КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и виды планов работы педагога социального. Требования к оформлению планов
Технология планирования деятельности педагога социального в учреждении образования. Важным компонентом, определяющим деятельность социального педагога в учреждении образования, является процесс планирования собственной работы. Сложность этого процесса заключается в том, что он, с одной стороны, требует от специалиста творческого подхода, педагогической интуиции и активного включения в жизнедеятельность коллектива учреждения образования, а с другой стороны – ограничен определенными рамками должностных обязанностей. Предлагаемый алгоритм является одним из возможных вариантов последовательных действий по планированию работы, как начинающего, так и опытного социального педагога в условиях учреждения образования. Определяя последовательность действий в планировании работы социального педагога на год, необходимо выделить и рассмотреть следующие технологические этапы: 1) анализ деятельности за предыдущий учебный год; 2) постановка целей, задач на следующий учебный год; 3) определение приоритетных направлений деятельности; 4) проектирование организационно-методических подходов к осуществлению выделенных направлений работе; 5) конкретизация содержания деятельности на учебный год, включающей формы и методы работы; 6) оформление, согласование и утверждение плана. При планировании работы большое значение имеет анализ деятельности за предыдущий учебный год (первый этап планирования). Он помогает выявить ключевые проблемы и определить приоритетные направления работы на следующий год. На втором этапе планирования определяются и конкретизируются цели работы социального педагога, которые должны соответствовать основной цели деятельности педагогического коллектива учреждения образования — созданию условий для развития, саморазвития и социализации личности. Одним из важнейших факторов, предопределяющих успех в достижении данной цели, выступает создание комфортной, социально-гуманной воспитывающей среды, фундаментом которой являются высокие нравственные нормы и ценности. В такой среде общение и вся коллективная деятельность строятся на основе содействия, соучастия, взаимопомощи. Поэтому выяснение проблем взаимоотношений и взаимодействия играет исключительно важную роль для проектирования и планирования работы социального педагога. Однако часто происходит следующее. Путем социологических исследований (наблюдение, изучение документов, опрос, эксперимент, дискуссионно-клубные встречи) выявляется ряд проблем, существующих в учреждении образования. Они констатируются, фиксируются и, в лучшем случае, обсуждаются на педсовете, в коллективах педагогов и учащихся, но в дальнейшем становятся сферой приложения усилий исключительно социального педагога. Такая позиция в корне неверна. В подобных ситуациях особую важность приобретает правильный логический анализ существующих проблем, чтобы дальнейшее их решение стало заботой всех участников учебно-воспитательного процесса и определило конкретные действия социального педагога, явилось основой планирования работы. Другими словами, необходимо анализировать проблемы, ситуации, пробуждать желание к анализу и рефлексии у педагогов, учащихся и их родителей. При отсутствии анализа внутреннего состояния коллег, учащихся, родителей, а также окружения, обстановки, конкретных ситуаций, и нравственных аспектов собственных поступков не приобретается позитивный опыт, отсутствуют движение вперед и качественные изменения в деятельности. Самая сложная проблема для педагогического коллектива, стремящегося к саморазвитию, созданию гуманной воспитывающей среды, демократизации отношений, — превращение аналитической работы в систему. Только проанализировав и оценив свою деятельность, можно прогнозировать будущее. В результате серьезного анализа проблемы появляется возможность смоделировать ситуацию, обозначить конкретные точки приложения усилий и определить последовательность действий по разрешению данной проблемы. К примеру, в учреждении образования складывается неблагоприятный социально-психологический климат, который отражает неблагополучие коллектива, несовершенство его ценностных ориентиров, межличностных отношений. Проблема серьезная и достаточно часто встречающаяся. Социальному педагогу для успешной работы в такой ситуации недостаточно одной интуиции и большого желания действовать. Ему будет очень трудно определить содержание своей работы и работы других педагогов, хотя задачу, на первый взгляд, вычленить несложно. Она состоит в создании благоприятного социально-психологического климата. Чтобы определить содержание работы, нужно смоделировать проблему, наметив ее составляющие, причины и пути выхода из сложившейся ситуации. Моделировать ситуацию можно в ходе деловых игр, дискуссионно-клубных встреч, педсоветов, на методических объединениях педагогических работников, педагогических консилиумах. В процессе моделирования могут принимать участие и педагоги, и учащиеся, и родители. Когда проблема выявлена, необходимо определить ее составляющие. К ним, в зависимости от конкретных условий, можно отнести: • отсутствие, издержки управленческой культуры; • низкий уровень культуры общения в коллективе; • отсутствие системы взаимодействия педагогов; • отсутствие реализации потребностей личности в общении, самоутверждении, творчестве; • отсутствие этических традиций в коллективе; • отсутствие защищенности личности перед негативными, неблагоприятными влияниями социума и т. д. Затем нужно определить причины негативных проявлений. Возьмем первую составляющую и попытаемся ответить на вопрос: почему отсутствует (имеет издержки) культура управления учебно-воспитательным процессом? Причинами могут выступать консерватизм, сила привычки, отсутствие взаимной поддержки, слабая связь науки и практики и т. д. Далее определяется, кто или что именно не «срабатывает» в разрешении проблемы, тормозит данный процесс. В результате проделанной аналитической работы появится возможность выхода на конкретные точки приложения социально-педагогических усилий, т.е. определить, «что делать». Любая проблема, существующая в учреждении образования, может быть описана с помощью таких основных характеристик, как: • суть проблемы; • адресность проблемы: – в каком коллективе выявлена; – насколько распространена; – кого затронула; • владение проблемой: – открытая она либо закрытая; – знакома всем либо только группе лиц; – кто затронут проблемой и более всего заинтересован в ее решении; • выраженность проблемы: – как она влияет на людей; – насколько она важна для всего коллектива; – что получит учреждение образования от ее решения; • временные рамки проблемы: – с какого времени существует; – какова ее тенденция: стабилизируется, усиливается или ослабевает. Таким образом, социальный педагог в планировании своей работы исходит из конкретных проблем своего учреждения образования, педагогического коллектива, учащихся, родителей. Только так можно пробудить и направить инициативу участников воспитательного процесса на достижение общих целей и решение волнующих вопросов. И пусть на данном этапе таких инициативных педагогов, учащихся, родителей будет немного, практика показывает, что именно эти люди в дальнейшем становятся активными сторонниками социального педагога, командой его единомышленников. Конечно, социальный педагог должен при этом мобилизовать все свои организаторские и коммуникативные способности и проявить профессиональную компетентность. На этом этапе планирования работы социального педагога большое значение приобретает вопрос самоактуализации деятельности. Важно разъяснить коллегам, учащимся, родителям основные принципы, специфику социально-педагогической работы, представить свою гуманистическую позицию воспитателя. Третий этап планирования посвящается рассмотрению возможных направлений работы на год. Ежегодная корректировка направлений работы – гарантия мобильности деятельности социального педагога, своевременного реагирования на существующие и возникающие проблемы и изменения социума. Однако ведущие, перспективные направления остаются незыблемыми. Анализ деятельности социальных педагогов учреждений образования показывает, что при планировании возникают сложности, связанные со взаимным пересечением по содержанию разных направлений работы. Это приводит к перегрузке планов, присвоению чужих функций и нарушению связей во взаимодействии с другими педагогическими работниками. В годовых планах работы социальных педагогов встречаются следующие направления, многие из которых взаимно пересекаются, исключают либо дополняют друг друга. Как правило, это следующие направления работы: • исследовательская работа; • аналитическая работа; • работа с учащимися, родителями, педагогическим коллективом, администрацией; • работа в общежитии; • работа с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении; • работа по адаптации; • методическая работа; • работа с социумом учреждения образования; • работа с классными руководителями, кураторами групп; • работа по защите и опеке учащихся-сирот; • работа по месту жительства; • работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении; • работа по профилактике правонарушений; • работа с многодетными семьями; • работа по взаимодействию с социальными институтами; • работа по повышению своего профессионального уровня; • работа с учащимися из неполных семей; • просветительская работа в педагогическом коллективе и т. д. На этом этапе планирования необходимо проанализировать взаимосвязанные направления деятельности, синтезировать их и интегрировать в единую воспитательную систему учреждения образования. При этом нужно обязательно учитывать стратегическую линию в решении существующих проблем, связанных с социализацией личности, и направления воспитательной деятельности коллектива учреждения образования на перспективу. Ведущие направления деятельности социального педагога на год можно представить следующим образом: • исследование социума учреждения образования; • социальная защита и опека учащихся; • повышение уровня педагогической культуры педагогов и родителей; • социально-педагогическое консультирование; • взаимодействие с социальным окружением учреждения образования; • обеспечение создания педагогически ориентированной среды учреждения образования; • социально-педагогическая поддержка семьи в развитии личности учащегося; • социально-педагогическая профилактика; • социальная поддержка в становлении личности учащегося; • организационно-методическая деятельность. На четвертом этапе планирования необходимо обозначить организационные и методические подходы к каждому из выделенных выше направлений. Пятым этапом является наполнение плана содержанием, позволяющим выйти на технологические аспекты (формы и методы) работы, определить точки взаимодействия с педагогическими работниками, конкретизировать содержание деятельности. На этом этапе очень важны творческий подход, инициатива в привлечении педагогов к совместной деятельности. Завершающим, шестым этапом планирования работы социального педагога на год является оформление годового плана, в котором учитываются все аспекты: направления деятельности, организационно-методические подходы, содержание работы (формы, методы). Основополагающим планом для работы СППС учреждения образования является план работы социально-педагогической и психологической службы (СППС) на учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования, так называемый «перспективный план». Он составляется от 1 года до 3 и 5 лет. Для плана характерна научность, социальная актуальность основных позиций плана, целесообразность, согласованность с другими планами работы учреждения, оптимальность в выборе форм и содержания деятельности, перспективность с учетом близких и дальних перспектив, конкретность, четкость формулировок и сроков, указание непосредственных исполнителей. Перспективный план работы СППС может иметь следующую структуру: ü аналитическая записка (наиболее актуальные проблемы, количественно-качественный анализ результативности работы); ü цели и задачи работы; ü содержание деятельности (можно представить по разделам): 1. Диагностико-аналитическая деятельность. 2. Информационно-организационная деятельность. 3. Профилактика и просвещение. 4. Коррекционная деятельность. 5. Консультативная деятельность. 6. Методическая деятельность. 7. Взаимодействие и сотрудничество. 8. Шестой день недели. Календарное планирование уточняет определенные перспективные планы и оперативную обстановку мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План конкретного мероприятия строится по принципу плана-графика, но в нем указываются действия, сроки, исполнители в рамках только одного события. Отдельно составляется план работы педагога социального на учебный год – основной документ, отражающий содержание деятельности социального педагога в учреждении образования, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Его составление требует от педагога творческого подхода, интуиции и активного включения в жизнедеятельность коллектива учреждения образования. В процессе составления годового плана необходимо учитывать специфику учреждения образования, проблемы педагогов, учащихся, родителей. Знание проблем помогает определить наиболее эффективные формы и методы работы. Основные цели и задачи воспитательной и социально-педагогической работы определены вышеприведенными законодательными актами Республики Беларусь. Однако в каждом учреждении образования есть свои приоритеты в воспитательной работе. Следовательно, цели и задачи деятельности в плане педагога социального должны конкретизироваться с учетом анализа деятельности за предыдущий год, специфики учреждения образования и контингента учащихся. В соответствии с инструктивно-методическими рекомендациями «Создание и функционирование социально-психологической службы в среднем специальном и профессионально-техническом учебном заведении» от 15.12.2000 г. и «Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006 № 42), план работы социального педагога на год должен отражать следующие основные направления деятельности: ü исследование социума учреждения образования; ü социальная защита и опека учащихся; ü повышение уровня педагогической культуры педагогов и родителей; ü социально-педагогическое консультирование; ü содействие созданию педагогически ориентированной среды; ü социально-педагогическая профилактика; ü обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося; ü организационно-методическая деятельность. Приоритетные направления деятельности определяются на основе анализа данных паспортов учебных групп с учетом специфики учреждения образования и контингента учащихся. Эти данные помогают выявить основные проблемы учащихся и учреждения образования. План работы на год составляется в соответствии с годовым планом учреждения образования. В процессе работы он при необходимости может уточняться и корректироваться. План может включать следующие разделы: а) педагогическое просвещение и диагностика преподавателей, классных руководителей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения; б) организационно-методическая работа: ü участие в педагогических советах, совещаниях, методических объединениях; ü участие в организации и проведении семинаров-практикумов; ü подбор литературы по социально-педагогическим проблемам для участников воспитательного процесса; в) работа с учащимися: ü неуспевающими и педагогически запущенными; ü асоциально ориентированными; ü учащимися-сиротами; ü имеющими особенности в психофизическом развитии; ü из многодетных и неполных семей; ü нуждающимися в оказании государственной поддержки; г) работа с родителями: ü индивидуальная и групповая работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении (многодетные, неполные и т. д.); ü педагогическое просвещение родителей; д) взаимодействие с социальными институтами: ü инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних; ü органами опеки и попечительства; ü правоохранительными и правозащитными органами; ü центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; ü социально-педагогическими центрами и т.д. Согласование и утверждение годового плана социального педагога – заключительный этап. Годовой план утверждается руководителем учреждения образования после согласования его с заместителем директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе. Оформление годового плана работы педагога социального может быть в виде таблицы, например:
На основе годового плана социальный педагог имеет возможность составлять более конкретные рабочие планы, варианты которых могут быть различны (план-сетка – ежедневное, недельное, месячное планирование и т.д.). В учреждении образования обязательно составляются план работы СППС на месяц, а также план работы педагога социального на месяц (см. приложение 1). План работы социального педагога на месяц, неделю, день может выглядеть как план-график или план-сетка. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность (см. приложение 8). План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения символов) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.
Образец оформления плана работы педагога социального на месяц (план-сетка)
План работы педагога социального на неделю
Одним из основных видов деятельности педагога социального является профессиональное консультирование. С целью учета проделанной в этом отношении работы педагог социальный ведет журнал учета консультаций обучающихся (воспитанников), родителей, педагогов. Рассмотрим примерную форму журнала учета консультаций.
Титульный лист (отражает полное название учреждения, Ф.И.О. консультанта)
Консультационная деятельность (заполняется по направлениям, дата, с кем проводится консультация, тема и содержание консультации, рекомендации, примечания).
На основе представленных документов педагог социальный отражает содержание и формы своей профессиональной деятельности. Планирование работы на любой период времени требует постоянной корректировки, анализа в течение года, что является условием мобильности действий социального педагога.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ Директор ГУО СОШ № ______ ________________________________ (Ф. И. О.) «______» _______________20 ____ г.
План работы социально-педагогической и психологической службы __________________________________________________ (наименование учреждения образования) на __________________________________ учебный год Цель: ________________________________________________________________________________________
Задачи:_______________________________________________________________________________________
Руководитель СППС _________________________ __________________________ (подпись) (Ф.И.О.) План работы социально-педагогической и психологической службы __________________________________________________ (наименование учреждения образования) на _______________________ месяц 20 _____ г.
Журнал учета консультаций и рекомендаций для детей, родителей
Журнал учета консультаций и рекомендаций для педагогов учреждения образования
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ____________________________________________ (наименование учреждения образования)
Дата заполнения _______________________________
Руководитель СППС _____________________________ _________________________ (подпись) (Ф. И. О.) ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОРАЙОНА _______________________________________________________________ (учреждение образования)
Краткая характеристика особенностей микрорайона: национальность жителей, местные социально-культурные традиции, религиозная обстановка, преобладающий контингент (рабочие, служащие, интеллигенция), знаменитые люди (передовики производства, деятели искусств, спортсмены и др.) и т. д.
1. Социокультурные объекты, действующие на территории микрорайона учреждения образования (театры, кинотеатры, библиотеки, клубные объединения, детские и молодежные общественные организации, физкультурно-оздоровительные центры, учреждения дополнительного образования, учреждения дошкольного образования, культурно-досуговые и молодежные центры, дворцы культуры, парки, зоны отдыха и др.)
2. Социальные объекты взаимодействия (поликлиники, больницы, диспансеры, фонды социальной защиты, приюты, интернаты, дома ребенка, хосписы, общественные организации, центры здоровья, социально-педагогические центры, центры социального обслуживания населения, центры помощи жертвам насилия и др.)
3. Объекты социально-бытового назначения (магазины, пункты общественного питания, почтовые отделения, рынки, торговые центры, комбинаты бытового обслуживания населения и др.)
4. Объекты производственного значения (базовые предприятия)
5. Объекты охраны правопорядка (отделения милиции, дружины, правоохранительные участковые пункты, опорные пункты милиции, инспекция по делам несовершеннолетних)
6. Объекты и места криминогенного влияния (торговые точки по реализации спиртных напитков, бары, рестораны, ночные клубы, заброшенные постройки, пустыри, другие места, выбранные молодежью для неформальных встреч)
6. Характеристика населения микрорайона Количество жителей микрорайона, из них: · дошкольного возраста; · учащихся школ; · учащейся и работающей молодежи до 30 лет; · взрослого населения до 55 лет; · пенсионеров; · ветеранов войны; · взрослых инвалидов; · детей-инвалидов; · детей-сирот; · взрослых, временно не работающих; · взрослых, уклоняющихся от работы; · подростков, стоящих на учете в ИДН; · подростков, стоящих на учете в КДН; · детей, находящихся в социально опасном положении; · взрослых, вернувшихся из мест лишения свободы; · несовершеннолетних, отбывших наказания в спецучреждениях. Количество семей в микрорайоне, из них: · находящихся в социально опасном положении; · приёмных; · неполных; · многодетных; · мигрантов и беженцев; · нетрадиционного вероисповедания; · конфликтных, · асоциального поведения; · криминального поведения. Динамика совершения правонарушений несовершеннолетними в течение текущего года:
Педагог социальный ___________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА __________________КЛАССА (ГРУППЫ)
Дата заполнения _______________________________
Классный руководитель ____________________________ _________________________ (подпись) (Ф. И. О.) ПРИЛОЖЕНИЕ 5
УЧЕТНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ
Поставлен на учет «________» __________________20 __ г.
Снят с учета «________» __________________20 __ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
УЧЕТНАЯ КАРТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ
ЧАСТЬ 1.
ЧАСТЬ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
1. Дата обследования_________________________________________
2. Ф.И.О. несовершеннолетнего______________________________________________________________________________________________ 3. Возраст, год рождения, место рождения_______________________
4. Адрес, телефон___________________________________________ _____________________________________________________________ (если прибыл откуда-то – указать постоянное место жительства)
5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или основное занятие, место работы, стаж работы, состоит ли в браке)______________ _____________________________________________________________
6.Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего______________________________________________________________________________________________________________
7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.)___________________________________________ _______________________________________________________________
8. Сведения о несовершеннолетнем: а) занятие (учреждение образования, класс (группа); не получает общего базового или общего среднего образования)___________________ ______________________________________________________________ б) успеваемость____________________________________________ г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего_________ ________________________________________________________________ д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним_______________ е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеющиеся отклонения в развитии, нахождение на учете у врачей узкой специальности и др.)__________________________________ ________________________________________________________________ ж) организация отдыха (способы проведения времени в короткие каникулы, летнее время)__________________________________________ 9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи____________________________________________________ ________________________________________________________________
10. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия_______________ пособие __________ алименты _____________ получает заработную плату___________________________________________________________
11. Имеет имущество (да, нет). При наличии имущества составляется опись, при наличии денег указываются номера документов, сумма, место хранения)_____________________________________________________
12. Кто является нанимателем (собственником или членом организации граждан-застройщиков) занимаемого жилого помещения____________________________________________________
13. Вместе с несовершеннолетним в жилом помещении проживают______________________________________________________ ________________________________________________________________
14. Размер и благоустройство жилья__________________________ _______________________________________________________________
15. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья): социальной, правовой, педагогической, психологической, материальной__________________________________________________
16. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему______________________ _______________________________________________________________
___________________ ____________________ (должность, подпись) (Ф.И.О.) ______________________ _________________________ (должность, подпись) (Ф.И.О.) ______________________ _________________________ (должность, подпись) (Ф.И.О.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
УТВЕРЖДАЮ Директор СШ № 15 г. Мозыря _________________ С.В. Троян __________________2010г.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |