КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первый учебный вопрос: Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права
ВВЕДЕНИЕ С этой лекции мы начинаем изучать конкретные нормативно- правовые акты, регулирующие уголовно – исполнительные правоотношения. Вы, должны знать содержание правовых актов, уметь им пользоваться это непременное условие получения образования, это азбука которую вы должны усвоить. Без чёткого знания законодательства не возможно организовать работу в уголовно-исполнительной системе, поскольку её деятельность строго регламентирована нормами права.
Право не может существовать и при этом эффективно исполнять роль главного регулятора общественных отношений, не выражаясь каким-либо образом вовне. В общей теории права подобное внешнее его выражение и закрепление называют формой или источником права. Причем, одни авторы вкладывают в эти понятия различное содержание, другие считают их идентичными. В правоведении источники права классифицируют на · материальные, определяемые общественно-политической средой и своеобразием существующего способа производства, · идеальные, обусловливаемые уровнем правосознания, как законодателя, так и общества в целом, · и юридические, закрепляющие правовые веления и выступающие как результат правотворчества. Последние и будут рассмотрены ниже.
В зависимости от способа закрепления и существования норм права выделяются следующие виды источников права: · правовой обычай; · судебный прецедент; · нормативно-правовой акт; · нормативный договор; · общие принципы права; · доктрина · и религиозные тексты. Для российской правовой системы наиболее характерными источниками права стали правовой обычай, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт. Последний является важнейшим и наиболее распространенным для отечественного права. Для такой же его отрасли, как уголовно-исполнительное право, нормативно-правовой акт представляет собой не просто наиболее распространенный, а единственный источник внешнего выражения. Нормативно-правовые акты как источники права, в том числе уголовно-исполнительного, необходимо отличать от иных актов, таковыми не являющихся, в частности, от актов применения норм права (индивидуальных актов). Как те, так и другие являются юридическими по своему характеру актами, в связи с чем их применение влечет определенные правовые последствия. Преимущество нормативно-правовых актов от иных источников права (индивидуальных актов) в том что · выражают волю государства и обладают признаком общеобязательности. · могут быть изданы оперативно, в любой своей части изменены, что позволяет быстро реагировать на социальные процессы. · систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа. Отличие нормативно-правовые актов от актов применения норм права (индивидуальных актов) прежде всего в том, что последние не содержат в себе норм права. Различать их следует по двум основным признакам:
В качестве примеров индивидуальных актов (актов применения норм права), которые чаще всего неверно относят к источникам уголовно-исполнительного права, можно назвать акты амнистии и помилования. Как тот, так и другой принимаются органами государственной власти - соответственно - Государственной Думой и Президентом РФ; оба влекут определенные юридические последствия для осужденных, в отношении которых они приняты. Однако ни по одному из вышеназванных критериев их нельзя отнести к нормативно-правовым актам: и акт об амнистии, и акт помилования рассчитаны на однократное применение, предназначены определенным лицам (акт помилования) или кругу лиц (акт амнистии) и издаются по конкретному поводу. Нормативно-правовые акты следует также отличать от актов толкования норм права. Если первые содержат в себе нормы, являющиеся основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений, то акты толкования предназначены для разъяснения содержания и применения норм права. Таким образом, под нормативно-правовым актом следует понимать изданный компетентным государственным органом акт, содержащий нормы
Существуют различные основания для классификации нормативно-правовых актов на виды: 1. В зависимости от органа, их принявшего, нормативные акты подразделяются на · общефедеральные, · акты субъектов Федерации · и акты органов местного самоуправления. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ издание уголовно-исполнительного законодательства является исключительной прерогативой РФ. В ч. 1 ст. 2 УИК законодатель подчеркивает, что уголовно-исполнительное законодательство составляют именно федеральные законы. 2. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на · законы · и подзаконные акты. Все нормативные акты выстраиваются в строгом соответствии с их иерархией. Вверху располагаются акты, принятые высшим органом государства, внизу - принятые местными органами власти и управления. 3. В зависимости от того, к какой отрасли права они относятся (конституционному, гражданскому, уголовному, уголовно-исполнительному и т.д.). Некоторые нормативно-правовые акты не входят ни в одну из отраслей, поскольку содержат в себе нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Такие акты именуются межотраслевыми. Они издаются с целью внесения изменений и дополнений одновременно в ряд нормативно-правовых актов, являющихся источниками различных отраслей права. В теории права термин «законодательство» употребляется в узком и широком смысле. Не является исключением в этом отношении и теория уголовно-исполнительного права. В узком смысле понятие «уголовно-исполнительное законодательство» включает в себя только законы, т.е. акты, принятые в особом порядке законодательным органом и обладающие высшей юридической силой. В широком смысле оно охватывает все источники права (как законы, так и подзаконные нормативные правовые акты), регулирующие данную область общественных отношений. Предмет уголовно-исполнительного законодательства четко определен в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Из ее анализа следует, что в систему уголовно-исполнительного законодательства входят только те нормативно-правовые акты, которые изданы исключительно с целью правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний Правовую основу уголовно-исполнительного законодательства составляет Конституция РФ, нормы которой регулируют общественные отношения в различных сферах как непосредственно, поскольку согласно ст.15 имеют прямое действие, так и конкретизируются в нормах каждой отрасли. Поэтому, с одной стороны, Конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем издаваемым в Российской Федерации нормативным правовым актам и выступает для них основой, а с другой, она не может входить в систему какого-либо еще, помимо конституционного, отраслевого законодательства и, следовательно, не может быть признана его источником. В систему УИЗ входят: 1. Законы: «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Уголовно-исполнительный кодекс РФ; ФЗ от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», ФЗ о внесении изменений и дополнений в УИК. ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других федеральных законов. Другими словами, законы, принятые субъектами Федерации, в том числе и в сфере исполнения уголовных наказаний, не могут являться источниками уголовно-исполнительного законодательства и права. Помимо Уголовно-исполнительного кодекса отношения в области исполнения уголовных наказаний регулируются и иными законодательными актами. 2. Подзаконные акты: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты, принимаемые министерствами юстиции и обороны, Федеральной пограничной службы в пределах своей компетенции, а также акты, принимаемые ими совместно с другими ведомствами, акты центрального органа уголовно-исполнительной системы. 3. Международно-правовые акты. Несмотря на то, что уголовно-исполнительное законодательство в значительной степени восприняло большинство установленных в них требований, это не умаляет их самостоятельного значения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |