КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ускорение при скатывании вагона
Рассмотрим скатывание вагона с общей массой кузова и колесных пар m по рельсам, расположенным под углом α к горизонту (рис. 10.4). Учтем в решении задачи вращательное движение колесных пар. Представим качение колеса как сумму двух движений: поступательного движения, которое объединим с движением вагона, и вращательного движения относительно оси колесной пары. Пусть суммарный момент инерции всех колесных пар вагона равен J, радиус круга катания – R. На все колесные пары действуют следующие силы: суммарная сила тяжести mg кузова и колесных пар, силы нормального давления рельсов N и сила сопротивления Fсопр со стороны рельсов. Обе эти силы приложены в зоне контакта колес с рельсами. Еще в зоне контакта действует сила сцепления колес с рельсами Fсц. По природе это сила трения покоя, она направлена вдоль рельса так, чтобы исключить проскальзывание колеса по рельсу. В данном случае сила сцепления направлена против хода вагона, чтобы ее момент сил создал ускоренное вращение колеса по часовой стрелке. Запишем уравнение динамики поступательного движения вагона совместно с поступательным движением колесных пар: . Спроецируем уравнение на оси координат
Ox: ma = mg sin α – Fcц – Fсопр, (10.8)
Oy: 0 = N – mg cos α. (10.9)
По закону трения, сила сопротивления пропорциональна силе нормального давления, которая, в свою очередь (по уравнению 10.9), равна проекции силы тяжести на ось Oy Fсопр= μсопрmg cos α. Существующие уклоны железнодорожных путей невелики, и косинус угла таких уклонов можно принять равным единице. Также обозначим для краткости записи уклон одной буквой sin α = i.
J ε = Fcц R (10.10)
Моменты силы сопротивления и силы давления рельсов N не входят в уравнение. Это связано с тем, что их равнодействующая проходит через ось колесной пары и не создает результирующего вращающего момента сил. Не создает вращающего момента сила тяжести вагона, приложенная к осям колесных пар. Угловое ускорение связано с ускорением поступательного вагона соотношением ε = a/R. Переписав уравнение (10.10) в виде , получим вместе с (10.8) два уравнения с двумя неизвестными: ускорением и силой сцепления. Сначала сложим эти уравнения для исключения силы сцепления
, (10.11)
и получим для ускоренияпри скатывании вагона формулу
. (10.12)
Если бы инертностью вращения колес можно было пренебречь (J = 0), то ускорение было бы больше: a = g (i – μсопр). То есть инерция вращения колес увеличивает общую инертность вагона. Коэффициент в знаменателе формулы учитывает вклад в общую инертность вагона инертность вращения колес, а для локомотива еще учитывается еще инертность якорей электродвигателей. Формально при решении таких задач можно не применять уравнение динамики вращательного движения колес. Достаточно одного уравнения (10.11), в котором вместо инертной массы подставить так называемую эффективную массу, равную произведению массы на коэффициент инертности колес mэфф= mγ. А массу, определяющую силу тяжести, оставить без изменения. Именно так поступают при производстве тяговых расчетов. Поправочный коэффициент невелик: 1,05 для груженого вагона, для порожнего вагона роль колес в инертности больше – 1,10, и для электровоза – 1,30. Определим скорость вагона в конце спуска длиной S. При равноускоренном движении между путем, скоростью и ускорением существует кинематическое соотношение . Подставив формулу рассчитанного ускорения (10.10), получим для скорости вагона в конце спуска формулу . (10.13)
Как и следовало ожидать, при погрузке роль инертности вращения колёс уменьшается и поэтому груженые вагоны скатываются быстрее, чем порожние.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |