Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы чувственного и рационального познания, их единство




Познание представляет собой сложный диалектиче­ский процесс.

Начинается познание с непосредственного чувст­венного взаимодействия человека с внешним миром при помощи органов чувств.

Чувственное познание (живое созерцание) - это активное отражение органами чувств человека непо­средственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Специ­фикой отражения всех органов чувств является воспроизведение объектов познания в чувственно-наглядной форме.

Чувственное познание отражает мир в форме ощу­щений, восприятий и представлений.

Для характеристики ощущений следует выделить несколько особенностей ощущения - это: 1) результат воз­действия объекта на наши органы чувств; 2) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания; 3) непо­средственная связь сознания с внешним миром; 4) субъек­тивный образ объективного мира, совпадающий с ним по содержанию. Ощущения - это образы, отражающие не весь предмет, а его отдельные стороны и свойства. В про­цессе познания ощущения выполняют функцию различия и отождествления объектов.

На основе ощущений формируется более сложная форма чувственного отражения - восприятие. Восприятие - это от­ражение предмета в виде целостного чувственного образа. Оно возникает в результате непосредственного воздействия внешнего мира на органы чувств. В отличие от ощущений восприятие связано с деятельностью не одного, а несколь­ких органов чувств или даже группы их.

Образ предмета осознается как находящийся перед субъектом, то есть вне субъекта, там, где расположен пред­мет, вызывающий данный образ. Жизненный смысл вос­приятий в том, что они выполняют в жизни человека сиг­нальную функцию. А в процессе познания - функцию раз­личения и обособления вещей в пространстве.

Переходным звеном, связывающим живое созер­цание с абстрактным мышлением, является представле­ние. Это чувственный образ тех предметов и явлений, ко­торые человек воспринимал раньше, но которые в данный момент не воспринимаются. Оно основывается на памяти.

Представление - это воспроизведение в сознании че­ловека образов, ранее действовавших предметов и явле­ний, оживление «следов» действия предметов в памяти. У человека специфическим раздражителем, вызывающим представления, является СЛОВО. Хотя представление и сохраняет чувственную форму, оно уже содержит обоб­щение, то есть поднимается выше ощущений и восприятий. Разновидностями представления выступают воображение и фантазия.

Воображение - это процесс соединения и преоб­разования различных представлений в целостную картину новых образов. Воображение уже включает в себя элементы мыслительной деятельности. Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мысля­щим существом, - писал Дени Дидро.

Однако чувственное познание не может сделать обобщающих выводов, не может отразить сущность противо­речий в природе и обществе. Здесь на помощь приходит абст­рактное мышление. Переход к нему - это скачок в познании, переход его на более высокую качественную ступень.

Чем характеризуется такой скачок?

1) Переходом от фактов к обнаружению законо­мерностей.

2) Переходом от явления к сущности, от конкрет­ного к абстрактному.

3) Переходом от непосредственного к опосредо­ванному знанию.

Для познания существенных связей и отношений чувственное познание должно соединиться с абстрактным мышлением. Мышление - высшая функция мозга, со­стоящая в опосредованном, отвлеченном, обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных свойств. Мышление - это творческий, активный процесс.

Способ отражения свойств и отношений предметов и явлений объективного мира в мышлении называется формой мышления.

Основными формами абстрактного мышления (а следовательно, и рациональной ступени познания) являют­ся понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это обобщающая мысль, в которой от­ражаются существенные признаки предмета и его сущест­венные свойства, отношения. Чтобы образовать понятие, чувственные данные перерабатываются в нашей голове с помощью методов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.

Суждение - это мысль, в которой, сочетая поня­тия, мы что-либо утверждаем или что-либо отрицаем о ре­альных вещах и явлениях. Суждения дают возможность выражать одни понятия через другие, рассуждать.

Умозаключение - это форма мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое сужде­ние, содержащее новые знания. Таким образом получается выводное знание.

Чувственное и логическое познание представляют собой две основные формы познавательной деятельности. Они диалектически связаны между собой так, что они дополняют и взаимопро­никают друг в друга: чувственное познание как бы включа­ет в себя мышление в качестве одной из необходимых сто­рон, а рациональное (логическое) мышление не является «очищенным» от чувственных образов. Диалектика углуб­ления человеческих знаний от чувственного созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике выступает всеобщим законом познания. Поэтому нельзя преувеличивать роль чувственной (эмпиризм) и логической (рациона­лизм) сторон познания.

Познание как диалектический процесс завершается практикой, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.