Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и функции трудоохранного менеджмента




3.1. Основные функции и задачи системы управления охраной труда на предприятии

 

Система управления охраной труда на предприятии – это целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности.

Основные функции системы:

· организация и координация работ по охране труда;

· планирование работ по охране труда;

· контроль состояния охраны труда и функционирования СУОТ;

· учёт, анализ и оценка показателей состояния охраны труда;

· стимулирование за работу по охране труда.

Основные задачи системы:

· обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда;

· обеспечение безопасности производственного оборудования;

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

· санитарно-бытовое обслуживание работающих;

· профессиональный отбор работающих по специальностям.

 

3.2. Служба охраны труда на предприятии

Служба охраны труда на предприятии (в объединении) может быть представлена структурным подразделением (управление, отдел, бюро) или специально выделенным работником (инженер по охране труда). На небольших предприятиях эти функции могут быть возложены на других работников (наряду с выполнением других служебных обязанностей).

Численность службы охраны труда устанавливается с учётом:

· среднесписочной численности работающих на предприятии;

· среднемесячной численности вновь принимаемых работников;

· количества самостоятельных структурных подразделений на предприятии;

· численности работающих, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда.

Штатная численность службы охраны труда устанавливается на предприятиях, в соответствии с Нормативами численности специалистов по охране труда утверждёнными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 г. № 94.

В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются:

· в производственной сфере – при численности работающих от 100 до 250 человек;

· в других отраслях – при численности работающих от 200 до 250 человек.

При численности работников 250 человек и более расчёт ведётся по таблицам Нормативов, указанных выше.

Если численность работников на предприятии меньше установленного базового норматива, при котором вводится должность специалиста по охране труда, то эти обязанности выполняются в порядке совмещения лицом, имеющим соответствующую подготовку, либо одним из руководителей предприятия.

Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением, непосредственно подчиненным руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам предприятия.

Основными задачами службы охраны труда являются:

· осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии;

· подготовка предложений, планов, мероприятий, распорядительных документов по обеспечению охраны труда на предприятии и контроля за их реализацией;

· разработка мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· оказание методической помощи структурным подразделениям предприятия в налаживании работы по охране труда.

В соответствии с указанными задачами служба охраны труда:

· проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатывает мероприятия по их предупреждению;

· организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния цехов и других структурных подразделений;

· проводит вводный инструктаж по охране труда;

· оказывает методическую помощь подразделениям в разработке инструкций по охране труда;

· руководит работой кабинета по охране труда, организует пропаганду охраны труда на предприятии и информацию по вопросам охраны труда;

· участвует в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;

· оказывает помощь в организации обучения работников по охране труда;

· участвует в работе комиссий по проверке знаний руководителей и специалистов по охране труда;

· участвует в работе комиссий по приёмке в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов производственного назначения;

· участвует в проверке состояния безопасности и гигиены труда на рабочих местах в составе комиссии административно-общественного контроля;

· рассматривает предложения, заявления и жалобы работников по вопросам охраны труда;

· составляет отчётность по охране труда;

· контролирует обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, своевременность и правильность ухода за этими изделиями;

· организует обеспечение структурных подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими пособиями по охране труда, а также оказывает им методическую помощь в оборудовании информационных стендов по охране труда.

Для решения стоящих задач и выполнения возложенных функций работники службы охраны труда имеют право:

· беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения, знакомиться с документами по охране труда;

· запрашивать и получать от подразделений документы по вопросам охраны труда;

· запрещать эксплуатацию машин, станков и производство отдельных работ, если это угрожает жизни и здоровью работающих или может привести к аварии, с уведомлением об этом руководителя или главного инженера предприятия;

· требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данной работы или грубо нарушающих правила и нормы по охране труда;

· привлекать с согласия руководства предприятия специалистов других подразделений к проверкам состояния охраны труда;

· давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков, которые могут быть отменены письменным распоряжением руководителя или главного инженера предприятия.

 

3.3. Планирование и финансирование работ по охране труда

 

Планирование мероприятий по охране труда представляет собой одну из функций управления охраной труда.

Планы работ подразделяются:

· по содержанию – на комплексные, охватывающие все стороны деятельности по охране труда, и целевые, направленные на решение отдельных задач охраны труда;

· по срокам выполнения на перспективные (на период действия коллективного договора), текущие (на один год) и оперативные (на квартал, месяц).

Мероприятия по охране труда классифицируются по следующим признакам:

· по характеру – на организационные, технические, санитарно-гигиенические, социально-экономические, психофизиологические, лечебно-профилактические и др;

· по принципу выполнения – на плановые и выполняемые во внеплановом порядке.

Основной формой перспективного планирования работ и мероприятий по охране труда является разработка на срок действия коллективного договора Плана мероприятий по охране труда, раздела “ Охрана труда ” коллективного договора и включение соответствующих мероприятий в другие разделы договора.

Планирование деятельности по охране труда осуществляется в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий охране труда по (утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от23.10 2000 г. №136) с учётом Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2002 – 2005 годы.

План мероприятий по охране труда оформляется в качестве приложения к коллективному договору. Если на предприятии не заключается коллективный договор, указанный План согласовывается с профсоюзом или иным представительным органом работников и утверждается нанимателем или уполномоченным им представителем.

Основные направления планирования и разработки мероприятий по охране труда изложены в приложении 2 к Положению о планировании и разработки мероприятий по охране труда и включают:

· приведение в соответствие с требованиями нормативных правовых актов производственных и других зданий и помещений, сооружений, строительных площадок территории предприятия;

· приведение к нормам естественного и искусственного освещения;

· приведение в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда рабочих мест, технологических процессов, оборудования и других объектов производственного назначения;

· механизацию, автоматизацию, роботизацию технологических процессов операций работ, осуществляемых в опасных и (или) вредных условиях труда, тяжёлых физических работ;

· приведение в соответствие с требованиями нормативных правовых актов санитарно-бытового обеспечения работников;

· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда и сертификации производственных объектов на их соответствие требованиям охраны труда;

· нормативное, информационное и техническое обеспечение деятельности по охране труда.

Другие мероприятия по охране труда, осуществление которых необходимо (обеспечение спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, медикаментами и перевязочными материалами, проведение медицинских осмотров предоставление компенсаций по условиям труда и др.), также предусматриваются и отражаются в других разделах коллективного договора (при его отсутствии – оформляются в виде отдельного документа).

Формирование разделов коллективного договора и Плана мероприятий по охране труда осуществляется соответствующими службами и подразделениями нанимателя с участием профсоюза или иного представительного органа работников. При необходимости к этой работе могут привлекаться соответствующие организации и отдельные специалисты.

Исходными данными для планирования и разработки мероприятий по охране труда являются:

· анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

· результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технических условий и охраны труда;

· анализ обеспеченности производственных объектов, рабочих мест, работников необходимыми средствами защиты, а также материально-технического обеспечения обучения и инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

· результаты технических осмотров, освидетельствований, испытаний, экспертизы технического состояния производственных объектов;

· предписания органов надзора и контроля, контролирующих служб нанимателя представления профсоюза;

· предложения структурных подразделений и служб нанимателя, профсоюзов, а также отдельных работников;

· документы и предложения соответствующих органов управления.

· Мероприятия по охране труда предусматривают решение следующих задач:

· устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраны и (или) условий труда;

· сокращение численности работников, занятых в опасных и (или) вредных условиях труда, тяжёлым физическим трудом;

· доведение обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм, оснащение их необходимыми устройствами и средствами;

· обеспечение обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда;

· внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.

Мероприятия, направленные на улучшение охраны труда, условий труда, осуществляемые в ходе технического перевооружения и реконструкции, связанные с совершенствованием технологии, изменением объёмов и видов производства, повышением его технического уровня и т. п., в План мероприятий по охране труда не включаются.

Для вновь вводимых в эксплуатацию или реконструируемых объектов (цеха, участки, производства и др.) мероприятия по охране труда предусматриваются в проектно-сметной документации на их строительство (реконструкцию) и осуществляются до введения объёкта в эксплуатацию.

В соответствии со статьёй 226 Трудового кодекса наниматель обязан обеспечить выделение в необходимых объёмах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями мероприятий по охране труда.

Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные на осуществление мероприятий по охране труда, не допускается использовать на другие цели.

Согласно Положению о планировании и разработке мероприятий по охране труда финансирование мероприятий осуществляется за счёт:

· средств, затраты по которым относят на себестоимость продукции, если мероприятия носят некапитальный характер;

· сметы расходов бюджетных организаций, если мероприятия носят некапитальный характер;

· средств амортизационного фонда, предназначенных на капитальный ремонт, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств;

· банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства;

· капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия являются капитальными.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь “О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь” от 9 марта 2000 г. № 309 республиканские органы государственного управления осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счёт средств инновационных фондов. Местные исполнительные и распорядительные органы могут финансировать эти мероприятия за счёт средств местных бюджетов.

 

 

3.4. Экономика трудоохранного менеджмента

Учитывая важность излагаемого вопроса, ниже предлагается общепринятый подход определения дополнительного экономического эффекта от внедрения мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Оценка экономического эффекта от мероприятий по улучшению условий труда, уменьшение случаев травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется комплексно - по социальному и экономическому эффекту.

Установлено, что улучшение условий труда ведёт к повышению производительности труда и наоборот. Так, например, производительность труда может снизиться до 50% при работе в условиях повышенной температуры (+30°С), производственный шум может снизить производительность труда от 5 до 20%, а хорошее освещение увеличивает производительность труда на 10-15%. Повышает производительность труда и соблюдение требований технической эстетики. В целом комплекс мероприятий по улучшению условий труда может привести к повышению производительности труда до 30%.

Кроме экономического эффекта, есть понятие и социального эффекта, который тесно связан с первым. Социальный эффект не всегда можно определить в денежном эквиваленте, но значимость его высока. К показателям социального эффекта можно отнести:

· снижение моральных издержек, связанных с повышением безопасности труда;

· увеличение свободного времени;

· сохранение хорошего настроения;

· увеличение трудовых ресурсов за счёт снижения количества дней болезни и др.

Мероприятия по охране труда обеспечивают и экологический эффект, выраженный в снижении загрязнения воздушной среды, воды и почвы, а также в сохранении здоровья самого человека, являющегося главным объектом экологии.

Эффект от запланированных мероприятий по охране труда и общая результативность их финансирования связана с возможностью прогнозирования состояния безопасности на предприятии.

В зависимости от исходных данных, прогнозирование уровня травматизма может осуществляться одним из трёх методов: экстраполяции, математико-статистического моделирования и экспертизы.

Метод экстраполяции основывается на изучении количественных показателей травматизма за ряд предыдущих лет с последующим логическим продолжением тенденции их изменения на прогнозируемый период. В качестве количественных показателей используют: коэффициенты, характеризующие частоту и тяжесть травматизма, абсолютное число несчастных случаев и другие показатели за максимально возможное число лет (не менее 5).

Метод моделирования основан на построении математико-статистических моделей травматизма. Исходными данными служат показатели деятельности предприятия, Для вычисления вероятности безопасной работы за определённый период времени используются методы теории надёжности.

Методы прогнозирования с помощью экспертных оценок используются в тех случаях, когда статистических данных недостаточно или их нельзя получить. Привлекаются специалисты - эксперты, практики и научные работники, длительное время занимающиеся вопросами охраны труда, имеющие большой опыт. Надёжность экспертных оценок основана на предположении, что в случае получения близких результатов независимыми экспертами, конечный (средний) результат близок к истине.

 

3.5. Аттестация рабочих мест по условиям труда и компенсация работающим за работу в неблагоприятных условиях

Во исполнение Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» все объекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности обязаны проводить не реже одного раза в пять лет аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Рабочее место – пространственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами (основным и вспомогательным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, средствами обеспечения благоприятных условий труда), в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности.

Аттестация рабочих мест предусматривает выявление на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, формирующих неблагоприятные условия труда, а также причин их возникновения и ряд других работ по комплексной оценке условий труда.

Внеочередная аттестация может проводиться в следующих случаях:

1) изменение условий и характера труда при реконструкции предприятия, внедрении новой техники и технологии, изменении технологических процессов, применении новых видов сырья и материалов;

2) при улучшении условий труда за счет осуществления организационно-технических мероприятий;

3) по инициативе нанимателя или уполномоченного им органа профсоюзного комитета или другого выборного органа трудового коллектива, работника предприятия;

4) по инициативе Государственной экспертизы условий труда.

Аттестация проводится аттестационной комиссией, образуемой приказом нанимателя, которым утверждается ее состав, полномочия, определяются сроки проведения аттестации, сроки и графики проведения подготовительных работ.

В состав аттестационной комиссии включаются главные специалисты предприятия, работники отделов кадров, труда и заработной платы, охраны труда, медицинские работники, представители профсоюзного комитета, иного представительного органа работников.

В обязанности аттестационной комиссии входит:

· организационное, методическое руководство и контроль за ходом проводимой работы исполнителями на всех этапах;

· формирование необходимой нормативно-справочной базы и организация ее изучения;

· составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации;

· установление соответствия наименований профессий, должностей и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенных в Единых тарифно-квалификационных справочниках (ЕТКС) и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (КСД);

· определение объема необходимых исследований опасных и вредных производственных факторов и организация их проведения;

· выбор аккредитованной организации для оказания консультативной и методической помощи, а также проведению оценки психофизиологических факторов производственной среды в соответствии с Перечнем таких организаций, утвержденным Министерством труда и социальной защиты;

· подбор аккредитованной лаборатории для проведения исследований и инструментальных замеров факторов производственной среды в соответствии с Перечнем таких лабораторий, утвержденным Министерством труда и социальной защиты;

· организация проведения фотографий рабочего дня;

· составление карт условий труда на каждое рабочее место или группу аналогичных рабочих мест, проведение количественной оценки условий труда;

· составление по результатам аттестации перечня рабочих мест, на которых подтверждены особые условия труда и перечня на доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях;

· организация разработки мероприятий по улучшению условий труда и оздоровлению работников.

Работа осуществляется в соответствии с Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 26.05.2000 г. № 80.

Основным документом при проведении аттестации является карта условий труда на рабочем месте, в которую заносятся все действующие санитарно-гигиенические и психофизиологические факторы производственной среды, их фактические величины, соответствующие им нормативные значения ПДК или ПДУ и баллы с учетом коэффициентов продолжительности действия. Балл фактора определяется в соответствии с «Критериями для количественной оценки факторов условий труда» путем сопоставления фактического значения с нормативным. По величине превышения норматива и в зависимости от продолжительности действия фактора на работающего определяется его балльная оценка. Общая оценка условий труда в баллах рассчитывается путем суммирования оценок всех производственных факторов.

Карту условий труда подписывают все члены аттестационной комиссии. С результатами аттестации рабочих мест должны быть ознакомлены работники, занятые на них.

По результатам балльной оценки в соответствии с действующим законодательством определяются льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Решение о предоставлении либо отказе в предоставлении работнику тех или иных видов льгот и компенсаций, в том числе пенсий на льготных условиях, принимается администрацией и профсоюзной организацией предприятия. Материалы аттестации рабочих мест являются документами строгой отчетности и хранятся на предприятиях и в организациях не менее 3 лет или до следующей аттестации.

По значению суммарной бальной оценки опасных и вредных производственных факторов рабочего места определяются виды льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда в соответствии с Методикой проведения аттестации.

 

Размер доплат к тарифным ставкам и должностным окладам устанавливается независимо от формы собственности предприятия (табл.3.1).

 

 

Табл.3.1. Виды льгот, компенсаций и доплат за работу в неблагоприятных условиях

Сумма баллов Виды льгот, компенсаций и доплат
До 2 Доплаты к тарифной ставке
От 2 до 4 Доплаты к тарифной ставке и дополнительный отпуск – 3 дня
От 4 до 6 Доплата к тарифной ставке и дополнительный отпуск – 6 дней
От 6 до 8 Доплаты и дополнительный отпуск – 12 дней, льготное пенсионное обеспечение по Списку №2
От 8 и выше Доплаты и дополнительный отпуск – 18 дней, льготное пенсионное обеспечение по Списку №1

 

Размер доплат к тарифным ставкам и должностным окладам устанавливается в зависимости от степени вредности и тяжести условий труда по специальной шкале (табл.3.2).

 

Табл.3.2. Шкала размера доплат за каждый час работы во вредных и тяжелых условиях труда

Количественная оценка условий труда, балл Доплаты в процентах тарифной ставки 1-го разряда за каждый час работы во вредных и тяжелых условиях труда
До 2 0,10
От 2 до 4 0,14
От 4,1 до 6 0,20
От 6,1 до 8 0,25
От 8 и выше 0,31

 

При определении размера минимально-гарантированных доплат за работу во вредных и тяжелых условиях труда применяется тарифная ставка 1 разряда, устанавливаемая Советом Министров РБ. Наниматель не имеет права устанавливать размер доплат ниже минимально-гарантированных, с другой стороны, он вправе применить размер тарифной ставки 1 разряда выше установленного.

На основе общей оценки производственной среды условия труда классифицируются на:

· допустимые;

· вредные и тяжелые 1-ой степени;

· вредные и тяжелые 2-ой степени;

· вредные и тяжелые 3-ей степени.

Результаты аттестации рабочих мест позволяют провести оценку их организационно-технологического уровня, которая предполагает:

1) анализ соответствия технологического процесса, зданий, сооружений и конструкций проектам, а используемого оборудования, сырья и материалов – нормативно-технической документации и нормам охраны труда;

2) анализ оснащенности рабочего места на соответствие требованиям по охране труда;

3) обеспеченность работников спецодеждой и спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты и их соответствие требованиям охраны труда.

На основе полученных результатов заполняется карта оценки организационно-технического уровня рабочего места. При соответствии конкретного производственного фактора (показателя) нормативным требованиям в карте выставляется оценка «А» (аттестован), при несоответствии – «Р» (рационализация).

Если все производственные факторы имеют одну оценку «А», то рабочее место считается аттестованным с точки зрения организационно-технического уровня.

При несоответствии хотя бы одного фактора нормативным требованиям (оценка «Р») рабочее место не аттестуется и подлежит рационализации с разработкой соответствующих мероприятий.

Рабочее место может быть ликвидировано по его организационно-техническому уровню, если на нем неоднократно имели место производственные травмы и профессиональные заболевания по одним и тем же причинам, устранение которых в настоящее время невозможно.

 

 

3.6. Организация обучения безопасности труда. Инструктажи по охране труда

Постановлением Минтруда Республики Беларусь от 29. 08. 1996 г. №62 утверждено Типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда возлагается на нанимателя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория и т.д.) – на руководителя подразделения.

Обучение безопасности труда рабочих проводят при подготовке рабочих, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации при проведении инструктажей по охране труда.

Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается.

Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трёх лет, а при работе с повышенной опасностью – более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

Руководители и специалисты, принятые на работу, проходят вводный инструктаж, кроме этого ознакамливаются вышестоящим должностным лицом с должностными обязанностями и организацией работ по охране труда, состоянием охраны труда и мерами по обеспечению безопасности труда на вверенном ему объекте, участке.

Не позднее одного месяца со дня вступления на должность и периодически не реже одного раза в три года руководители и специалисты проходят проверку знаний по охране труда.

Проверку знаний по охране труда проходят руководители и специалисты предприятия, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках, специалисты и педагогические работники, занятые обучением студентов, учащихся и лиц, повышающих свою квалификацию, лица, осуществляющие проектирование объектов производственного назначения, лица, осуществляющие контроль за соблюдением требований безопасности и гигиены труда при проектировании, конструировании, изготовлении эксплуатации и ремонте объектов, машин, механизмов, оборудования и приспособлений.

О дне проверки знаний руководители и специалисты извещаются не позднее, чем за 15 дней до дня проверки.

Проверка знаний проводится с учётом должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входят в их служебные обязанности.

Проверка знаний руководителей и специалистов проводится комиссией, назначаемой приказом по предприятию, в состав которой включаются работник отдела охраны труда, главные специалисты (механик, энергетик, технолог), представитель профсоюзного комитета.

Члены комиссии до начала её работы сами проходят проверку знаний либо в комиссии вышестоящего органа, либо в комиссии областного, Минского городского исполнительного комитета.

Руководители и специалисты, не прошедшие проверку знаний по охране труда, обязаны в срок не позднее 1 месяца пройти повторную проверку знаний. Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов, не прошедших проверку знаний во второй раз, решается нанимателем в соответствии с законодательством о труде.

Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов по охране труда проводится:

· при введении в действие новых или переработанных нормативных актов по охране труда;

· при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

· при переводе руководителя, специалиста на другие работы или назначение его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда;

· по требованию государственных органов надзора и контроля при выявлении нарушений действующих нормативных актов по охране труда.

Согласно Типовому положению проводятся следующие виды инструктажей по вопросам охраны труда: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

Вводный инструктаж по охране труда проводят со всеми работниками, которые впервые приняты на постоянную или временную работу, независимо от их образования, трудового стажа или стажа по этой профессии, должности, а также с учащимися, студентами при прохождении производственной практики и перед началом трудового и профессионального обучения.

Вводный инструктаж проводят по программе, утверждённой нанимателем. Программа предусматривает общие сведения о предприятии, об опасных и вредных производственных факторах, основах трудового законодательства, организации работ по охране труда, знакомство с правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят со всеми работниками, принятыми на работу; работниками, переведёнными из одного подразделения в другое; работниками, выполняющими новую для них работу; временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории нанимателя; командированными, принимающими участие в производственном процессе; со студентами, учащимися и воспитанниками, прибывшими на производственную практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приёмов и методов труда. Допускается проводить такой инструктаж с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программе, которая учитывает особенности производства и требования нормативных правовых актов (документов) по охране труда, или по инструкции для данного рабочего места.

Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 1 – 2 смен пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по цеху. Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретённых навыков безопасных способов работы.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие за исключением лиц, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов. С этими лицами инструктаж может не проводиться.

Повторный инструктаж проводят по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объёме инструкций на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводят при:

· введении в действие новых или переработанных нормативных актов (документов) по охране труда или внесении изменений и дополнений к ним;

· изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда;

· нарушении рабочим нормативных правовых актов (документов) по охране труда;

· требовании государственных органов надзора и контроля при нарушении работниками действующих нормативных правовых актов (документов) по охране труда;

· перерывах в работах – для работ по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, более, чем 6 месяцев, а для остальных работ – один год;

· при поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших на аналогичных производствах.

Объём и содержание инструктажа определяется в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения, а также с учётом уровня исполнения требуемых правил безопасности на рабочих местах.

Целевой инструктаж проводят при:

· выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и т. п.);

· ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

· производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и т. п.;

· проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы и т. п.).

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводят непосредственные руководители работ.

Инструктажи на рабочем месте завершаются опросом и проверкой приобретённых навыков безопасного выполнения работ.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировке и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте или в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т. п. Фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

 

3.7. Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда

 

Постановлением Госкомтруда Р.Б. от 14. 07. 94 г. № 82 утверждён “Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда”.

На предприятии инструкции разрабатываются для работников отдельных профессий (общецеховые и инструкции по рабочим местам) и на отдельные виды работ (общезаводские).

Инструкции не должны содержать требований, противоречащих нормативно-правовым документам. Текст инструкции должен быть кратким, чётким. Инструкция должна содержать следующие разделы:

- общие требования безопасности;

- требования безопасности перед началом работы;

- требования безопасности при выполнении работы;

- требования безопасности в аварийных ситуациях;

- требования безопасности по окончанию работы.

 

В необходимых случаях в инструкцию могут включаться дополнительные разделы.

Текст инструкции должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Используемые в инструкции термины должны соответствовать общепринятой терминологии, а в случае применения специфических терминов в инструкции должны быть приведены их определения с соответствующими пояснениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.