КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философское учение об истине
Выше были рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой диалектики познавательного процесса, его чувственной и логической сторон. В данный момент обратимся к вопросу об истине, а также о методах и формах познания. Жизнь человека в мире, его отношения с действительностью предполагают адекватное отражение этого мира. В этом суть познавательного отношения, а возможность адекватного отражения мира выступает как мировоззренческая проблема. Познавательная деятельность человека, связанная с работой его сознания, воли, эмоций, памяти, предполагает также убежденность, веру, ошибки, заблуждения, иллюзии. Поэтому встает вопрос: Способно ли человечество получить такие знания, которые соответствуют реальному миру? Каковы критерии такого знания? Иначе - встает вопрос об истинности знаний. Что есть истина? Это глубоко философский и житейский вопрос. Известен библейский сюжет, в котором этот вопрос задан был Понтием Пилатом Иисусу Христу во время допроса. Ф.Ницше назвал данный вопрос «неодобрительным скептицизмом Пилата по отношению к безумцу», ибо в существовавших тогда отношениях между Римом и Палестиной то, что Иисус считал истиной, с точки зрения государственной было несущественным. Истории философии известны различные подходы к пониманию истины: · это учение о двойственности истины: существует якобы истина, достигаемая естественными науками, и истина божественная, истина откровения; · это утверждение о конвенциональности истины, то есть о договорном ее характере. Истина якобы - это то знание, с которым согласно большинство людей; · это утверждение прагматизма о том, что истина - то, что полезно, выгодно. Своей вершины учение об истине в прагматизме достигло в так называемом инструментализме; · есть также утверждение о «плюрализме», то есть множественности истин. Споры и различные взгляды о природе и сущности истины продолжаются и в наше время. Мы рассматриваем истину лишь в гносеологическом, то есть в теоретико-познавательном плане. Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Это правильное отражение действительности в сознании людей. Однако и чувственное и логическое познание людей способно давать и неверное отражение. Такое неправильное, несоответствующее своему предмету отражение, несовпадающее с ним, называется заблуждением. Заблуждение следует отличать от лжи, то есть преднамеренного искажения истины. Наши знания - суть единство истины и заблуждений, и сам процесс добывания знаний людьми может быть правильным или неправильным, а в самой истине заблуждений нет. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме. Каковы основные черты, признаки истины? Во-первых, это ее объективност ь. Истина субъективна по форме и объективна по содержанию. Содержание знания заключается в самих предметах и явлениях материальной действительности. Истина объективна по своему источнику, так как порождается не свободной игрой ума, а отражаемым объектом. Объективность истины не зависит от нашего сознания, от нашей воли. Отрицание объективности истины на практике ведет к вседозволенности, насилию, произволу при достижении своих интересов. Из того, что истина объективна, не следует, что она находится вне сознания. Истина находится в сознании, она субъективна по форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах и т.д.) Признание объективности истины есть признание существования объективной реальности и правильного ее отражения в сознании. Отрицание объективности истины ведет к агностицизму. Во-вторых, истина- это процесс. Путь к ней начинается с чувственного отражения, переходя к абстрактному мышлению. В результате познание ближе подходит истине, ибо научные абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее, чем чувственные образы. Объективная истина не постигается сразу во всем объеме, наши знания постоянно углубляются, расширяются, уточняются и, вместе с тем, всегда оказываются незавершенными в каком-то отношении. Выражением данного противоречия выступает диалектика абсолютной и относительной истины. Абсолютность и относительность - это характеристики одной и той же объективной истины, выражающие различные степени точности и полноты знания. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, абсолютно достоверное знание об объективном мире, которое не может быть изменено в будущем. Термин «абсолютная истина» используется, во-первых, как гносеологический идеал, т.е. абсолютное знание о мире в целом, хотя такое знание не может быть достигнуто. Во-вторых, это то содержание относительных истин, которое сохраняется в процессе развития знания, это также окончательное знание о некоторых фактах действительности. В-третьих, это не исчерпывающие, но неопровержимые результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов, принимающие вид констатации и описаний. Относительная истина - это правильное, но неполное знание об объективной действительности. Она выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Наше знание является одновременно абсолютным и относительным. Диалектика здесь такова, что в каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть элемент истины абсолютной. Одностороннее преувеличение роли абсолютной истины есть догматизм, а относительной - релятивизм. Истина одна,она носит объективный характер, абсолютна и относительна одновременно, носит конкретный характер. Истина выражает не только результат отражения действительности в сознании человека, но и средство и способ реализации его целей. Истина возникает и возможна только в неразрывной связи с практикой. На практике проверяется не только соответствие мысли предмету, т.е. истина, но и сам предмет, т.е. его соответствие понятию. Практика - это материальная, предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Практика человека носит исторический характер, многостороння и многогранна. В гносеологическом плане в практике различают две стороны: а) объективную, которая заключается в том, что взаимодействие человека и природы осуществляется на основе объективных законов; б) субъекгивную сторону, заключающуюся в том, что сознание человека влияет на его деятельность, не только отражает мир, но и творит его. Практика выступает как основа познания, цель познания и критерий истины. Она является критерием истины потому; что люди действуют в соответствии со знаниями, а результаты деятельности зависят от соответствия знаний предмету. Практика выступает как единство абсолютного и относительного. Критерий практики определен и неопределен, поскольку сама практика исторически ограничена, ее уровень зависит от многих причин, и в силу этого практика иногда не может подтвердить истинное знание. Поэтому в процессе познания так важно выполнять требование известного принципа: единства теории и практики. 4. Методы и формы научного познания На протяжении длительного пути познания человечество накопило большой опыт и выработало определенные методы познания и его формы. Метод (metodos - греч. - путь к чему-либо) - это способ познания и практического преобразования действительности, система регулятивных принципов познавательной (преобразовательной) деятельности. Известный английский философ 18 в. Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Метод выступает в роли объединяющего начала практики и теории. В зависимости от степени общности (распространенности на количество (объем) изучаемых явлений), а также от выполняемых функций выделяют три группы методов: I. Всеобщие философские методы: диалектика и метафизика; II. Общенаучные методы; III. Методы частных наук (специальные методы). Характеристику общефилософских методов студенты могут найти в лекции N10 данного пособия. Общенаучные методы познания не связаны со спецификой конкретного исследования, они используются во всех науках: общественных, естественных, технических. Процесс познания осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. Поэтому и выделяют: а) методы эмпирического уровня (этапа); б) методы теоретического познания. С помощью методов эмпирического познания получают исходные данные, фактический материал, осуществляют их первичную обработку. К ним относятся: наблюдение; эксперимент (натурный или модельный), предметный анализ и синтез, а также предметное обследование. Для более глубокого, теоретического познания на теоретическом уровне (этапе) применяются теоретические (логические) методы. С их помощью ведется вторичная, абстрактно-логическая обработка материала. К ним относятся: теоретические анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, мысленное моделирование, абстрагирование, формализация и др. Методы частных наук (специфические методы) - это методы, которые разрабатываются той или иной частной наукой, например анкетирование в социологии, экономический эксперимент и др. Все методы связаны между собой и отражают единую систему методов научного исследования. Познание существует с момента выделения человека из природы, возникновения общества. Полученные знания и процесс их добывания облечены в различные формы. Существуют разные подходы к вычленению форм. В настоящее время выделяют: обыденно-практическое познание; игровое познание; мифологическое познание; художественно-образное познание; философское и религиозное познание, а также личностное познание. Представляется, что процесс получения знания происходит в следующих формах: - исходной формой является научный факт; - из потребностей объяснения открытых фактов возникает необходимость постановки научной проблемы; - на основе научных проблем формируется гипотеза, которая будучи обоснованной логически и доказанной экспериментально выступает как научная теория. Так во взаимодействии всех форм и методов научного познания, в единстве теории и практики осуществляется диалектический процесс познания и преобразования действительности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |