Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые жанры фольклора Детский фольклор





Паремии (пословицы, поговорки, приметы) (система жанров)

Загадки

Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. – М.,1986.-С.5-13.

  2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983.- С.7-20, 23-31, 289-298.

  3. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987.-С.3-82.

  4. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

  5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002.-С.5-14.

  6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Богатырев П.Г. Традиции и импрвизации в народном творчестве. Гусев В.Е. Художественный метод фольклора. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров.


Дополнительная литература


  1. Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182.

  2. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Учебное пособие. – Челябинск, 1998. – С.5-22, 45-86.

 


Тема: Общая характеристика мифологического мышления. Отражение его в речи, быте и фольклоре


План


    1. Понятие о мифе и мифологии как универсальной идеологии первобытного общества.

    2. Проявление анимизма, тотемизма, антропоморфизма, магии в фольклоре.

    3. Славянские мифологические представления. Высшая и низшая мифология.

 

Слово «мифология», если буквально перевести с греческого, означает «изложение преданий».

Однако, с точки зрения ученых, мифология – прежде всего выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на ранних стадиях развития.

Особенности мышления древнего человека:


  • анимизм – одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым явлением природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет – живой;

  • антропоморфизм - перенесение на животных, растения, явления природы человеческих качеств и свойств, в силу чего они приобретают способность говорить, чувствовать, мыслить и действовать, как человек.


Отсюда возникают магические представления – вера в силу слова и действий, при помощи которых можно влиять на природу.


  • зооморфизм – перенесение на природу свойств животных;

  • тотемизм – представление о том, что у каждого человеческого рода, племени есть родоначальник (животное или растение) – тотем. «Тотем» - в переводе с языка индейцев племени оджибве означает «его род». Тотемное животное или растение пользовалось особым почитанием, поскольку считалось покровителем.


Основные черты мифологического сознания: синкретизм, символизм, генетизм, этиологизм.

Миф включал в себя зачатки религии, различных форм искусства, рациональных знаний и передавался из поколения в поколение как знание-технология. Уже на ранних стадиях развития человечества мифы тесно связывались с религиозными верованиями и ритуалами

Мифологическое время резко отличается и далеко отстоит от времени повествования, настоящего времени. Но все то, что произошло в мифологическом времени, является образцом для повторения в реальном времени. Мифологическое время носит сакральный, священный характер.

^ Мифологические представления о животных и растениях. У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях. Волк наделен мифологическим даром всеведения. Волчьи стаи напоминали людям коллектив. В сказках волк – самый частый персонаж. Козел связан с идеей плодовитости, урожайности. В русских деревнях он считался бесопрогонителем.

Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Из деревьев больше всего почитали дуб и березу. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. В языческой мифологии славян дуб – дерево Перуна, бога грозы. Почитание славянами берез связано с культом плодородия, с весенними праздниками воскресения яровых сил природы.

Культ растений и животных был самым древним культом славян.

Традиционно мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией понимают обычно мифы о богах и героях, под низшей – мифологические представления и различных духах, не имеющих статус божественности. Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве.

Персонажи высшей славянской языческой мифологии:


  • Перун – верховный бог восточных славян, повелевал грозами, молнией.

  • Велес (Волос) – «скотий бог», покровитель скотоводства, плодовитости, богатства.

  • Божества огня и солнца: Сварог – бог небесного огня и податель культурных благ. Сварожич – дух земного огня, сын Сварога. Второй сын Сварога – Дажьбог, бог солнца.

  • Божества, связанные с солнцем – Хорс, Ярила, Купала.

  • Стрибог – небесное божество ветра, урагана и вообще всякой погоды.

  • Род – один из самых загадочных персонажей славянской мифологии. Это божество плодородия, родящей силы. Его основная функция – рождение новой жизни. Можно говорить о Роде и как о совокупности мужских членов племени, и как о персонификации совокупности предков семьи и даже как о божестве мужской судьбы.

  • Ярило (Ярила) – божество весеннего плодородия, он близок к античным культам умирающего и возрождающегося бога плодородия вроде Диониса.


Женские божества:


  • Лада – почиталась в качестве покровительницы браков, семьи, девушек и женщин.

  • Лель (Леля) – дочь Лады, олицетворение весны, весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее – и молодости вообще.

  • Макошь – покровительница женщин и женского рукоделия. Она прядет по ночам в избе, поэтому поверья запрещают оставлять кудель.

  • Семаргл – божество растительности, связанное с почвой. Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Имел внешность собако-птицы. Оставался в тени на фоне других божеств.

  • Купало – божество плодородия.

  • Кострома – мать колосьев, её топили в Петров день.

  • Мара – божество смерти, которое уничтожают во время весенних праздников.


Низшая мифология

Деление мира на «свой» и «чужой». Границы миров были подвижны. Представителями «чужого» мира – духи, хозяева. Выделяют духов природы: леший, водяной, русалка, полевик; домашних духов: домовой, банник, кикимора; людей-посредников между мирами (обладающими сверхъестественными способностями): ведьма, колдун, знахарь, знахарка. Языческим персонажем, относящимся к низшей мифологии является также покойник. С распространением христианства в фольклор входит уже христианский персонаж, олицетворяющий всю нечистую силу – черт.


Основная литература

1. Афанасьев Б.В. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1992- 1994. – Т. 1; Т. 2.

2. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М., 1986.

3. Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии. - М., 1995.

Дополнительная литература

4. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.

5. Костомаров Н.И. Славянская мифология. - М., 1995.


  1. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский.- М.,1990. – 672 с.

  2. Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. –М., 1999.

  3. Белякова Г.С. Славянская мифология.- М.,1995

  4. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. – М.,1996



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.