КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прокуратура в государственно-правовой системе РФ: создание и развитие
Тема 1. Сущность и правовые основы прокурорского надзора в РФ. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Костанайский филиал Кафедра права
УТВЕРЖДЕНО заседанием кафедры права Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
по дисциплине «Прокурорский надзор»
Костанай 2013 г.
Краткий конспект лекций по дисциплине «Прокурорский надзор» составлен:
Дьячук Н. М. ст. преподавателем кафедрой права _______________
Краткий конспект лекций по дисциплине «Прокурорский надзор» обсужден на заседании методической комиссии кафедры права Протокол № ___ от «____» _________ 20____ г.
Председатель методической. комиссии _________________Исмагулова А.Т (подпись)
Цель занятия: 1.уяснение и закрепление понятия, сущности и правовых основ прокурорского надзора РФ; развитие практических навыков и основных умений сравнивать, анализировать, обобщать; формирование интереса к изучаемому курсу, уважения закона. 2.привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами; 3.повышение правовой культуры и правового сознания студентов, привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;
Ключевые слова: прокурорский надзор, правовые основы прокурорского надзора, предмет прокурорского надзора, система прокурорского надзора. Вопросы: 1. Прокуратура в государственно-правовой системе РФ: создание и развитие. 2. Понятие ПН: предмет, система 3. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры. Ст. 10 Конституции РФ провозгласила, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Исследователи выделяют 4 группы стран, исходя из места прокуратуры в системе государственных органов: 1. страны, где прокурор входит в состав министерства юстиции. (США, Франция, Япония, Израиль, Эстония); 2. страны, где прокурор полностью включен в состав судебной системы (КНР, Куба, Вьетнам, Лаос); 3. Социальные страны, где прокуратуры как особого института нет (Великобритания) В конституции Азербайджана в 1999 г. в гл. «Судебной власти» 1 ст. 133 В конституции Белоруссии 1994 г. есть раздел VI «Прокуратуре Ком. Гос. контроля». 4 ст. В конституции Грузии в гл. 5 «Судебной власти» содержится ст. 91 без названия. В конституции РК Суды и правосудия. Ст. 83 без названия. Конституции по расположению норм о прокуратуре можно разделить на две группы: 1. 1.1.нормы о прокуратуре находятся в разделе судебной власти (РФ, Армения, РК) 1.2.в некоторых конституциях прокуратуре посвящен специальный раздел (Туркменистан, Узбекистан, Украина) 2. Второй вариант модели прокуратуры состоит в фактическом включении ее в систему судебной власти (Грузии, Молдова, Латвия) Третий вариант – Кыргызстан, Эстония. Прокуратура включена в состав исполнительной власти. В системе государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре» прокуратура РФ- единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Из этого определения вытекают следующие принципиальные положения: 1. ПН самостоятельный, специфичный вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица. 2. ПН- осуществляется от имени государства РФ. Важность этого положения, заключается в том, что, прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федераций или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных лиц или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом. 3. Самостоятельность ПН как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием самой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения требований законов, соответствия правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению выявленных правонарушений. 4. ПН- специфическая деятельность государственных органов, которая заключается в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти, но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей, В истории прокуратуры выделяются следующие периоды становления и развития: 1. Прокуратура Российской Империи (с 1722 г.- 1917 гг) 2. Прокуратура советского периода (1922- 1981) 3. Прокуратура современного периода (1981-) Прокуратура в Российской Империи была учреждена Указом Петра 1 от 12 января 1722 г. Указом Президента РФ от 29 декабря 1995 г. 12 января провозглашен Днем работника прокуратуры РФ. Первый прокурор Ягужинский П.И. 1722-1736 Указ Петра 1 от 1722 г. «О должности Генерал-прокурора. В соответствии с этим указом Генерал-прокурор, названный «оком государевым и «стряпчим о делах государственных, осуществлял непосредственно надзор за тем, чтобы высший государственный орган- сенат, действовал в строгом соответствии с регламентами и указами императора. Генерал-прокурор был вправе предлагать сенату принимать решения по вопросам не урегулированных правом, т.е. наделялся определенными полномочиями в сфере правотворчества. Ему починялись прокуроры коллегий Сената и провинций. Осуществляли прокуроры надзор за законностью в деятельности других государственных органов. К примеру, они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестанским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Из сказанного можно сделать вывод, что прокуратура в РФ учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. После смерти Петра 1 прокуратура фактически бездействовала, особенно в период правления Анны Иоанновны. Она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г и наделена теми же правами, которые имела в период Петра 1. Полностью как орган надзорного типа прокуратура сформировалась при Екатерине 2. В значительной мере был усилен ПН за законностью в деятельности местных органов власти. На губернских прокуроров и подчиненных им прокуроров возлагались, частности, такие задачи: сохранение «целостности власти, установлений и интересов императорского величества, наблюдение за тем, чтобы запрещенных сборов с народа не собирали. В судах прокуроры были обязаны охранять интересы беспомощных, глухонемых, несовершеннолетних. В период царствования Павла 1 ПН был существенно ослаблен. Сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. С созданием в 1802 году Министерства юстиции министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора, а губернские прокуроры стали входить в состав органов юстиции на местах. В 1862 году Государственный Совет принял Основные положения о прокуратуре, в которых весьма четко было определено назначение прокуратуры -наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи. В этом документе были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры: единство и централизация органов ПН, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров, их независимость от местных органов при принятии решений. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, а нижестоящие прокуроры- Генерал-прокурор Российской Империи. С принятием судебных уставов в 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Так, по Уставу уголовного судопроизводства прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. Хотя прокуроры и состояли при судах, но были им не подконтрольны. Наоборот, прокурор наблюдал за соблюдением судами правил их устройства и делопроизводства, участвовал в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников. При рассмотрении судами уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров. В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура просуществовала до 1917г., т.е. до смены в России революционным путем, когда прокуратура была упразднена Декретом СНК от 24 ноября 1917 г. «О суде»
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |