Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские проблемы антропосоциогенеза




ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ

Лекция 12. ЧЕЛОВЕК КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ

План

1. Философские проблемы антропосоциогенеза

2. Учение о личности и ее связи с обществом

 

С самых давних времен философов интересовала проблема человека: его происхождения, сущности и струк­туры его личности и ее роли в историческом процессе. Уже древние философы, с одной стороны, связывали человека с миром животных, а с другой, выделяли его из этого мира благодаря качествам, присущим только человеку. «Человек - это мыслящее животное», «человек - это говорящее жи­вотное», «человек - это политическое животное», «человек - это общественное животное» - вот лишь несколько при­меров подобных определений человека.

Укажем некоторые определения понятия «человек» в истории философии:

- это мера всех вещей (Протатор);

- это образ и подобие Бога и вместилище греха (христианская традиция);

- это мыслящая вещь (Декарт);

- это тростник, который мыслит (Паскаль);

- это единственное существо, которое знает, что оно есть (Ясперс);

- это совокупность общественных отношений (К.Маркс);

- это существо, которое изготовляет орудия труда (Франклин).

Каждое из этих определений указывает на какое-то важное свойство человека.

Что касается проблемы происхождения человека, то, кроме религиозного объяснения, древняя наука не могла дать ответа на этот вопрос, так как не опиралась (поскольку их не могло быть в то время) на естественнонаучные от­крытия. В 19 веке сформировалась научная гипоте­за о происхождении человека из человекоподобных обезь­ян, которая со временем подкрепилась серьезными наход­ками и открытиями в области антропологии, биологии, фи­зиологии высшей нервной деятельности, психологии и дру­гих наук.

В настоящее время существует и ряд других науч­ных предположений о происхождении человека: гипотеза панспермии утверждает, что жизнь была занесена из кос­моса; другая гипотеза предполагает, что предки землян - это выходцы с других планет нашей Вселенной, но это лишь научные догадки, которые не имеют серьезных науч­ных подтверждений. Поэтому мы подробнее остановимся на гипотезе происхождения человека от человекоподобных обезьян, основы которой заложили Ч.Дарвин и Ф.Энгельс,

Согласно этой гипотезе, общая картина происхож­дения человека такова. Более 2 млн. лет назад в Африке появилось стадо предлюдей (австралопитеков). Они были невелики ростом и не сильны, но ходили на двух ногах, тем самым освободив руку, в которой научились держать пер­вое орудие труда (камень, палку). У них был еще очень не­большой мозг, около 500 см3, но он постепенно рос. Уже через несколько сотен тысяч лет в Африке обитало стадо предлюдей, имеющих объем черепа 700 см3 и очень хорошее разви­тие руки. За это Луис Лики, впервые обнаруживший остан­ки такого существа в 1960 году, назвал его «человеком умелым».

Начиная с питекантропа (обезьяно-человек, не обла­дающий речью), предки человека превращаются в перво­бытное человеческое племя (600-700 тыс.лет тому назад). Вероятно, они были первыми существами, начавшими овла­девать речью. К питекантропам примыкает синантроп (ки­тайский человек). Большая коллекция останков синантропов была собрана в Китае в 20-30-е годы нашего столетия, но к настоящему времени уцелели лишь фотографии. Селились синантропы в пещерах, где неугасимо горел огонь, зажжен­ный молнией. Они умели его поддерживать, но еще не умели его добывать. Жили они примерно 400 тыс.лет тому назад.

Примерно 200 тыс.лет назад наша планета перешла во власть неандертальцев. Их останки многочисленны: в Африке, Азии, Европе. Они были сравнительно небольшого роста - 155 см, широкоплечи, имели тяжелые массивные кости. Объем черепа был у них даже больше, чем у нынеш­них людей. Они жили в пещерах, отапливали их костром, уже изготавливали орудия труда и оружие, но ходили еще не очень прямо. Были расчетливы, по-своему умны, охоти­лись на диких зверей, вплоть до мамонтов.

Около 40 тыс. лет назад на планете появились пле­мена кроманьонцев, которые по типу телосложения были вполне современными людьми. За прошедшие 40 тысяч лет человек мало изменился физически и очень сильно изме­нился психически и социально.

Такова естественнонаучная картина происхождения человека. Философскую же интерпретацию этого процесса дал впервые Ф.Энгельс в своей работе «Роль труда в про­цессе превращения обезьяны в человека».

Под влиянием изменений условий обитания обезьяны, видимо, вынуждены были спуститься с деревьев, постепенно отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали все больше усваивать прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

Второй важнейший шаг на пути превращения обезьяны в человека был сделан в трудовой деятельности, в процессе создания орудий труда. Создание орудий труда есть опережающее отражение действительности, требую­щее уже значительного развития сознания, и поэтому оно недоступно животному. Но, поскольку примитивный труд человекоподобных обезьян был возможен только в перво­бытном стаде (коллективе), поскольку он требовал посто­янного общения первобытных людей между собой, в про­цессе этого общения постепенно формировался язык обще­ния и развивалась членораздельная речь. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».[4]

Мощным фактором формирования первобытного человека явилось также и само первобытное сообщество людей, которое отличалось от первобытного стада челове­кообразных обезьян прежде всего трудовой деятельностью.

Таким образом, труд, речь и общение явились ре­шающими факторами превращения человекоподобных обезьян в первобытных людей. В чем же сущность челове­ка, какова его структура и как соотносится сознание инди­вида с общественным сознанием, рассмотрим далее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.