Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры




Особенная часть

1.надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2.надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3.надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность дознание и предварительное следствие;

4.надзор за исполнением законов судебными приставами.

5.надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний и применении

назначаемых судом мер принудительного характера;

6.уголовное преследование.

7.международное сотрудничество по борьбе с преступностью

Предметом курса «Прокурорский надзор» являются правовые нормы, определяющие назначение, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов.

Курс Прокурорский надзор тесно связан с теми правовыми дисциплинами, которые затрагивают отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры.

Конституционное право РФ изучает нормы, определяющие основные положения организации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора, прокуроров субъектов федерации и иных прокуроров.

Правоохранительные органы, посвящена системе органов прокуратуры, вопросам организации, функциям прокуратуры.

УПП, ГПП освещают полномочия прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве.

АП затрагивает вопросы ответственности за невыполнение законных требований прокурора, в частности, за неявку по его вызову, а также правомочий прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях.

Статья 129 Конституции РФ определяет общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ.

ФЗ от 17.01.1992 №2203-1 «О прокуратуре РФ» действует с изменениями и дополнениями от 22.08.2004.

Цели и задачи прокурорского надзора - две категории тесно связанные между собой, но тем не менее, различные.

Цели прокурорского надзора - результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция- прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. п. 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:

1 обеспечение верховенства закона;

2. обеспечение единства и укрепления законности;

3. обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора это категория по сравнению с целями частная, более конкретная. Задачи прокурорского надзора могут быть разделены на три уровня: общие, специальные и частные.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией, законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например, УПК, ГПК:

1) укрепление законности и охраны общественного и государственного строя, закрепленного в Конституции, конституциях, уставах субъектов РФ;

2) укрепление политических, трудовых, жилищных других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ;

3) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности

Специальные задачи определяются в соответствии с направлениями прокурорского надзора:

1)обеспечение законности актов, издаваемых субъектами;

2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами.

Закон о прокуратуре определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, содержит определение прокуратуры и ее функции, основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев.

Регулирует закон о прокуратуре и порядок прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры. В нем предусмотрены гарантии правовой защиты, в частности мер поощрения и дисциплинарной ответственности, а также нормы о материальном и социальном обеспечении прокурорских работников.

Ст. 45 закона гласит, что прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров или следователей.

Прокуратура имеет службу обеспечения собственной безопасности и

физической защиты работников.

Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, материалов об административных правонарушениях регламентируется КоАП, ГПК, УПК, АПК.

Особенности прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний

УИП.

Деятельность прокуратуры может регулироваться и указами Президента. Это связано с отсутствием необходимых законов. Так, согласно ст. 8 Закона о

прокуратуре координация прокуратурой деятельности правоохранительных

органов по борьбе с преступностью регулируется Положением о

координации, утвержденным Указом Президента от 18.04.1996 г.

Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положение и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности прокуратуры и порядок реализации мер материального и социальное обеспечения работников прокуратуры.

Приказы Ген. Прокурора регулируют вопросы общего и специального надзора, включая его подотрасли (например, об организации надзора за исполнением экологического законодательства). Указания регулируют более узкие направления деятельности прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о внешнеэкономической деятельности. Распоряжения реализуют меры разового или краткосрочного характера. Инструкции определяют процедуру осуществления отдельных видов служебной деятельности

Кроме того, признаются в качестве источников прокурорского надзора и международные акты. В них либо прямо указывается на прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо косвенно это вытекает из общих положений договоров. В ст. 73 Конвенции об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам прямо отмечено, что международное поручение об уголовном преследовании направляется через Генеральную прокуратуру. В других международных документах (например, Договор между РФ и Эстонской республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26.01.1993) используется термин «учреждения юстиции», под которыми понимают суды, прокуратуру, учреждения нотариата и др.

Как правило, в роли правовых «посредников» выступают Министерство юстиции и Генеральная прокуратура.

Нормативные правовые акты прокуратуры РФ- совокупность нормативных приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, принятыми в соответствии с федеральными законами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите место Прокуратуры в государственно-правовой системе РФ.

2. Дайте понятие прокурорского надзора.

3. Назовите правовые основы организации и деятельности прокуратуры.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Григорьев, В.Н. Прокурорский надзор [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Григорьев – М., 2009. – 512 с.

2. Прокурорский надзор: Учебник [Текст] / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2011. – 459 с.

3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник [Текст] /Под ред. А.Н. Савенкова. – М., 2010. – 418 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамова, А.И. Современные тенденции развития законодательного процесса [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.

2. Андреев, Г. А. Прокуратура – опора законности и государства [Текст] / Г.А. Андреев // Законность. – 2008. - №9. – С.22-24

3. Ванькаева, А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей РФ [Текст] / А.Н. Андреев //Российский следователь. – 2008. - №10. – С.32-34

4. Галузо, В.Н. Власть прокурора в России: Историко-правовое исследование. [Текст] / В.Н. Галузо:Монография. –М., 2008. – 557 с.

5. Грузкова, Г. С. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан [Текст] / Г.С. Глузкова // Законность. – 2008. - №5. – С.31-34

6. Карпов, Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти РФ [Текст] /Н.Н. Карпов. Монография. – М., 2007. – 127 с.

7. Кашепов, В.П. Концепция развития уголовного законодательства [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.

8. Петрова, Л. Роль прокуратуры в правотворческой деятельности [Текст] / Л. Петрова // Законность. – 2008. - №3. – С.2-6

9. Руднев, В.И. Концепция развития уголовно-процессуального законодательства[Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. –С.677-691.

10. Ткачев, И.В. О правовом регулировании полномочий прокурора [Текст] / И.В. Ткачева // Российский следователь. – 2009. - №4. – С.29-31.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.