Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о личности и ее связи с обществом

Животное рождается с богатым набором инстинк­тов, а видовые поведенческие амплуа предопределены ге­нетически. Иначе обстоит дело с человеком. Все люди в последние 40 тысяч лет относятся к одному и тому же био­логическому виду Ноmо sapiens. Но никому пока не удава­лось отыскать врожденное «поведенческое амплуа» этого вида. Его нет. Человек гораздо сложнее. Генетические про­граммы, программирующие поведение животных, фикси­руются в молекулах ДНК. Главными средствами передачи программы, определяющей поведение людей, являются язык, показ и пример. Место генетических инструкций занимают нормы, место наследственности в строгом смыс­ле этого слова - преемственность.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что сущность человека находится не внутри его организма, а вне его, в общественных отношениях. К.Маркс в 40-х годах 19 в. указал, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех об­щественных отношений».

Однако уже после К. Маркса сформировалась философская антропология, которая в процессе своего развития выдвинула ряд философских концепций относительно природы и сущности человека.

Полного определения, что такое человек, не существует. Ведем рабочее определение. Человек - это: 1) более высокая степень живых организмов на Земле, что есть объективный результат развития Земли и Космос; 2) субъект общественно-исторических и культурных превращений.

Здесь отмечена двойственная природа (биологическая и социальная) человека.

Личность - это человек, включенный в социальные связи и отношения, способный выполнять об­щественные функции и нести сознательную ответствен­ность за свои действия.

Человек - биосоциальное существо, а личность со­циальна. В человеке можно выделить биологическую, пси­хологическую и социальную структуру. И психологическая и социальная структура личности определяются прежде всего обществом, общественным бытием и, в основном, общественным сознанием.

Что же представляет из себя об­щественное сознание и как оно связано с индивидуальным?

Общественное сознание - это сложная сис­тема идей, взглядов, чувств, настроений, порожденная ма­териальными, социально-экономическими, культурными, национальными и религиозными потребностями людей, обладающая относительной самостоятельностью и активно влияющая на общественное бытие.

Общественное сознание по глубине проникновения в действительность состоит из трех уровней: эмпирическо­го уровня, уровня общественной психологии и идеологиче­ского уровня. Эмпирический уровень состоит из элементов, которые формируются у людей самим укладом их жизни. Уровень общественной психологии - это сово­купность чувств, настроений, эмоций, этических норм оп­ределенной общности людей, складывающихся на основе общности социально-экономической жизни.

Идеологический уровень, идеология - это совокупность теорий, целостная система идей, отражаю­щих общественное бытие с позиций определенного класса, социальной группы.

Связь индивидуального и общественного сознания заключается в том, что человек, живя в конкретном обще­стве, не может быть свободен от ценностей данного обще­ства. Государство через свои институты стремится, чтобы большинство граждан поддерживали идеологические уста­новки правительства, и наиболее эффективно этот замысел государство реализует на социально-психологическом уровне общественного сознания, подавая массам идеологи­ческие ценности в яркой и красочной упаковке рекламных роликов, хитов, боевиков, телепрограмм и различных шоу. Именно в этих формах большинство людей постигают фи­лософию, этические, эстетические, религиозные, политиче­ские и правовые ценности идеологии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские проблемы антропосоциогенеза | Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.