КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование рынка труда и занятости населения
Государство проводит политику занятости, корректирует траекторию рынка труда и обеспечивает социальную защиту населения, а также выступает в роли работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансирующего важные общегосударственные программы и проекты. Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение его функционирования, обеспечение условий формирования рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда. Главная цель регулирования рынка труда – достижение полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой. Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда и занятости населения являются: - содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; - обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; - обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации; - содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; народного хозяйства квалифицированной рабочей силой. Технологии регулирования предусматривают методы не только прямого, но и преимущественно косвенного воздействия. К методам прямого воздействия на рынок труда можно отнести государственное субсидирование реализации специальных программ по созданию рабочих мест, развитию предпринимательства, обучению безработных и другие меры. К методам косвенного воздействия относится государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов. Все мероприятия по регулированию рынка труда можно условно сгруппировать в три блока. Первый блок включает законодательство, определяющее правила поведения основных субъектов рынка труда и порядок их взаимодействия со службой занятости и между собой. Второй блок включает всю функциональную деятельность службы занятости по предоставлению разнообразных услуг соискателям рабочих мест. Третий блок включает систему социальных гарантий и материальной поддержки безработных, обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, дискриминации. Технология мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда включает: - определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе; - определение профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов; - прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования; - формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости. Новая концепция государственной политики занятости предусматривает передачу некоторых федеральных полномочий по содействию занятости населения на региональный уровень, поэтому именно здесь эффективно апробируются и реализовываются передовые технологии и механизмы регулирования рынка труда. Важнейшим инструментом регулирования рынка труда и занятости являются региональные программы содействия занятости населения, через которые государство и социальные партнеры воздействуют как на объемы и структуру предложения рабочей силы, так и на спрос – непосредственно путем создания рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места. В настоящее время сложились следующие основные направления регулирования занятости и регионального рынка труда: - предотвращение массовых высвобождений и увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест; - достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, минимизация последствий массовой безработицы в регионах; - развитие кадрового потенциала путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; - наращивание объемов профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, потерявших работу, повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда; - наращивание перечня и объемов общественных работ; - реализация программ обеспечения рациональной структуры занятости. Успех деятельности по регулированию рынка труда во многом зависит от использования механизмов и технологий активных действий на рынке труда. В этих целях успешно применяется «Технология организации работы с гражданами, ищущими работу, и безработными», ориентированная на использование автоматизированных рабочих мест информационно-справочной системы «Занятость». Технология работ по профессиональной ориентации включает услуги по профессиональному информированию, консультированию, отбору, психологической поддержке, профессиональной адаптации. Технология организации профессионального обучения безработных включает следующие взаимосвязанные единой целью компоненты: - анализ состояния и прогнозных характеристик рынка труда, потребностей экономики регионов и конкретных предприятий и организаций в рабочей силе; - определение численности безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; - выбор на конкурсной основе образовательных учреждений и заключение договоров на обучение безработных; - разработка региональных программ профессионального обучения различных социально-демографических групп незанятого населения; - определение условий и порядка направления безработных граждан на учебу (стипендии, социальные выплаты, проживание), расчет финансовых средств, необходимых для профессионального обучения; - определение контингента безработных, нуждающихся в психологической поддержке и дополнительных гарантиях содействия занятости; - учебно-методическое обеспечение профессионального обучения; - заключение договоров между службами занятости, образовательными учреждениями, работодателями и гражданами, направляемыми на обучение; - осуществление мониторинга профессионального обучения. Особую актуальность приобретают также технологии: обучения безработных граждан предпринимательству; проведения общественных работ; повышения потенциала трудоустройства и адаптации различных социально-демографических групп населения к рыночным условиям; временного трудоустройства подростков и незанятого населения. Одним из ключевых элементов нового подхода к регулированию рынка труда является внедрение современных технологий профилирования (дифференцированного подхода) безработных. Это позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем их обучения и трудоустройства.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |