальный педагог чаще всего придерживается оптимистической концепции и опирается на те стороны личности воспитанника, которые наименее всего деформированы. При подготовке консультированию следует помнить существующие в психологии полюсные характеристики, показывающие отличия профессионального (эффективного) консультирования от непрофессио-нального: • «эффективный» консультант помогает клиенту самому определить цели, «неэффективный» – навязывает клиенту собственные цели; • «эффективный» – ищет вместе с клиентом способы поведения, которые могут быть эффективными, «неэффективный» – предлагает клиенту конкретные способы поведения; • «эффективный» – способен признать как правильную любую точку зрения клиента на проблему, «неэффективный» – четко предлагает комплекс «правильных» и «неправильных» точек зрения на проблему; • «эффективный» – осознает собственное влияние на клиента и как поведение клиента влияет на него, «неэффективный» – не осознает взаимного влияния в процессе общения с клиентом; • «эффективный» – строит взаимодействие с учетом чувств и мыслей клиента, «неэффективный» – строит взаимодействие в соответствии с собственным пониманием проблемы клиента. III. Социально-психологический тренинг – психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это – форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. Термин «тренинг» (от английского training) имеет ряд значений: обучение, дрессировка, тренировка. В словаре С.И. Ожегова можно найти похожий термин «тренировка», трактующийся как «занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умений». Метод тренинга пришёл в отечественную социально-психологическую практику от зарубежных коллег. История создания и развития групп тренинга тесно связана с именем психолога К. Левина и целой плеядой его учеников. Несколько специалистов в области естественных наук (в число которых входил К. Левин) создали группу из деловых людей, целью которой было совместное изучение основных законов и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с их применением. Таким образом появились первые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, которые проводились в Бетеле (США) и получили название Т-групп. Занимаясь экспериментальной, а затем практической социальной психологией, К. Левин сделал вывод, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Помимо этого, группа ориентирована на опыт самораскрытия и самосознания с помощью получения обратной связи. Группы быстро приобрели популярность в США, в частности, даже была создана национальная лаборатория тренинга (НЛТ) в г. Бетеле, а сам подход стал рассматриваться как новый эффективный метод обучения. Основной задачей Т-групп, или «групп тренинга базовых умений», было обучение их участников законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. В 70-е годы XX столетия в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. М. Форверг подготовил нескольких тренеров-психологов из Советского Союза, которые стали вести у себя на родине самостоятельные тренинги и обучать других специалистов. Постепенно появились новые программы. По мнению психолога Е. В. Сидоренко, эти программы могли показаться всего лишь неточной копией или искажёнными прочтениями первоначального, «классического», социально-психологического тренинга. Однако изменения и новшества отнюдь не всегда объяснялись неспособностью тренеров воспроизвести классический вариант программы. Напротив, во многих случаях эти изменения происходили именно благодаря способности отечественных тренеров создавать новые программы, отвечающие запросам практики. Распространение тренинга стало мощным толчком развития практической психологии. В 80-е годы прошлого века советские психологи говорили о новизне этой области прикладной психологии. В эти же годы психолог Ю. Н. Емельянов для обозначения тех форм работы, которые нацелены на совершенствование коммуникативной компетентности, использовал термин «активное социально-психологическое обучение», а вместо понятия «группа тренинга» предпочитал употреблять словосочетание «учебно-тренировочная группа». В этот же период проявилась тенденция разделять «социально-психологический тренинг» и «тренинг делового общения», который в связи с принятой в то время практикой использования видеообратной связи нередко называли «видеотренинг делового общения», или просто «видеотренинг». При таком разделении целевая направленность и теоретико-методологическая ориентация разных видов группового тренинга просматривались отчётливее. Для социально-психологического тренинга в качестве целей выступали обогащение личностного опыта (личностный рост) и психокоррекция. В качестве способа работы – самораскрытие и поиск. В видеотренинге целью было совершенствование умений, а методом – активное обучение и тренировка. На современном этапе в социальной педагогике и психологии существует немало трактовок термина «тренинг», что «приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике» (Н.Ю. Хрящева). И.В. Бачков в качестве возможностей тренинга выделяет реализацию необходимых психологических условий развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализацию их ресурсов, изменение поведения и отношения к миру и к другим людям. Н. Ю. Хрящева отмечает, что тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью, а также как часть планируемой активности организации направленной на увеличение профессиональных знаний и умений либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности. Л.М. Кроль и Е.Л. Михайлова под тренингом понимают курс активного обучения, состоящий из упражнений, их обсуждения, работы со спонтанным поведением человека в специально смоделированной или естественной ситуации, а также коротких фрагментов информации о предмете. При этом они исходят из того, что «...тренинг – это, прежде всего, получение участниками непосредственного опыта. От жизненного он отличается только тем, что специально отобран и организован, поэтому лучше осознаётся и усваивается. Обучаясь методом «проб и ошибок», человек потратит месяцы на достижение того, что в хорошо спланированном тренинге может быть достигнуто за несколько дней». На результирующий компонент тренинга также указывает Б.М. Мастеров: «Результатом являются изменения участников и характера их взаимодействия». При всём многообразии формулировок сущности тренинга можно выделить общие моменты: • во-первых, большинство авторов относят тренинг к групповой форме практической психологической работы; • во-вторых, отмечается получение участниками непосредственного опыта, отличающегося специальной селекцией и организацией; • в-третьих, во многих определениях в качестве основного способа работы указываются активные формы, которые, по выражению Ю.Н. Емельянова, предполагают введение собственной личности в пространство обучения; • в-четвёртых, в формулировках тренинга, даваемых авторами в последние годы, чётко обозначается целевая соотнесённость, выражающаяся в категориях изменений на личностном и групповом, реже – на организационном уровнях. Тренинг является популярной формой работы не только психолога, но и социального педагога. Социально-педагогический тренинг имеет определенное содержание, касающееся тех сфер, с которыми работает социальный педагог, но в то же время здесь также проявляется психологическая основа взаимодествия. Рассмотрим технологию реализации социально-психологического тренинга на следующем примере. Приведенное ниже тренинговое занятие предназначено для детской группы младшего школьного и младшего подросткового возраста. Цель тренинга – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Специфика данного тренинга заключается в использовании игры как ведущего метода взаимодействия с группой. Тренинговое занятие технологически строится по определенной схеме и состоит из нескольких этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей ведущего и заинтересованности детей. 1-й этап. Разминка. Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра. 2-й этап. Мимические и пантомимические этюды. Задача: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. 3-й этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Задача: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. 4-й этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций. 5-й этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка. Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Таким образом, можно согласиться с высказыванием Б.М. Мастерова, который определяет тренинг как «...такой "жанр" обучения, когда в ходе тренингового процесса участники, активно взаимодействуя друг с другом по поводу предмета тренинга, "нарабатывают" и структурируют реальный опыт». Поэтому модно заключить, что тренинг – это активное социально-психологическое научение. Общие цели социально-психологического тренинга, способст-вующие развитию личности: а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции воспитанников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры. Общие цели тренинга реализуются в частных задачах: овладение определенными социально-психологическими знаниями; развитие способ-ности адекватного и наиболее полного познания себя и других; диагнос-тика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров; овладение приемами межличностного взаимодействия. Среди принципов тренинговой работы основными являются: 1. Диалогизация взаимодействия, равноправное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников. 2. Постоянная обратная связь, непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий. 3. Самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем. 4. Оптимизация развития. Констатация определенного психологи-ческого состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития. 5. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер — сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний. 6. Добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность подростка. 7. Постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков. 8. Организация работы крупными временными блоками. 9. Изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий. 10. Свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах. Тренинг, как и все остальные социально-психологические техноло-гии позволяют диагностировать и корректировать психологическое и социальное здоровье учащихся, под которыми понимается следующее: – психологическое здоровье – благополучное душевное состояние личности, способной к самопониманию, самопринятию, саморазвитию в контексте взаимодействия с окружающим людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реалий окружающего мира; – социальное здоровье – определенный уровень развития, сформи-рованности и совершенства форм и способов взаимодействия человека с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция). Социально-медицинские технологии – совокупность методов и приемов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование у него здорового образа жизни. Среди социально-медицинских технологий в социально-педагогическом процессе исполь-зуются следующие: социально-медицинская диагностика, социально-медицинский мониторинг, медико-валеологическая профилактика, соци-ально-медицинская и медико-педагогическая реабилитация, медицинское консультирование. Данные технологии в совокупности с социально-психо-логическими технологиями используются для диагностики и коррекции психического и физического здоровья ребенка. Следует уточнить, что: – психическое здоровье – состояние душевного благополучия личности, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности; – физическое (соматическое) здоровье – отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека. Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность. Социально-медицинские технологии применяются в процессе валеологической (формирование здорового образа жизни учащихся) деятельности социального педагога. Начинается эта деятельность с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности как самих воспитанников, так и всех субъектов педагогического процесса, т .е. с социально-медицинской диагностики, которая осуществляется медицинской службой образовательного учреждения и специалистами учреждения здравоохранения района, где находится школа. Роль социального педагога в ходе социально-медицинской диагностики заключается в сборе данных о состоянии здоровья воспитанников, их родителей, педагогов коллектива учреждения образования. Данные о состоянии здоровья каждого ученика собираются на основе медицинского обследования и отражаются в листе обследования ребенка, который хранится в его личном деле. Также сведения о состоянии здоровья и наличии вредных привычек, наличии различных нарушений ЗОЖ и ориентации на сохранность здоровья учениками, их родителями и педагогами социальный педагог может получить с помощью метода анкетирования. Для этого он разрабатывает и использует различные варианты анкеты в зависимости от категории анкетируемых, затем обрабатывает результаты и фиксирует их в своей рабочей тетради с целью использования при разработке программы деятельности. Социально-медицинский мониторинг представляет собой комплекс мер медико-педагогической защиты учащихся, направленных на комплексную оценку их здоровья; ежегодный анализ изменений состояния здоровья с учетом возраста и пола учащихся; распределение воспитанников на этой основе по группам здоровья. Данные мероприятия служат основой медико-валеологической профилактики и социально-медицинской и медико-педагогической реабилитации. Медико-валеологическая профилактика в условиях образовательного учреждения осуществляется через следующие формы работы по укреплению здоровья учащихся: · дифференциацию учебной нагрузки школьников (щадящий режим); · выполнение физкультурных комплексов, формирующих осанку; · введение в учебный процесс гимнастики для глаз, физкультминуток, подвижных перемен; · закаливание, предупреждение обострений заболеваний; · создание соответствующего воздушно-светового режима, конт-роль за соблюдением техники безопасности при работе с приборами, соблюдением санитарно-гигиенических норм в учреждении образования; · контроль за организацией питания (режим и сбалансированность, витаминизация, использование йодированной соли, вариативное меню); · использование клубных форм работы с проведением врачами поликлиники бесед со старшеклассниками о сохранности репродуктивного здоровья, просмотром видеофильмов на данную тематику. Социально-медицинская реабилитация в свою очередь направлена на работу с детьми, имеющими проблемы с психическим и соматическим здоровьем, а также на восстановление по возможности психосоматических характеристик детей до пределов нормы. В этом отношении особое место занимает работа с детьми с ОПФР, обучающимися в интегрированных классах. Этапы социально-медицинской реабилитации: ü диагностический – диагностика отклонений в состоянии здоровья; ü лечебно-оздоровительный – максимально-возможная компенсация или стабилизация морфологических или функциональных отклонений; ü адаптационно-профилактический – восстановление или макси-мально возможное расширение физической и психической деятельности ребенка, профилактика возможного ухудшения состояния здоровья. С целью медицинской реабилитации такой категории детей органи-зуются занятия лечебной физкультурой, направленные на укрепление ослабленных мышц, восстановление координации движений, развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений, совер-шенствованию ориентации в пространстве, саморегуляции поведения. Социально-медицинская реабилитация этой категории детей осуществляется как правило через проведение занятий с использованием лечебно-воспитательных средств, включающих методы арт-терапии, в ряду которых особая роль отводится музыкотерапии, сказкотерапии, пластикотерапии, игротерапии. С помощью музыкотерапии, например, оказывается благотворное влияние на дыхание и сердечно-сосудистую систему ребенка, так как основные элементы музыки (ритм, мелодия, гармония) проникают в глубины психики личности. Сказкотерапия в свою очередь с использованием инсценировок позволяет развивать речевую деятельность детей, способность построения связанных высказываний. Медико-педагогическая реабилитация (общая) – приведение в соответствие физических и психических потребностей и возможностей объектов реабилитации и медико-педагогических особенностей учебно-воспитательного процесса, таких как: а) содержание обучения (его объем, сложность, темпы); б) медико-гигиенических показателей среды обучения: — пространственных или архитектурно-планировочных (разме-щение и планировка школьного участка, здания школы, учебных и вспомогательных помещений, наполняемость школы и классов); — технико-эстетических (уровень коммунального благоустройства, особенности интерьера, окраски стен, потолков, окон и др.); — гигиенических особенностей школьного оборудования (мебели, наглядных пособий, стендов, инвентаря, технических средств обучения); — физико-химических факторов (характеристика микроклимата помещений, освещенности, акустические показатели); в) организация учебно-воспитательного процесса – продолжитель-ность и чередование учебной нагрузки и отдыха (паузы физической и психоэмоциональной разгрузки во время урока, перемены, в выходные дни, каникулы); г) организация физического воспитания; д) организация школьного питания; е) организация обслуживающего, трудового и профессионального обучения; ж) психогигиеническое просвещение, направленное на форми-рование, сохранение и укрепление здоровья. Медицинская консультация используется с целью сообщения специалистами (медиками) определенной информации о состоянии здоровья и выдачи рекомендаций в связи с установленным проблемами психического и/или физического здоровья по преодолению или минимизации этих проблем. В целом социально-медицинские технологии ориентированы на обеспечение оздоровительного режима в учреждениях образования, выявление и изучение причин возможных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья детей, выбор и внедрение наиболее эффективных путей их предупреждения и устранения. Необходимым условием эффективности социально-педагогической деятельности является использование социально-психологических и соци-ально-медицинских технологий в рамках работы СППС и медицинской службы учреждения образования (социально-педагогического учрежде-ния). На первое место здесь выходит взаимосвязь и взаимодополняемость позиций социальных педагогов, педагогов-психологов, медиков в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы, как с отдельным ребенком, так и с детским коллективом. В этом отношении в обязанности социального педагога входит реализация системы мер, разработанных психологической и медицинской службой учреждения и способствующих снижению заболеваемости детей и педагогов, улучшению эмоционального фона учебно-воспитательного процесса, предупреждению утомляемости учащихся и педагогов, повышению их работоспособности и эффективности деятельности, созданию в классных коллективах благоприятного психологического климата, овладению педагогическим коллективом различными здоровьесберегающими методиками и способами их внедрения в процесс обучения и воспитания школьников. На основе взаимообусловленности всех видов здоровья основной задачей социального педагога является сохранение и укрепление социального здоровья воспитанников, исходя из следующих критериев: – адаптация ребенка в референтных группах (семья, класс и др.); – овладение ведущими видами деятельности (игровая, учебная и др.); – овладение нормативным (социально приемлемым) поведением; – уравновешенность процессов социализации и индивидуализации; – выработка индивидуальных стиля деятельности и качеств; – наличие самоконтроля и саморегуляции поведения. Опираясь на результаты применения социально-психологических и социально-медицинских технологий в педагогическом процессе социаль-ный педагог СППС воздействует на развитие ребенка, исходя из соответст-вующих возрастных нормативов, оказывает помощь педагогическому кол-лективу учреждения образования в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |