Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Научное и ненаучное знание. Вред лженауки

1. Существенные черты современной науки [2]

(=требования, предъявляемые к знанию, претендующему на статус научности / критерии научности):

а. Цель и наивысшая ценность научного познания – это объективная истина. Это положение фундаментатьно и не требует дополнительного разъяснения или обоснований.

б. Главная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности; отсюда – ориентация исследователя на существенные свойства предмета, т.е. те свойства, которые отличают данный предмет или явление от прочих, делают его самим собой.

в. Способность делать точные, оправдывающиеся в последующем опыте прогнозы развития систем разной степени сложности и относящихся к разным уровням организации; точность научных прогнозов находится в обратно пропорциональной зависимости от степени неупорядоченности, многофакторности, исследуемых процессов. Так, наиболее сложны для прогнозирования культурные и политические процессы. Будущее общества, так же как будущее индивидуальной биографии человека могут быть лишь предметом более или менее обоснованных предположений.

В нашу эпоху, когда наука стала основной производительной силой общества, прогностическая функция науки уже не сводится к приблизительному предначертанию некой обобщённой, полуфантастической картины будущего. Прогнозирование теперь включает в себя активную деятельность по преобразованию прошлого в настоящее, а настоящего в будущее. Прогноз – есть только самый первый шаг на пути претворения научных идей в практику. Следующим шагом становится план – ряд конкретных, взаимосвязанных между собой проектов, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей.

г. Системность научного знания. Одно из самых важных определений науки, (а наука, как и всякое другое сложное общественное явление, имеет несколько взаимодополняющих определений) указывает на неё, как на систему знаний, выраженных в понятиях [3]. При этом такое понятие как система, нужно отличать от простой совокупности, т.н. «суммативного целого». Внешним образом объединённые знания, сумма аккумулированных в справочниках и энциклопедиях фактах ещё не дают нам науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, доведено до их интеграции в систему понятий, которая позволяет нам сформулировать цельную и адекватную своему предмету – теорию [4].

д. Непрерывная методологическая рефлексивность. Работа учёного, в идеале, должна сопровождаться осознанием и коррекцией тех методов и приёмов, посредством которых он исследует интересующую его область реальности.

Затрагивая, урывчато, столь серьёзную и объёмную тему, как научная методология, отметим для начала лишь то обстоятельство, что наука, будучи в сущности своей – рациональной, не отвергает актуальности иррационального компонента. Особенно характерно это для гуманитарных наук.

е. Строгая доказательность. Эта характеристика научного знания может быть выражена также в требовании эмпирической и логической обоснованности полученных результатов, в обосновании достоверности выводов. Вместе с тем из науки не должны изгоняться и те концепции и положения, которые не имеют ещё эмпирического основания, т.е. как таковые ещё не доказаны и пребывают в сфере научного мышления только в качестве гипотез и предположений. До Дарвина весь эволюционизм был таким интересным, но лишь умозрительно доказуемым предположением. Но Дарвин не побоялся обратиться к этому понятию, поверил в его познавательный потенциал и превратил в цельную и развитую научную теорию.

Современная методология выявляет и другие критерии научного знания, например: формальная непротиворечивость, верифицируемость [5], открытость для критики, непредвзятость и др.

2. Разновидности ненаучного знания.

Ненаучное – ещё не значит – негодное или подлежащее искоренению; многие виды ненаучного знания являются древнейшими формами знания и занимают своё законное место в духовной культуре человечества. Всё знание, находящееся за границей науки, целесообразно подразделить на два типа: доброкачественное и злокачественное.

1. Доброкачественное ненаучное знание – представляет собой совокупность знаний, не интегрированных ни одной из существующих наук, не претендующих на научность, но выполняющих, тем не менее, важнейшие функции в системах социальной коммуникации.

Разновидности доброкачественного ненаучного знания:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Антиномии и противоречивость бытия | В. Религиозное знание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.