Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение норм уголовно-исполнительного права

Применение права - особая сфера обеспечения действия права, его норм, под которой понимается " государственно-властная деятельность компетентных органов, состоящая в специальных организационных действиях по обеспечению реализации юридических норм". Процесс применения норм права подразделяется на три основных стадии:

1. Установление фактических обстоятельств дела, куда относятся сбор и анализ информации по поводу имевших место фактов.

2. Выбор и анализ норм права -установление юридической основы дела: нахождение применимой для разрешения дела юридической нормы, уяснение ее смысла путем толкования, проверка ее юридической силы, т.е. установление факта действия во времени и в пространстве.

3. Решение дела, выраженное в издании акта применения права.

Акты применения права, или правоприменительные акты, представляют собой индивидуально-определенные акты, которые фиксируют индивидуальное поведение участников уголовно-исполнительных правоотношений в конкретной ситуации. В условиях деятельности исправительных учреждений типичным правоприменительным актом является постановление, вынесенное и санкционированное или согласованное, когда в установленном порядке требуется санкция или согласование.

Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени основывается на единых общих положениях, установленных законодательством Российской Федерации для всех отраслей права. В то же время в пределах предписаний общих положений законодатель вправе устанавливать те или иные особенности применения норм конкретной отрасли права.

Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей ее территории. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Следовательно, субъекты Федерации не имеют права издавать законы, устанавливающие правила исполнения уголовных наказаний.

В части 2 ст. 6 УИК РФ впервые закреплены правила применения норм во времени: исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

В связи с действием уголовно-исполнительного законодательства во времени возникает вопрос об обратной силе его норм. Соответствующей специальной нормы нет как в уголовном, так и в уголовно-исполнительном законодательстве. Видимо, следует исходить из того, что данный вопрос будет решаться каждый раз особо, как это имело место при принятии УИК РФ. Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установил применение обратной силы закона в отношении осужденных, переведенных к 1 июля 1997 г. в улучшенные условия содержания. К данной категории осужденных разрешалось применять положения, предусмотренные УИК РФ для осужденных, находящихся в облегченных условиях отбывания наказания. И наоборот, осужденные к лишению свободы могли быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Кодекса, то есть после 1 июля 1997 г.

Необходимым элементом применения нормы уголовно-исполнительного права является ее толкование, которое необходимо для правильного понимания содержания нормы и ее реализации. Толкование закона означает всестороннее и глубокое уяснение воли законодателя, выраженной в данном тексте закона, уяснение истинного смысла закона, вложенного в его текст законодателем.

Видами толкования являются: легальное (в том числе аутентическое), судебное и доктринальное (или научное).

Легальное - законное толкование, то есть толкование тем органом, чье разъяснение становится обязательным.

Аутентическим является толкование нормы органом, ее издавшим. Следовательно, легальное толкование Уголовно-исполнительного кодекса России осуществляется Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, а легальное аутентическое толкование - Государственной Думой.

С судебным толкованием мы сталкиваемся при рассмотрении дела судом. Оно, это толкование, закрепляется приговором, определением, постановлением или решением суда. Толкование нормы права, данное судом первой инстанции, второй или надзорной инстанции, чрезвычайно важно для применения закона к рассмотренному факту.

Общеобязательную силу имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Для правильной реализации норм уголовно-исполнительного права имеет непосредственное значение судебное толкование норм об определении вида исправительного учреждения, об изменении вида исправительного учреждения, о досрочном освобождении от наказания и др. Так, 11 апреля 2000 г. было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ "О практике назначения судами видов исправительных учреждений".

Доктринальное (научное) толкование не обязательно, но оно заслуживает внимания. Нередко оно предшествует принятию закона, как это было при подготовке уголовно-исполнительного законодательства, легальному или судебному толкованию действующей правовой нормы.

По приемам различают толкование грамматическое, логическое, историческое, систематическое, телеологическое.

Грамматическое (или филологическое) толкование состоит в уяснении смысла самой фразы (или фраз), в которой выражено содержание нормы. При грамматическом толковании анализируется смысл слов, их последовательность, пунктуация.

Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики для уяснения подлинного смысла нормы, который иногда не совпадает с ее буквальным изложением из-за неудачно выбранных законодателем словесных форм.

 

Вывод: Таким образом, для уголовно-исполнительного права характерно многоуровневое, иерархическое объединение компонентов. Отрасль права - уголовно-исполнительное право - нормативное образование, имеющее основной клеточкой своего состава юридическую норму, регулирующую ту или иную сторону общественных отношений, складывающихся по поводу и в процессе исполнения наказания.

Нормативное предписание (норма) отдельно, само по себе, не выражает способа связи, структуру правовой системы на ее первичном уровне. Оно в полной мере проявляет все свои свойства, функции только в процессе применения права, когда включается в качестве элемента в целостное системное правовое образование: вначале в институт, а затем - в отрасль права.

Следовательно, конкретное предписание должно рассматриваться в единстве с тем комплексом норм, с которым оно связано в рамках отрасли права. В этом комплексе нормы образуют первый, основной уровень структуры уголовно-исполнительного права. Нормы объединяются в институты, а последние - в отрасль права.

Каждое правовое предписание наполнено определенным социальным, нормативным, психолого-педагогическим, организационно-управленческим содержанием.

Четвертый учебный вопрос: Понятия, виды и состав уголовно-исполнительных правоотношений

Если существование норм уголовно-исполнительного права исходит из наличия общественной связи, то существование уголовно-исполнительных правоотношений исходит из наличия общественных отношений, возникающих между субъектами права. Исходя из этого урегулированные нормами права общественные связи (правовые связи) предполагают лишь возможность осуществления субъектами самостоятельных поступков при наступлении определенных юридических фактов, а правоотношения - это взаимообусловленное поведение субъектов, их отношение (взаимодействие). Субъект общественной связи не связан с действиями конкретного партнера, тогда как субъект общественного отношения связан. Момент, что субъекты "относятся друг к другу", является ключевым для понимания правоотношения.

Поэтому первым признаком уголовно-исполнительных правоотношений является то, что они представляют собой часть существующих в данном обществе общественных отношений между людьми. Если иметь в виду, что в основе всех общественных отношений лежат производственные отношения, то правоотношения, в том числе уголовно-исполнительные, вырастают из этих производственных отношений, коренятся в них. Уголовно-исполнительные правоотношения - это идеологические отношения, так как урегулированы нормами права. Поэтому они относятся к надстройке и, имея известную самостоятельность, оказывают обратное влияние на базис - производственные отношения.

Вторым признаком уголовно-исполнительных правоотношений является то, что они выступают как средства перевода норм уголовно-исполнительного права в плоскость индивидуализированных связей субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Такой перевод возможен при наступлении определенных юридических фактов - вынесения приговора (определения, постановления) суда и вступления его в законную силу, а также актов амнистии и помилования. Поэтому нормы уголовно-исполнительного права выступают в качестве моделей дозволенного поведения, а правоотношения - в качестве конкретной меры поведения субъектов. Как справедливо пишет С.С. Алексеев, если правовые нормы являются источниками правовой энергии, то субъективные права и юридические обязанности "выступают в качестве своего рода передатчиков этой энергии, ее воплощения в конкретных мерах поведения для данных субъектов".

Правоотношения вносят организованность в общественные отношения и являются этапом достижения целей, стоящих перед уголовно-исполнительным законодательством. Иначе говоря, уголовно-исполнительные правоотношения являются результатом реализации норм уголовно-исполнительного права, и в этом плане они представляют собой основное и завершающее звено механизма правового регулирования. Без правовых правоотношений не могут быть реализованы нормы уголовно-исполнительного права. В этом плане Ю.Г. Ткаченко справедливо заметила, что правоотношение - "обязательное средство в механизме правового регулирования, т.е. если этот механизм приводится в действие, то он не может миновать стадию правоотношения".

Третий признак уголовно-исполнительных правоотношений - это отношения, урегулированные нормами уголовно-исполнительного права. При этом следует напомнить известное положение из теории права, что определяющим в правоотношении является не норма права сама по себе, а деятельность субъектов, на поведение которых (через их сознание и волю) воздействует норма права. Иначе говоря, уголовно-исполнительное правоотношение, как и любое правоотношение, детерминированное материальными условиями жизни общества, проявляется непосредственно через материальные интересы людей (субъектов) и одновременно через волю государства посредством издания им юридических норм и регулированием этих интересов в нужном направлении. Это взаимосвязь между юридической нормой и правоотношением носит характер объективной закономерности.

Надо заметить, что в процессе исполнения наказаний возникают разные виды правоотношений. Существование каждого из них зависит от того, нормы каких отраслей права регулируют то или иное общественное отношение.

В процессе исполнения наказания сохраняется действие норм уголовного права. Уголовно-правое отношение, складывающееся в момент совершения преступления, получив свое окончательное процессуальное оформление в приговоре суда, начинает реализовываться со вступлением его в законную силу. С этого момента регулируемые уголовно-правовые отношения трансформируются в охранительно-принудительные (карательные). Они связаны с реализацией санкции и уголовной ответственности через наказание.

Наказание - это охранительное уголовно-правовое отношение между государством (судебными органами) и осужденными, указывающее на то, что между указанными субъектами возникли отношения, заложенные в охранительной уголовно-правовой норме (санкции): право притязания государства на принуждение (кару) означает динамическую стадию охранительного уголовно-правового регулирования, направленного на упорядочение поведения осужденных как субъектов уголовно-правовых отношений. Такое поведение должно выражаться в соблюдении правоограничений, исполнении вытекающих из них обязанностей, а в конечном счете - в воздержании от новых преступлений. В этом и состоит непосредственная реализация охранительной уголовно-правовой нормы. Н.А. Стручков справедливо пишет, что из "уголовного правоотношения вытекает общее право государства наказать виновного в совершении преступления и обязанность последнего отбыть это наказание, а также право виновного на соответствующее закону обращение с ним и обязанность государства соблюсти предписания права"

Наказание - это диспозиция охранительной уголовно-правовой нормы (санкции), и реализация наказания означает деятельность осужденного по его отбыванию и деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, по обеспечению достижения его целей. Эти учреждения и органы "обслуживают" уголовно-правовое принуждение и его цели, используя при этом разъяснительные, организационные и принудительные способы воздействия на осужденных.

Реализация наказания вторично обеспечивается нормами уголовно-исполнительного устанавливающих условия и порядок отбывания (исполнения) наказания и достижения его целей. Здесь прав А.И. Санталов, отмечая, что "нормы уголовного права сами по себе, так сказать "в чистом виде", не действуют, они применяются лишь в совокупности с нормами уголовного процесса и исправительно-трудового права". На основе норм уголовно-исполнительного права происходит вторичная регламентация общественных отношений в соответствии с целями наказания. Гражданские, административные, трудовые и другие правовые отношения в большей мере трансформируются в уголовно-исполнительные правоотношения. Для каждого осужденного, отбывающего наказание в соответствии с содеянным им, - это индивидуально-регламентиро­ван­ные общественные отношения. Последние, как и правоотношения, возникающие в гражданском обществе, связывают деятельность людей: представителей органов, исполняющих наказания, и осужденных. При этом первые исполняют свои служебные функции, связанные с исполнением наказания, а вторые - функции отбывания наказания и жизнедеятельные функции.

Как вы знаете, в настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы регламентируется не только Уголовно-исполнительным кодексом, но и Законом об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Последний устанавливает корреспондирующие права и обязанности этих учреждений и государства. Данный Закон как бы связывает уголовно-исполнительную систему с государством, устанавливает для них регулятивно-обязывающую функцию и взаимную ответственность.

Этот закон - в большей мере административно-правовой акт, закрепляющий отношения уголовно-исполнительной системы с государственными органами власти, а также организационные отношения внутри этой системы. Так, ст.4 устанавливает полномочия органов государственной власти, управления республик и местного самоуправления по отношению к уголовно-исполнительной системе. Перед этими органами стоят обязанности по предоставлению льгот УИС (ст. 10) и персоналу (ст. 36), финансированию УИС (ст. 9), социально-бытовому обеспечению сотрудников (ст. 37) и т.д. В свою очередь, перед уголовно-исполнительной системой ставятся задачи и обязанности перед обществом и государством: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений; привлечение осужденных к труду, обеспечение их общего и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; оказание содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ст. 2). Для выполнения этих задач в УИС создаются территориальные и центральные органы управления (ст. 7, 8), общеобразовательные школы (ст. 17, 22), для сотрудников системы устанавливаются обязанности и права (ст. 13, 14).

В результате регулирования этим законом отношений возникают административно-правовые отношения. Последние возникают также при регулировании Положением о прохождении службы в органах УИС отношений по службе между сотрудниками этих органов.

Есть акты, которые носят преимущественно организационно-технический характер, регламентируют порядок деятельности непосредственно органов, исполняющих наказания, и, по существу, являются актами, относящимися к сфере административного надзора за осужденными, содержащимися в исправительно-трудовых колониях. В такого рода нормативных актах адресат нормы, как правило, "замкнут" на работниках органов, исполняющих наказания. Они не касаются второго субъекта уголовно-исполнительных правоотношений - осужденных к лишению свободы. На основе этих актов также возникают административно-правовые отношения.

Осужденные не могут быть субъектами административно-правовых отношений в силу отбывания ими наказания. Однако согласно ст. 10 УИК РФ осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, не ограниченные уголовным, уголовно-исполнительным и иными федеральными законами, а также они не освобождаются от исполнения своих гражданских обязанностей. Данное правовое положение означает, что они остаются субъектами иных правоотношений, т.е. гражданско-правовых, семейно-брачных, трудовых и т.д.

В большей степени субъектами иных правоотношений остаются осужденные к наказаниям в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ и других наказаний, не связанных с ограничением или лишением свободы. Они остаются полноправными гражданами Российской Федерации, за исключением ограничений в некоторых правах и возложением дополнительных обязанностей, свойственных соответствующему виду наказания.

Четвертым признаком уголовно-исполнительных правоотношений является то, что на основе норм права осуществляются отношения между субъектами через их юридические права и обязанности. Данное положение следует понимать следующим образом. Нормы уголовно-исполнительного права предоставляют одному субъекту право, а на другой возлагают обязанность. Право и обязанность едины "по своему объекту, по своему фактическому содержанию, воплощенному для одного лица в том, что оно может, а для другого - в том, что оно должно". И в силу единства этих прав и обязанностей они связаны между собой.

Различают общие уголовно-исполнительные правоотношения, возникающие на основе приговора суда (либо изменяющих его определение или постановление) и вступления его в законную силу, а также акта помилования или амнистии (ст. 7 УИК РФ). Общие правоотношения представляют собой, по выражению Н.А. Стручкова и М.П. Мелентьева, как бы первый, основной "слой" правоотношений, возникающих в процессе реализации функций уголовно-исполнительного права. "Они закрепляют круг субъектов данной отрасли права, их правовой статус... создают правовую основу для образования многочисленных и разнообразных конкретных исправительно-трудовых правоотношений".

Единое общее уголовно-исполнительное правоотношение существует весь период отбывания осужденным наказания и состоит из ряда неразрывно связанных и взаимно обусловленных конкретных правоотношений, возникающих в процессе реализации режима отбывания наказания, обеспечения труда, воспитательной работы и т.д. Это длящееся правоотношение, в процессе которого осуществляется продолжительное и непрерывное взаимодействие участников правоотношений.

В основе конкретных уголовно-исполнительных правоотношений также лежат приговор суда (определение, постановление), вступивший в законную силу, акт помилования или амнистии, но возникают они при наступлении конкретных юридических фактов (действий или событий), с которыми закон связывает наступление правовых последствий. Например, отбытие осужденным определенной в законе части срока наказания и приказ начальника исправительного учреждения о переводе на облегченные условия содержания влекут изменения в правовом положении осужденного в сторону создания более льготных условий содержания.

О конкретных уголовно-исполнительных правоотношениях речь пойдет в четвертом параграфе, здесь же мы дадим характеристику общих уголовно-исполнительных правоотношений.

В литературе по исправительно-трудовому праву утверждается положение, что при наступлении общего уголовно-исполнительного правоотношения у органов, исполняющих наказания, появляется правомочие исполнить наказание, достичь его цели, а у осужденных - обязанность отбыть его и исправиться С этим следует согласиться, хотя утверждение о том, что осужденный обязан исправиться, является весьма спорным. Скорее всего, у него имеется правовой интерес исправиться, и органы, исполняющие наказания, обеспечивают установленные законом условия его исправления (ст. 10 УИК РФ).

Однако мы хотели бы обратить внимание на другой аспект утверждаемого в литературе положения, что и обязанные осужденные и управомоченные органы, исполняющие наказания, являются активными сторонами правоотношения. Получается, что в охранительном уголовно-исполнительном правоотношении активными сторонами являются оба субъекта: учреждения, исполняющие наказания, и осужденные. Здесь мы должны заметить, что активное поведение субъектов должно опосредоваться "таким своеобразием сочетаний правомочий и обязанностей, которое может быть охарактеризовано как своего рода закон для данного вида или типа правоотношений". В правоотношениях реализации наказания активные правомочия учреждений, исполняющих наказания, преобладают над активными обязанностями осужденных, и в этом состоит закон их отношений, ибо, по справедливому выражению Е.Я. Мотовиловкера, главным симптомом новизны, скачка при смене регулятивного правоотношения охранительным является "возникновение свойства субъективного права принудительно осуществляться "ответ" же преступника, претерпевание им наказания "является следствием применения к виновному государственного принуждения, выступает необходимым моментом осуществления меры наказания...". Права органов, исполняющих наказания, по отношению к осужденным создают связь между ними, на основе которой энергия охранительных норм переходит в реальные жизненные отношения.

Данное положение применимо ко всем видам уголовного наказания. Причем права учреждений и органов по отношению к осужденным могут выступать в виде требований к выполнению ими правоограничений, запретов и исполнению обязанностей (например, при исполнении наказаний в виде лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части) или в виде контроля за исполнением осужденным возложенных на него обязанностей (например, при исполнении штрафа), или в виде непосредственных действий по реализации наказания (например, при исполнении наказаний в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, ограничения по воинской службе, конфискации имущества).

На основе Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, также возникают общие правоотношения между данными учреждениями и органами и государством. Главное в них заключается в том, что обязанными субъектами являются учреждения и органы, а правами по отношению к ним обладает государство. Это административно-правовые отношения активного типа, в которых обязанный субъект должен совершать положительные действия.

Основная обязанность учреждений и органов, исполняющих наказания, - способствование выполнению задачи уголовного закона - охраны общества от преступных посягательств. Для выполнения этой задачи они обязаны исправлять осужденных, предупреждать с их стороны новые преступления. Эти обязанности они выполняют не только перед государством, но и перед гражданами и обществом в целом. В настоящее время Уголовно-исполнительная система отчитываются перед гражданами за состояние своей правоохранительной деятельности.

Права государства, общества, граждан по отношению к обязанному субъекту (учреждениям и органам, исполняющим наказания) в правоотношениях активного типа (центр юридического содержания правовой связи находится в обязанностях) выступают как юридические вспомогательные средства, призванные обеспечить исполнение обязанностей.

Хотя в Законе об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, управомоченный субъект четко не обозначен, однако все равно данные правоотношения выступают как двухсторонние правоотношения, ибо обязанность данных учреждений и органов существует не ради права вообще, а ради интересов общества и правопорядка в целом.

Пятым признаком уголовно-исполнительных правоотношений является наличие специфических субъектов этих правоотношений, которыми являются учреждения и органы, исполняющие наказания, и лица, осужденные к уголовным наказаниям. Учреждения и органы, исполняющие наказания, - это юридические лица, наделенные правосубъектностью в рамках предоставленных им прав и обязанностей. Они несут ответственность за надлежащее осуществление своих функций (ст. 1 УИК РФ). Осужденный как субъект уголовно-исполнительных правоотношений - это физическое лицо, пользующееся правосубъектностью в рамках предоставленных ему законом прав и обязанностей. Органы, исполняющие наказания, являются управомоченной стороной, а осужденные - обязанной.

Шестой признак уголовно-исполнительных правоотношений - это поддержание их принудительной силой государства. Эти правоотношения находятся в специфическом положении по отношению к государству: последнее поддерживает, гарантирует действия управомоченного (органов, исполняющих наказания) и обеспечивает исполнение обязанностей другим субъектом (осужденным). Без поддержки принудительной силой государства правоотношения не могут существовать.

За нарушение порядка пользования правами отдельные должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной и уголовной ответственности. Например, сотрудники, допустившие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, несут дисциплинарную (вплоть до увольнения из органов внутренних дел) либо уголовную ответственность.

Осужденные за невыполнение своих обязанностей также несут ответственность в соответствии с законом (ст. 102, 115 УИК РФ).

Таким образом, уголовно-исполнительные правоотношения - это урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, характеризующиеся наличием прав и обязанностей, возникающих между учреждениями и органами, исполняющими наказания, и осужденными по поводу исполнения уголовных наказаний.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материальные | Виды уголовно-исполнительных правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.