Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация охраны труда на рабочем месте




 

8.1. Психофизиологические факторы условий труда.

Профилактика стресса и утомления

 

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно­сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50 % рабочего времени – отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма, и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда, формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда (конвейеры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы труда интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами. Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы действия. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скород реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее её содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Форы интеллектуального труда подразделяются на операторский; управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий груд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, - при физическом труде, и эмоциональным – при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учётом нагрузки (статистическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статистическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статистической позе 10-25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172-293 Дж/с); 50% и более – тяжёлая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определённого напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как лёгкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5-10 кг для женщин и 15-30 кг для мужчин – средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин – тяжёлая.

Напряжённость труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряжённости учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как лёгкая; 75-175 – средней тяжести; свыше 176 – тяжёлая работа.

Динамика работоспособности человека – это научная основа разработки ра­ционального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособ­ность – величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы - с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность – в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3-4 часов ночи.

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основными фазами являются:

• Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.

• Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.

• Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспо­собности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую (рис. 8.1.), нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

 

 
 

 

Рис. 8.1. Фазы работоспособности человека в течение рабочего дня

 

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели ха­рактерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособ­ности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работо­способность понижается, достигая своего минимума ночью (рис. 8.2.).

В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время – с 3 до 4 часов.

 

 
 

Рис. 8.2. Колебания работоспособности в течение суток

 

Работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели (рис. 8.3.), а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.

 
 

Рис. 8.3. Колебания работоспособности в течение недели

 

Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.

Психофизиологические факторы обусловлены содержанием труда и его организацией, поэтому их называют иногда трудовыми. Их также можно называть технико-технологическими, т. к. они определяются особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, степенью оснащенности рабочих мест, особенностями сырья, и материалов. Это – физическая нагрузка, которая связана с динамической и статической работой; нервно-психическая нагрузка в виде напряжения зрения (точность работы), нервно-эмоционального напряжения и интеллектуальной нагрузки (объем перерабатываемой информации, число производственно важных объектов единовременного наблюдения и т.д.); монотонность трудового процесса (разнообразие, темп труда). Элементы этой группы, за исключением физических усилий и монотонности, не имеют утвержденных нормативов.

В настоящее время существует несколько психофизиологических подходов к интегральной оценке условий труда.

Профессиографический подход предусматривает изучение содержания трудового процесса, результат труда и основывается на поэлементной оценке совокупности условии труда.

Другой подход предполагает классификацию условий труда по степени тяжести и напряженности на основе физиологических и психофизиологических показателей, динамики работоспособности и утомления, отражающих в той или иной мере реакцию организма на рабочую нагрузку и условия труда.

Эти условия дополняют друг друга, поскольку каждый конкретный случай может требовать учета специфических условий трудового процесса и влияния его на психофизиологические показатели работоспособности человека.

Рассмотрим классификацию тяжести труда и способы ее оценки.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

В качестве основного критерия для определения состояния организма в процессе труда принят так называемый эффект Сеченова. Его суть заключается в том, что если трудовой процесс протекает в благоприятных условиях, то при переключении с одного вида на другой вид деятельности показатели физиологических функций улучшаются, а работоспособность восстанавливается быстрее и полнее, чем при пассивном отдыхе (положительный эффект). В случае неблагоприятных условий труда эти показатели в конце работы, при переключении с одной деятельности на другую, ухудшаются по сравнению с показателями, имевшими место до начала работы (отрицательный эффект).

При определении качественного функционального состояния организма учитывают также феномен растормаживания и характер реакции человека на иные сигналы. Феномен растормаживания состоит в том, что при повышении утомления проявление господствующего при данной работе «полезного» рефлекса (доминанты), ослабляется, а посторонние рефлексы, мешающие правильному выполнению привычной работы, наоборот, растормаживаются.

Для разграничения функциональных состояний организма и установления категории тяжести работ при проведении исследований используют, кроме того, следующие показатели:

- длительность периода и полнота восстановления нарушенных функций во время отдыха;

- конфигурация и соотношение периодов на кривых работоспособности и производительности труда;

- количество и тяжесть производственных травм, возникающих как следствие повышения производственного утомления;

- структура и уровень, а также наиболее вероятные причины профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, представляющих собой отдаленные последствия тяжелой работы;

- технико-экономические показатели (выработка, качество работы, затраты времени на операцию и др.).

Одним из важнейших социально-психологических аспектов управленческой деятельности является преодоление стрессов. В литературе данная проблема рассматривается с двух сторон: стрессовые состояния руководителей и стрессовые состояния подчиненных.

В любой, даже наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для индивида и, следовательно, для организации.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни.

Под организационными понимают следующие факторы:

- перегрузка или напротив, слишком малая загруженность работника. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным;

- конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования. Этот конфликт может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия (когда разные руководители могут давать подчиненному противоречивые задания). В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой с одной стороны и соблюдать требования руководства – с другой;

- непреодолимость ролей возникает, когда работник не уверен, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они будут уклончивыми и неопределенными. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что и как они должны делать и как их после этого будут оценивать;

- неинтересная работа. Однако, взгляды людей на понятие «интересная работа» различаются. То, что кажется интересным одному, совсем не обязательно будет интересным для другого.

Необходимо отметить, что положительные события личной жизни человека в равной или даже большей степени могут вызвать стресс, как и отрицательные события.

Специалистами в области психофизиологии отмечается, что трудовой стресс приводит к различным, а порой даже противоположным результатам. Например, стресс проявляется в общем адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, в росте артериального давления, расширении кровеносных сосудов, увеличении содержания лейкоцитов в крови, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных задач (действий). Поэтому сам по себе стресс является не только эффективной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Однако стресс положительно влияет на результаты труда и способствует преодолению возникших в процессе труда препятствий до тех пор, пока он не превысил определенный уровень, после которого в организме развивается процесс гипермобилизации – нарушение механизма саморегуляции, ухудшение результатов деятельности отдельных органов, в том числе нервной системы, вплоть до срыва. Стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом. В ситуации дистресса понижается точность движений, неверно оцениваются сигналы, случайно включаются не те агрегаты. В итоге это приводит к несчастным случаям.

В управленческой литературе предлагаются пути предотвращения и преодоления стресса:

— налаживание особенно эффективных и надежных отношений с руководителем. Требуется понимание его проблем и помощь ему в понимании проблем его подчиненных;

— не следует соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. Необходимы дополнительные объяснения;

— информирование руководителя или сотрудников, что не ясны критерии оценки качества работы;

— публичное обсуждение проблемы скуки или отсутствие интереса к работе;

— включение в график рабочего дня кратковременных перерывов для смены хода мыслей;

— умение объяснить отказ при достижении предела, после которого сотрудник не в состоянии взять на себя больше работы.

Для решения проблемы стресса важную роль играет положительный межличностный климат (например, поддержка коллег и руководства) и грамотно организованная структура деятельности (ясность видов на будущее, то есть перспектива, возможность в участии и принятии решений, достижение профессиональных целей и т. д.) могут создавать чувство безопасности и поддержки, что формирует эмоциональное благополучие. Мотивированный и заинтересованный в высоких результатах своей деятельности работник гораздо менее подвержен негативному стрессу, нежели его немотивированный и не видящий смысла в своей работе коллега. Согласно результатам исследований американских специалистов, существует шесть основных параметров восприятия работы ее исполнителями: автономность, законченность, разнообразие, значимость, результативность (обратная связь) и общительность. Чем выше уровень проявления этих показателей в работе того или иного человека, тем выше его удовлетворенность своим трудом и желание работать эффективно и достигать высоких результатов (мотивировка).

Таким образом, следует отметить, что решающая роль в предотвращении высокой стрессовой нагрузки в рамках предприятия лежит на его руководстве и зависит от его умения создать во всех отношениях комфортные условия труда, начиная от грамотного подбора персонала и заканчивая созданием условий для плодотворной работы на рабочих местах. Хотя и роль индивидуального также не следует отрицать.

В решении проблемы оздоровления условий жизни и работы важную роль играют мероприятия по уменьшению негативных последствий малоподвижной профессиональной деятельности – гиподинамии, ухудшающей здоровье, сокращающей продолжительность жизни. Недостаток движений – это начало болезней, ведущее место среди которых занимают сердечно-сосудистая патология: гипертония, атеросклероз, ишемия, инфаркты и др.

Естественно, что наиболее доступным средством устранения «мускульного голода» являются занятия физической культурой, спортом. Форма, интенсивность, объем физических упражнений подбирается исходя из индивидуальных особенностей людей (физическое развитие, состояние здоровья, подготовленность), их трудовой деятельности, склонностей, психофизического состояния. Только целесообразно подобранные формы и средства, двигательной активности в состоянии обеспечить положительный эффект.

В производственных условиях определенным компенсатором недостатка двигательной активности может служить производственная гимнастика.

В профессиях, связанных с тяжелой физической нагрузкой, гимнастика устраняет неблагоприятное влияние, которое оказывает нагрузка на одни и те же группы мышц, вовлекает в работу ранее бездействовавшие группы мышц или изменяет характер деятельности работающих мышц. Упражнения для комплексов производственной гимнастики, время и методику их проведения выбирают с учетом особенностей труда, физического развития и физической подготовленности работающих, изменений функционального состояния организма в течение рабочего дня, санитарно-гигиенических условий труда.

Ориентиром для выбора рациональной методики занятий могут служить типовые комплексы, разработанные применительно к четырем видам работ, различающихся по величине и объему мышечных усилий, а также нервно-психического напряжения:

1) связанных со значительным физическим напряжением;

2) требующих равномерного физического и умственного напряжения (физический труд средней тяжести);

3) характеризующихся преобладанием нервного напряжения при небольшой физической нагрузке, главным образом эта работа выполняется в положении сидя;

4) связанных с умственным трудом;

Кроме того разработан специальный комплекс упражнений для работающих стоя.

Различают вводную гимнастику, проводимую до начала работы, и физкультурные паузы (физкультминутки), которые выполняются во время перерывов в течение рабочего дня.

Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до начала работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной гимнастики подбирают комплекс специальных физических упражнений с учетом характера производственных движений, ритма и других особенностей работы.

Физкультурная пауза (физкультминутка) является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, предупреждает утомление и поддерживает высокую работоспособность. Она включает всего лишь несколько упражнений комплекса, продолжительность ее до 5-7 минут. Сроки включения физкультурных пауз в течение рабочего дня устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов - степенью физической нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления и т.д. Для профессий, где необходимы быстрые и точные реакции, большое напряжение внимания физкультурные паузы можно проводить 1-3 раза в день обычным групповым методом. Для работников умственного труда, а также занятых легким и средней тяжести физическим трудом, в том числе и для тех, чья работа требует пребывания большую часть дня на ногах, рекомендуются индивидуальные физкультурные паузы или физкультминутки (2-3 минуты) во время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления, возникающего вследствие продолжительного сидения, стояния, вынужденной неудобной рабочей позы, сильного напряжения внимания, зрения.

Важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности является чередование работы и отдыха.

Задача отдыха – восстановить оптимальное соотношение основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Пассивный отдых незаменим для ночного сна, когда не только ликвидируется накопившееся за день утомление, но и происходит "текущий ремонт" интенсивно работавших органов и тканей.

Отдыхом может быть не только прекращение на время целенаправленной деятельности, но и чередование занятий, например, переход от чтения специальных книг к поэзии или от вычислительных операций к чертежным работам. Эффективны также формы отдыха, которые, будучи новыми раздражителями, вызывают переключение корковых процессов на новые мозговые структуры: кино, театр, спорт, хобби и т.д. Установлено, что владельцы домашних животных, птиц, рыбок обладают лучшим физическим и психическим здоровьем, чем те, у кого их нет.

Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Переключение с умственной работы на физическую позволяет, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.

Специалисты психофизиологии разработали общие условия, которые призваны обеспечить восстановление и улучшение умственной работоспособности:

1. Во всякую работу следует входить постепенно. Существует так называемый период врабатывания, в течение которого организм физиологически подготавливается к выполнению большого объема работы. Поэтому, если в процессе работы предстоит решить задачи трудные, средней трудности и легкие, то выполнение их лучше начать с заданий средней трудности, затем перейти к трудным заданиям и в заключение – к легким.

2. Выбрать и придерживаться мерности и оптимального ритма в режиме работы. Например, деятельность оператора технологических процессов, связанная с необходимостью воспринимать и перерабатывать большое количество информации в короткое время, приводит к снижению эффективности и надежности в работе. Но длительное отсутствие информации ведет к снижению бдительности. Иначе говоря, для сохранения нормальной и длительной работоспособности необходимы определенный ритм деятельности, оптимальный объем информации и т.д.

3. Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы. Не может быть продуктивной работы, выполняемой в условиях аврала. Работа рывками ведет к снижению ее количества и качества, более быстрому нарастанию утомления.

4. Без творческого отношения каждого к своему труду немыслима полноценная трудовая деятельность человека. Целесообразно организованный труд, правильно выбранная профессия, соответствующая интересам человека и отвечающая особенностям его организма, вызывает положительные эмоции, без которых невозможно творческое отношение к труду.

В экстремальных случаях, эпизодически, когда на фоне утомления необходимо выполнить важную работу, для кратковременного подъема работоспособности, прибегают к тонизирующим препаратам и стимуляторам ЦНС. К ним, в частности, относятся кофе, чай, шоколад и какао, некоторые фармацевтические препараты (поливитамины, настойка женьшеня и др.). Такие стимуляторы повышают на некоторое время тонус ЦНС, действуют на все ее отделы и, усиливая процесс возбуждения, усиливают работу сердца и улучшают кровообращение в органах и тканях.

Однако при их использовании нужно иметь в виду, что:

· стимуляторы обеспечивают срочную мобилизацию и расходование резервных энергетических ресурсов организма, а не их восстановление;

· повторное применение стимуляторов может привести к переутомлению. Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.

 

 

8.2. Эргономические принципы организации рабочих мест специалистов по экономике и управлению

Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения правил организации рабочего места, планировки офиса, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата. Все это предлагает эргономика – научно-практическая дисциплина, комплексно изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.

Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей длянее отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов. Эргономика тесно связана с физиологией труда, посвященной изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности. Эргономика использует данные гигиены труда, разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих. Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их.

В наши дни исследования в области эргономики особенно актуальны. Это объясняется тем, что состояние здоровья человека, как физическое, так и психологическое, незамедлительно отражается на рабочем процессе: на качестве и оперативности выполнения задания, количестве пропусков по болезни и т.п. Неправильно организованное рабочее место (рис. 8.4а-в) может стать причиной головной боли, испорченного зрения, нарушения осанки и, как результат, снижения производительности труда. Неслучайно крупные корпорации делают акцент на развитие инфраструктуры бизнес-зданий, включающей все необходимое для комфортной работы. Идеальный офис - тот, где можно и плодотворно работать, и полноценно отдыхать.

Позаботиться об удобном и эффективном размещении всех работников нужно заранее - до того, как интерьер помещения будет полностью оформлен. Огромную роль в создании комфортного делового пространства играет эргономичная мебель.

Сидячее положение вызывает искривление спины и, следовательно, неестественную нагрузку на кости, суставы, позвоночные диски, мышцы, связки и сухожилия. Если в результате долгого сидения спина долго остается без движения, позвоночник уже не может принять свою естественную S-образную форму. Статическая работа в течение длительного периода вызывает нарушение обмена веществ в мышцах, потому что они не получают достаточного количества кислорода, шлаковые продукты не выводятся должным образом.

В результате обширных исследований, проведенных в 1997 году в Германии выявилось, что основной причиной болей в спине являются «нездоровые условия» жизни. Одной из главных причин становится продолжительное сидение в офисе и в автомобиле. Дефицит двигательной активности, неправильные позы, стрессы, мебель, несоответствующая эргономическим стандартам, нездоровый образ жизни и неправильное питание являются дополнительными факторами, вызывающими боли в спине. Иные факторы, как, например, тяжелая физическая работа, возрастные изменения в скелете и мышцах, которые ранее считались основными причинами, переместились в конец списка.

Эти исследования показали, что сотрудники офисов, сидящие за рабочими столами целый день, принимающие неправильные статические позы без частых коротких перерывов, становятся первыми кандидатами на проблемы со спиной в будущем. Сотрудников компаний желательно проинформировать о последствиях для здоровья, которые вызываются статическим положением.

Существует ряд эргономических решений, позволяющих избежать плохих привычек статического сидения:

– работу рекомендуется организовать таким образом, чтобы сотрудники не занимались одним и тем же на протяжении всего дня, а чередовали задания, требующие приложения различных умственных и физических усилий. В этом случае сотрудники вынуждены будут двигаться. В результате постоянного движения мышцы и позвоночник будут работать. Это стимулирует кровообращение и исключает застойные явления в спине, ногах и ягодицах;

 

а)

 

 

б)

 

 

в)

 

г)


 

 

Рис. 8.4. Расположение оператора на рабочем месте:

а, б, в – неудобное; г) – удобное

 

 

– рабочее кресло должность предназначено для многофункциональной работы и не должно препятствовать движениям тела, в то же время обеспечивая хорошую поддержку, особенно для нижней части спины (рис. 8.4.г)

– люди должны иметь возможность делать частые короткие перерывы, чтобы поддержать работоспособность в течение дня. Это позволит исключить ощущения дискомфорта, монотонности, скуки, уменьшить вероятность возникновения ошибок и повысит эффективность работы. Важным фактором эффективной и безопасной для здоровья деятельности является конструкция рабочего места. Конечно, человек может трудиться практически в любой самой неподходящей обстановке, например, сидя на стуле с ноутбуком на коленях. Но как долго он сможет работать в таких «экстремальных» условиях? Насколько продуктивно и с какими последствиями для своего здоровья? Вполне возможно, что после непродолжительного периода работы на износ человек долгое время не сможет нормально исполнять свои обязанности.

До 90-х гг. у российской мебельной промышленности был набор стандартов и нормативно-технических документов, которые определяли многие требования к мебели и в той или иной степени гарантировали минимальный уровень комфорта. Впоследствии со стандартов сняли обязательность соблюдения. Многие производители восприняли это как разрешение игнорировать вышеупомянутые документы. Именно поэтому сейчас важно, чтобы потребитель умел самостоятельно ориентироваться во всех аспектах офисной эргономики.

Следует помнить о том, что не существует эталона эргономичного рабочего места. Все люди разные, у каждого свой стиль ведения дел, свои привычки, свои предпочтения. Если одному сотруднику идеально подходит стол, то другому точно такая же модель может показаться крайне неудобной. Поэтому идеально, когда весь офис смоделирован специально под рост и комплекцию работника, под его индивидуальные рабочие процессы. При таком подходе офисная мебель будет помогать человеку максимально эффективно решать его задачи, поддерживать в нем работоспособность, защищать от переутомления и творчески относиться к работе, чувствовать себя свободным, счастливым и здоровым. Однако покупать для каждойработника специальную мебель не всегда представляется возможным, поэтому правильнее выбирать мебельные решения с настраиваемыми параметрами, что позволяет не менять интерьер, даже если сотрудник уходит, а на его место приходит новый.

Для большей производительности труда и отсутствия жалоб со стороны работников необходимо учитывать следующие требования при выборе офисной мебели:

1. Спина должна быть прямая, угол между бедрами и позвоночником - тоже прямой, для чего следует подобрать такое кресло, спинка которого способна поддерживать спину пользователя.

2. Пневматическое регулирование высоты сиденья легко в использовании, позволяет вам перемещать кресло вверх и вниз.

3. Анатомическая выемка на сиденье увеличивает количество точек соприкосновения с ягодицами, что приводит к сокращению точек пережимания артерий. Вообразите, что вы находитесь на плоской деревянной поверхности, и представьте, как неудобно вы себя чувствуете: ведь все давление накоплено только в нескольких точках.

4. Передняя часть сиденья кресла должна иметь наклон вниз: это уменьшает давление в задней части ваших бедер.

5. Регулирование угла спинки сиденья позволяет спинке поддерживать вашу спину во всех рабочих положениях.

6. Глубина сиденья должна использоваться полностью, так, чтобы как можно более уменьшить давление тела на опорную поверхность и уменьшить пережатие артерий.

7. Постоянный контакт со спинкой поддерживает естественную форму позвоночника.

8. Кресло должно быть настроено с учетом веса пользователя, чтобы облегчить динамическое положение и избегать резкой реакции, если кресло внезапно наклонилось.

Проблема почти 67% всех служащих в том, что они наклоняются назад на спинку или размещают вес своего тела на торце кресла.

Более 40% случаев заболеваний происходят из-за отрицательных воздействий на рабочем месте: воздух, шум и неправильное размещение на сиденье кресла. Каждый год 35 из каждых 100 служащих берут отпуск по болезни из-за мышечной боли и боли в пояснице.

Комфорт офиса зависит не только от эргономики рабочего места, но и рационального планирования офисного пространства в целом. Основа последнего – деление на рабочие зоны так, чтобы каждый сотрудник работал максимально эффективно и сам по себе, и в команде.

Как считают эксперты, специализирующиеся в области создания офисного стиля и делового комфорта, наилучшие результаты дает использование стационарных или мобильных перегородок разной высоты и уровня прозрачности. Такие конструкции устанавливаются специалистами за считанные дни и могут полностью преобразить офис, разделив его на индивидуальные изолированные отсеки и зоны для общения.

Даже в самом маленьком офисе есть приемная, комната персонала, кабинет руководителя, зона для совещаний. Для каждой из указанных зон примерно рассчитаны минимальные площади и планировочные решения, позволяющие избежать психологического дискомфорта. Так, площадь приемной зависит от ежедневного количества посетителей, но не может быть меньше 10 м2. Часто вместо традиционной комнаты-приемной, устраивается сектор «ресепшн» в открытом пространстве офиса, обязательно в сочетании с раздевалкой или шкафом для одежды.

Комната для совещаний или переговоров может использоваться как место для презентации и демонстрации товаров или услуг. Также здесь рационально сосредоточить всю презентационную технику. Иногда зона для совещаний с целью экономии пространства располагается в кабинете руководителя. Но в таком случае кабинет делится на две части - официальную и неформальную, где обязательно есть кресла и журнальный столик. Для функционального и удобного кабинета топ-менеджера достаточно 12 м2. Но чаще размеры кабинета выбираются, исходя из имиджевых соображений.

Комнаты-отсеки для персонала должны проектироваться с учетом количества сотрудников и направления их перемещений по офису. Кроме того, зачастую необходимо обеспечить звуковую и визуальную изоляцию рабочих мест. Важен и фактор размещения техники (принтеры, копиры, шредеры), которой регулярно пользуются все работники. Рационально установить ее на месте пересечения всех рабочих маршрутов.

Проблему недостатка пространства можно решить с помощью оптимизации рабочих мест. Иначе говоря, подобрать подходящие форму и габариты рабочего стола, количество приставных столов и иных дополнительных элементов в виде настольных или навесных полок, приставных или выкатных тумб.

Также существенно повышают эффективность использования площадей одно- или двустворчатые раздвижные (откатные) двери. Они могут быть устроены в непрозрачных, остекленных, комбинированных офисных перегородках. Горизонтальные жалюзи, встроенные в остекление перегородок и дверей, позволяют добиться визуальной изоляции, когда это необходимо.

Для организации отдыха стоит создать зону для перерывов на кофе, наподобие барной стойки. Их важно проводить стоя, что позволит не только быстро обменяться оперативной информацией, но и размяться. Отдельная кухня-столовая менее эффективно использует пространство, но может значительно сэкономить время - сотрудникам нет необходимости выходить на обед за пределы офиса.

Современноеразвитие обществапоказывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. А его работа, в свою очередь от грамотно спроектированного рабочего места.

Руководитель - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива:

- Руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;

- Работа руководителя в основном умственная;

- Нелимитированность работы руководителя;

- Повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми принятием ответственных решений;

- Труд руководителей не поддается количественному учету; Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;

Также если представить рабочий день в общем виде, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ (по данным разных источников):

- Запланированные заседания и встречи ≈ 60 - 65%;

- Разговоры по телефону ≈ 3 — 6%;

- Работа с документами ≈ 17 - 22%;

- Поездки, осмотры ≈ 3 - 7%;

- Незапланированные встречи ≈ 7%;

- Отдых ≈ 2%;

- Потери времени ≈ 2%;

Отсюда следует вывод, что большую часть своего времени руководитель проводит на рабочем месте. Если правильно не спроектировать и организовать рабочее место, то руководитель не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу самой организации.

Современное рабочее место руководителя должно отвечать требованиям экономичности, высокой технической оснащенности, органичного дизайна и безопасности с точки зрения, как защиты информации, так и личной безопасности. Первое, что замечают люди приходя на прием - это внешняя обстановка помещения. От того, как выглядит ваш кабинет от части результаты беседы. Построение пространства требует соблюдения единого стиля во всем: в планировочном решении, в отделке, декоре, мебели.

Грамотно разместив рабочую зону и подобрав правильно цветовую гамму, можно при минимальных расходах повысить настроение и производительность труда. Традиционно кабинет директора делится на две зоны - официальную 8 неформальную.

1.Внутренний объем и форма кабинета. В зависимости от ранга руководителя приемлемая площадь от 20 до 50 м. кв. Но, как отмечают архитекторы, часто для функционального и. уютного кабинета руководителя достаточно 12 м. кв. Высота минимум 3,5 м. Форма кабинета также имеет большое значение, так как это еще и место проведения планерок и совещаний. Учитывая это, наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2. Отметим некоторые особенности. Весь кабинет делится на три зоны. Первая - непосредственно рабочее место. Вторая - зона проведения совещаний, планерок, презентаций. Третья зона - зона отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных кресла. Она используется для доверительных бесед с партнерами и, в некоторых случаях, с подчиненными, когда необходимо создать неформальную обстановку.

2. Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует покрывать стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно воздействует на зрение.

3. От стола руководителя должен отходить приставка. Она служит для проведения мелких заседаний, приема делегаций из нескольких человек. Стол для совещаний должен быть рассчитан на определенное количество человек (5 -7 человек +2 свободных места). Стулья вокруг стола для конференций не должны быть слишком комфортабельными или неудобными. Оптимально — обыкновенные стулья с мягким сиденьем. Обстановка кабинета не должна быть угнетающей и подавляющей. Для этой цели в кабинете могут находиться аквариум с рыбками, зеленые насаждения, зеркало. Рабочий кабинет можно также дополнить стендом, где будут размещаться образцы производимой продукции. Также необходимы большие настенные часы, которые должны быть видны из любой точки кабинета. Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Кресло должно быть регулируемым, с возможностью вращения, чтобы дотянуться до предметов находящихся вдалеке.

Лучше всего оборудовать рабочее место недорогой итальянской или немецкой мебелью из ДСП, покрытой специальным защитным пластиком. Гнетущее впечатление оставляет посещение кабинетов директоров с исцарапанными старыми столами, протертыми до дыр креслами, дешевым» занавесками и пепельницами, наполненными окурками сигарет.

Цветовое решение интерьера характеризуется цветовой гаммой (совокупность цветов, принятая для цветового решения интерьера) и цветовым контрастом (мера различия цветов по яркости и цветовому тону). Традиционные нейтральные белый или серый, по мнению психологов, не должны доминировать в оформлении офиса. Первый - отдает больницей, второй может быть случайно упомянут в идиоме «серая масса». Разумеется, если вы вынуждены привязываться, например, к серому цвету, правильно будет использовать в убранстве контрастные цвета: вишневый, оранжевый, васильковый. Цвета советуют лучше выбирать из светлых тонов. Нежно-зеленый, желтый, бежевый. Они способствуют не только снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Можно упомянуть некоторые закономерности: коричневый - улучшает исполнительные функций; синий — улучшает активность головного мозга и уменьшает аппетит; желтый, оранжевый - повышают настроение и стимулируют рождение нестандартных решений; зеленый -несет спокойствие. Важно также чтобы поверхности были матовыми, т.к. блестящие - вредны для здоровья.

 

 

8.3. Влияние ПЭВМ и устройств визуального отображения

на пользователей

 

Сегодня все большее количество управленческих работников начинают интенсивно использовать те новые возможности, которые предоставляет современная вычислительная техника. Уже сейчас компьютеры и компьютерные сети широко используются в бухгалтерском учете, в научных расчетах, в управлении технологическими процессами в промышленности. При этом зачастую для решения поставленных задач приходится объединять вычислительные мощности нескольких, а то и десятков компьютеров.

Как правило, кабинеты управленческих работников располагаются в небольших помещениях, где постоянно работает несколько человек и од­новременно включено несколько компьютеров. Специфической особенностью труда этих людей является его творческий характер, поэтому в вычислительной лаборатории необходимо создавать оптимальные условия труда.

Кроме этого, вычислительная техника является источником вредных для

здоровья человека факторов, наиболее значимые из которых следующие:

- повышенный уровень напряжения в электрических цепях питания и управления ПК, который может привести к электротравме оператора при отсутствии заземления или зануления оборудования (источник -переменный ток промышленной частоты 50 Гц напряжением 220 В, служащий для питания ПК, а также токи высокой частоты напряжением до 12000 В систем питания отдельных схем и узлов дисплея);

- повышенный уровень напряженности электрического и магнитного полей в широком диапазоне частот (в том числе от токов промышленной частоты 50 Гц от ПК, вспомогательных приборов, других электроустановок, силовых кабелей, осветительных установок и т.п., особенно при отсутствии заземления или зануления оборудования);

- не соответствующие санитарным нормам визуальные параметры дисплеев, особенно имеющих величину зерна (пиксель) 0,3 мм и более, частоту кадровой развертки - 50 - 75 Гц, а также нарушение визуальных параметров у сертифицированных ПК (возникновение нестабильного изображения) из-за влияния на дисплей повышенных значений напряженности магнитного поля от источников тока промышленной частоты 50 Гц (так называемое опосредованное влияние магнитных полей); повышенный уровень прямой и отраженной блесткости; повышенная яркость светового изображения; повышенный уровень пульсации светового потока; неравномерность распределения яркости в поле зрения и др.;

- избыточные энергетические потоки сине-фиолетового света от экрана дисплея в видимом диапазоне длин электромагнитных волн, снижающие четкость восприятия изображения глазом;

- пониженный или повышенный уровень освещенности;

- повышенный уровень напряженности статического электричества;

- повышенный уровень загазованности воздуха (в первую очередь по углекислому газу и аммиаку, которые образуются при выдыхании), особенно в плохо вентилируемых помещениях;

- повышенный уровень запыленности воздуха рабочей зоны от внешних источников;

- не соответствующие нормам параметры микроклимата: повышенная температура из-за постоянного нагрева деталей ПК, пониженная влажность, пониженная или повышенная скорость движения (подвижность) воздуха рабочей зоны;

- нарушение норм по аэроионному составу воздуха, особенно в помещениях с развитой системой приточно-вытяжной вентиляции и (или) с кондиционерами; при этом концентрация полезных для организма отрицательно заряженных легких ионов кислорода воздуха (аэроионов) может быть в 10 - 50 раз ниже нормы, а концентрация вредных положительных ионов значительно превышать норму;

-повышенное содержание в воздухе патогенной (вызывающей заболевания) микрофлоры (прежде всего стафилококка), особенно зимой при повышенной температуре в помещении, плохом проветривании, пониженной влажности и нарушении аэроионного состава воздуха;

- повышенный уровень шума от работающих вентилятора охлаждения ПК и принтера, от неотрегулированных источников люминесцентного освещения и др.;

- повышенные зрительные нагрузки и адинамия глазных мышц, т.е. их малая подвижность при высоком статическом зрительном напряжении в течение длительного времени, что может стать причиной различных глазных заболеваний, особенно таких, как спазм аккомодации (потеря возможности мышц сокращаться), снижение остроты зрения, уменьшение запаса относительной аккомодации, а затем и близорукость;

- монотонность труда;

- повышенное умственное напряжение из-за большого объема перерабатываемой и усваиваемой информации;

- физическое перенапряжение из-за нерациональной организации рабочего места (неудобные кресла, столы, отсутствие подставок для текста, для ног и кистей рук и др.), что в значительной степени усиливает напряжение мышц позвоночника, ног, рук, шеи, глаз;

- повышенное нервно-эмоциональное напряжение (дополнительное вредное проявление работы на ПК, при этом ускоряется вывод из организма многих жизненно необходимых витаминов и макроэлементов);

- внешние постоянно действующие экологические факторы: наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (окиси углерода, озона, аммиака, окислов азота, серы и т.п.), солей тяжелых металлов и органических соединений (фенола, бенз(а)пирена, формальдегида, полихлорированных бефенилов, свободных радикалов и др.); резкое ухудшение качества воздуха по аэроионному составу, увеличение в нем содержания различных аллергенов, грибков, вирусов, бактерий, микроорганизмов; рост информационных нагрузок извне (причем не только во время работы на ПК) вызывает дополнительные психические перегрузки, стрессы.

Частная и продолжительная работа за компьютером, не обеспеченная определенными организационно-техническими защитными манерами отрицательно сказывается на здоровье и самочувствии пользователей. Наиболее распространенными проявления заболеваний, обусловленные работой с ПЭВМ, следующие:

- зрительные и глазные симптомы: снижение остроты зрения и запаса относительной аккомодации; ложная (от спазма аккомодации) и истинная близорукость, нарушение бинокулярного (объемного) зрения; пелена перед глазами, неясные очертания предметов, изменение их цвета и т.п.; резь и боль в глазах, слезоточивость, покраснение век, шелушение, частое моргание, ощущение усталости век, помутнение глаз и др.;

- физические недомогания: сонливость, головные боли в области надбровий (лба), в затылочной и теменной областях, головокружение, онемение конечностей, усталость, боли в нижней части спины, в области сердца, одышка, сухость кожи и слизистых, особенно носа и горла, и т.п.;

- психические расстройства и нервно-соматические нарушения: чувство тревоги, нарушение сна, сужение интересов, ослабление памяти, рост числа ошибок, снижение сосредоточенности и др.;

- повышение уровня заболеваемости: бронхитом, бронхиальной астмой, острыми респираторными заболеваниями, неврозами, остеохондрозами; проявление или обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Подобные проявления заболеваний резко возрастают с увеличением времени работы на ПК.

Рассмотрим более подробно некоторые наиболее существенные вредные производственные факторы при работе с ПЭВМ и их влияние на организм

Источниками переменных ЭМП являются узлы ПЭВМ, работающие при высоких переменных напряжениях и больших токах. Типичные пространственные распределения магнитной и электрической составляющих ЭМП вблизи дисплея показаны на рис.8.5. и рис. 8. 6.

По частотному спектру ЭМП разделяются на две группы:

- низкочастотные поля в частотном диапазоне до 2 кГц, создаваемые блоком сетевого питания и блоком кадровой развертки дисплея;

- высокочастотные поля в частотном диапазоне 2 - 400 кГц, создаваемые блоком строчной развертки и блоком сетевого питания (в случае, если он импульсный).

Следствием систематического воздействия переменных ЭМП с параметрами, превышающими допустимые нормы, являются функциональные нарушения нервной, эндокринной и сердечно­сосудистой систем. Указанные нарушения проявляются в виде повышенной утомляемости, головных болей, нарушений сна, гипертонии, заторможенности рефлексов. В отдельных случаях отмечаются изменения состава крови, помутнение хрусталика, нервно-психические и трофические заболевания (ломкость ногтей, выпадение волос).

Указанные функциональные изменения, как правило, обратимы, однако при непринятии своевременных профилактических мер могут накапливаться в организме, причем порог необратимости определяется как интенсивностью и длительностью воздействия, так и индивидуальными особенностями организма.

 
 

Источником фоновыхЭМП промышленной частоты является, в первую очередь, электропроводка, независимо от того скрытая она или открытая, а также любое электрооборудование (щиты питания, розетки, выключатели) и бытовая электрорадиотехника (осветительные и нагревательные приборы, холодильники, кондиционеры, телевизоры и т. п.). При этом фон конкретного помещения формируется электрооборудованием всего здания и внешними источниками (трансформаторные подстанции, ЛЭП и др.).

 

 

Рис 8.5. Силовые линии магнитного поля вокруг дисплея

 
 

 

Рис. 8.6. Пространственная диаграмма распределения интенсивности электрического поля вокруг дисплея (в горизонтальной плоскости)

 

 

Напряженность фонового поля промышленной частоты в обычных помещениях (офисах, рабочих кабинетах и т.п.), как правило, в десятки раз меньше установленных ПДУ, поэтому прямое влияние фонового поля на пользователя несущественно. Однако дисплей, как рабочий инструмент, обладает той особенностью, что магнитная составляющая фона промышленной частоты напряженностью более 1 мкТл обуславливает пространственную и временную нестабильности изображения на экране дисплея. Указанные нестабильности, воспринимаемые пользователем как дрожание и мерцания изображения, оказывают вредное воздействие на зрительный анализатор пользователя и через него - на общее состояние последнего. Схема опосредствованного вредного влияния магнитного поля промышленной частоты на пользователя иллюстрируется на рис. 8.7.

Наличие механизма опосредствованного вредного влияния переменных магнитных полей на человека должно учитываться при организации рабочих мест с ПЭВМ.

Особенностью работы за дисплеем является принципиально иной, по сравнению с обычными бумажными носителями, принцип чтения информации.

При обычном чтении текст на бумаге, расположенный горизонтально, считывается работником с наклоненной головой в отраженном свете. При работе на компьютере пользователь считывает текст в прямом свете почти не наклоняя голову, глаза смотрят прямо (или почти прямо) на источник света.

В обыденной жизни человек имеет дело с низкой фоновой яркостью при высокой контрастности предметов, и к этому в процессе эволюции приспособился наш глаз. При работе за дисплеем глаз считывает информацию с излучателя, имеющего высокую фоновую яркость при низкой контрастности объектов различения. При уменьшении яркости экрана контрастность существенно падает, поэтому для обеспечения оптимального контраста необходимо повышать яркость, что не только увеличивает интенсивность вредных излучений (в том числе в видимом диапазоне), но и утомляет глаз. Кроме того, изображение на экране в большей или меньшей степени искажено кривизной самого экрана (особенно для дисплеев старых типов), что обуславливает дополнительную нагрузку на мозг.

Еще одна особенность работы за дисплеем - спектральная чувствительность глаза не совпадает со спектром излучения экрана.

Таким образом, при работе за дисплеем наш зрительный анализатор длительно работает в несвойственном ему стрессовом режиме.

 

 

Рис. 8.7 Механизм опосредованного влияния магнитного поля промышленной частоты

1. Непосредственное влияние магнитного поля на оператора ПЭВМ;

2. Воздействие магнитного поля на отклоняющую систему ЭЛТ, вызывающее нестабильность изображения на экране;

3. Перенапряжение глаз пользователя, повышенная утомляемость, дискомфорт.

Результаты медицинских исследований показывают, что постоянное зрительное напряжение и сопутствующие ему нервные нагрузки способствуют развитию заболеваний не только органов зрения, но и сердца, ЖКТ, почек и др.

Так как в значительной степени зрительную нагрузку на мышцы глаз и мозг определяют визуальные параметры экранов, то значение последних для безопасности пользователя трудно переоценить. Неслучайно поэтому в действующих нормативных документах по безопасности компьютерной техники указанные параметры отнесены к параметрам безопасности и жестко регламентируются.

Источником электростатического поляявляется экран дисплея, несущий высокий электростатический потенциал (ускоряющее напряжение ЭЛТ). Заметный вклад в общее электростатическое поле вносят электризующиеся от трения поверхности клавиатуры и мыши.

Электростатическое поле, помимо собственно биофизического воздействия на человека, обуславливает накопление в пространстве между пользователем и экраном пыли, которая затем с вдыхаемым воздухом попадает в организм и может вызвать бронхолегочные заболевания и аллергические реакции. Кроме того, пыль оседает на клавиатуре ПЭВМ и, проникая затем в поры пальцев, может провоцировать заболевания кожи РУК.

Современные дисплеи (изготовленные позднее 1998 г.) оборудованы эффективной системой защиты от электростатического поля. Однако следует знать, что в некоторых типах дисплеев применяют, так называемый компенсационный способ защиты, который эффективно работает только в установившемся режиме работы дисплея. В переходных режимах (при включении и выключении) подобный дисплей в течение 20 - 30 с после включения и в течение нескольких минут после выключения имеет повышенный уровень электростатического потенциала экрана (в десятки раз выше потенциала экрана в установившемся режиме), что достаточно для электризации пыли и близлежащих предметов.

Рентгеновское и ультрафиолетовое излучения практически полностью поглощаются внутри корпуса дисплея, а интенсивность излучений радиочастотного диапазона пренебрежимо мала, что подтверждается результатами многочисленных измерений, выполненных как в нашей стране, так и за рубежом. В свете современных знаний фактические уровни указанных излучений на рабочем месте пользователя гигиенически незначимы, поэтому радиочастотные, УФ и рентгеновское излучения в качестве вредных производственных факторов здесь не рассматриваются.

Основную роль в деле изучения, концентрации и осмысления эмиссионных и эргономических характеристик дисплеев сыграло Национальное Управление по измерениям и тестированию - MPR (впоследствии - "Управление SWEDAC") Швеции. Начиная с 1987 года, при участии широкого круга экспертов из разнообразных областей науки и техники, были проведены комплексные испытания различных устройств визуального отображения информации и собраны сведения о влиянии электромагнитных полей и излучений от дисплеев на состояние и здоровье людей.

В 1990 году результаты исследований с учетом накопленного опыта были оформлены Управлением SWEDAC в виде двух документов: справочника для пользователя по оценке устройств визуального отображения (MPR 1990:8) и методов проверки устройств визуального отображения (MPR 1990:10), которые получили широкую известность под названием "Шведские стандарты".

Эти стандарты легли в основу разработанных впоследствии во многих странах национальных систем тестирования и сертификации, как дисплеев, так и ПЭВМ в целом.

В России два основополагающих стандарта по компьютерной безопасности впервые были введены в действие в 1996 году. На базе указанных стандартов Госсанэпиднадзор России разработал санитарные правила и нормы, определяющие гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, ПВЭМ и организации работы.

Указанные документы позже, с учетом опыта их применения, были доработаны. В настоящее время действуют:

- ГОСТ 50948-01. «Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности»;

- ГОСТ 50949-01. «Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности»;

- СанПин 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к ПВЭМ и организации работы.

В Республике Беларусь основным документом, регламентирующим требования охраны труда при работе с ПЭВМ является СанПиН 9-131 2000 «Пигменические требования к видеодисплейным терминалам электроновычеслительным машинам и организации работ».

СанПиН 9-131 РБ 2000 установление санитарно-гигиенические требования к:

– проектированию, изготовлению и эксплуатации отечественных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, в быту, в игровых комплексах на базе ПЭВМ;

– эксплуатации импортных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, в быту, в игровых комплексах на базе ПЭВМ;

– проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов на базе ПЭВМ;

– организации рабочих мест с ПЭВМ, производственным оборудованием и игровыми комплексами на базе ПЭВМ.

 

 

8.4. Организационно-технические меры обеспечения

охраны труда при работе с ПЭВМ

 

Существует ряд рекомендаций и требований регламентируемых специальными нормативными документами, соблюдение и следование которым позволяет значительно уменьшить степень вредного влияния, оказываемого на оператора ЭВМ, и просто повысить уровень комфорта его рабочего места. В основном они содержат:

- требования к зданиям и помещениям для эксплуатации ПЭВМ;

- требования к организации и оборудованию рабочих мест ПЭВМ.

- требования к организации контроля электромагнитных полей и статического электричества;

- требования к организации режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.

Здания и помещения, работа в которых связана с использованием ПЭВМ должны размещаются с учетом розы ветров по отношению к объектам, которые являются источниками выделения коррекционно-активных веществ, пыли и других вредных факторов

Помещения для работы с ПЭВМ размеры (площадь, объем) должны в первую очередь соответствовать количеству работающих и размещаемому в них комплексу технических средств. В них предусматривают соответствующие параметры температуры, освещения, чистоты воздуха, обеспечивают изоляцию от производственных шумов и т.д.

Для обеспечения нормальных условий труда санитарные нормы устанавливают на одного работающего объем производственного помещения не менее 20 м3 площадь пом ещени я, выгороженного стенами или глухими перегородками не менее 6 м2.

Общие рабочие комнаты должны иметь естественное освещение. В остальных помещениях допускается искусственное освещение.

Рациональное цветовое оформление помещений направлено на улучшение санитарно-гигиенических условий труда, повышение его производительности и безопасности. Окраска производственных помещений видеотерминалов и ВЦ влияет на нервную систему человека, его настроение, восприятие запаха и в конечном итоге на производительность труда. Основные и производственные помещения целесообразно окрашивать в соответствии с цветом технических средств.

Коэффициент отражения света материалами и оборудованием внутри помещений имеет большое значение для освещения: чем больше света отражается от поверхности, тем выше освещенность. Освещение помещения и оборудования должно быть мягким, без блеска, окраска интерьера помещений ВЦ должна быть спокойной для визуального восприятия.

Шум на рабочих местах в помещениях видеотерминалов и ВЦ создается внутренними источниками: техническими средствами, устройствами кондиционирования воздуха, компрессорами, насосами, преобразователями напряжения и другим оборудованием, а также шумом, проникающем в помещение извне. Для снижения шума, создаваемого на рабочих местах внутренними источниками, а также шума, проникающего извне, следует:

• ослабить шум самих источников, в частности, предусмотреть применение в их конструкциях акустических экранов, звукоизолирующих кожухов и т.д.;

• снизить эффект суммарного воздействия на рабочие места отраженных звуковых волн за счет звукопоглощения энергии прямых звуковых волн поверхностями ограждающих конструкций;

• применить рациональное расположение оборудования;

• использовать архитектурно-планировочные и технологические решения, направленные на изоляцию источников шума.

Уровень шума на рабочих местах с ПЭВМ не должен превышать 50 дБА

Огромное влияние на функциональную деятельность человека, его самочувствие и здоровье и на надежность работы средств вычислительной техники оказывают метеорологические условия (сочетание температуры, относительной влажности, скорости движения и запыленности воздуха). Под оптимальными микроклиматическими параметрами принято понимать такие, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения реакций терморегуляции, создает ощущение теплового комфорта и являются предпосылкой высокого уровня работоспособности.

В помещениях с ПЭВМ должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (табл. 8.1.)

При этом помещения должны быть оборудованы системой отопления и вентиляции, обеспечивающей достаточно постоянное и равномерное нагревание воздуха в холодный период года, а также безопасность в отношении пожара и взрыва.

Уровни положительных и отрицательных ионов в воздухе помещений с ПЭВМ должны соответствовать нормам, приведенным в табл. 8.2.

Рабочие места с ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Схемы размещения рабочих мест с ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами, которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

 

Табл. 8.1. Нормы микроклимата для помещений с ПЭВМ.

 

Период года Категория работ Температура °С, не более Относительная влажность, % Скорость воздуха, м/с
Холодный 22-24 21-23 40-60 40-60 0,1 0,1
Теплый 23-25 22-24 40-60 40-60 0,1 0,2

 

Табл. 8.2. Уровни ионизации воздуха помещении при работе с ВДТ и ПЭВМ

 

Уровни Число ионов в 1 куб. см. воздуха
положительные отрицательные
Минимально необходимое Оптимальное Максимально допустимое 400 1500 - 3000 50000 600 3000 – 5000 50000

 

Оконные проемы в помещениях использования ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

Поверхность пола в помещениях эксплуатации ПЭВМ должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.

При конструировании оборудования и организации рабочего места пользователя ПЭВМ следует обеспечить соответствие конструкции всех элементов рабочего места и их взаимного расположения эргономическим требованиям с учетом характера выполняемой пользователем деятельности, комплексности технических средств, форм организации труда и основного рабочего положения пользователя.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой

работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно - плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ с учетом роста пользователя.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно - цифровых знаков и символов.

Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ,

на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.

Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.