Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское учение об истине




Выше были рассмотрены вопросы, связанные с ха­рактеристикой диалектики познавательного процесса, его чувственной и логической сторон. В данный момент обра­тимся к вопросу об истине, а также о методах и формах по­знания.

Жизнь человека в мире, его отношения с действи­тельностью предполагают адекватное отражение этого ми­ра. В этом суть познавательного отношения, а возможность адекватного отражения мира выступает как мировоззренче­ская проблема.

Познавательная деятельность человека, связанная с работой его сознания, воли, эмоций, памяти, предполагает также убежденность, веру, ошибки, заблуждения, иллюзии. Поэтому встает вопрос: Способно ли человечество полу­чить такие знания, которые соответствуют реальному ми­ру? Каковы критерии такого знания? Иначе - встает вопрос об истинности знаний. Что есть истина? Это глубоко фило­софский и житейский вопрос. Известен библейский сюжет, в котором этот вопрос задан был Понтием Пилатом Иисусу Христу во время допроса. Ф.Ницше назвал данный вопрос «неодобрительным скептицизмом Пилата по отношению к безумцу», ибо в существовавших тогда отношениях между Римом и Палестиной то, что Иисус считал истиной, с точки зрения государственной было несущественным.

Истории философии известны различные подходы к пониманию истины:

· это учение о двойственности истины: существует якобы истина, достигаемая естественными наука­ми, и истина божественная, истина откровения;

· это утверждение о конвенциональности истины, то есть о договорном ее характере. Истина яко­бы - это то знание, с которым согласно боль­шинство людей;

· это утверждение прагматизма о том, что истина - то, что полезно, выгодно. Своей вершины уче­ние об истине в прагматизме достигло в так на­зываемом инструментализме;

· есть также утверждение о «плюрализме», то есть множественности истин.

Споры и различ­ные взгляды о природе и сущности истины про­должаются и в наше время. Мы рассматриваем истину лишь в гносеологическом, то есть в тео­ретико-познавательном плане.

Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Это правильное отражение действительности в сознании людей.

Однако и чувственное и логическое познание людей способно давать и неверное отражение. Такое неправиль­ное, несоответствующее своему предмету отражение, не­совпадающее с ним, называется заблуждением. Заблужде­ние следует отличать от лжи, то есть преднамеренного ис­кажения истины.

Наши знания - суть единство истины и заблужде­ний, и сам процесс добывания знаний людьми может быть правильным или неправильным, а в самой истине заблуж­дений нет.

Достижение истины - непосредственная цель по­знания в любой его форме. Каковы основные черты, при­знаки истины?

Во-первых, это ее объективност ь. Истина субъек­тивна по форме и объективна по содержанию. Содержание знания заключается в самих предметах и явлениях матери­альной действительности. Истина объективна по своему источнику, так как порождается не свободной игрой ума, а отражаемым объектом. Объективность истины не зависит от нашего сознания, от нашей воли. Отрицание объектив­ности истины на практике ведет к вседозволенности, наси­лию, произволу при достижении своих интересов.

Из того, что истина объективна, не следует, что она на­ходится вне сознания. Истина находится в сознании, она субъек­тивна по форме: истину познают люди, выражающие ее в опре­деленных субъективных формах (понятиях, законах и т.д.)

Признание объективности истины есть признание существования объективной реальности и правильного ее отражения в сознании. Отрицание объективности истины ведет к агностицизму.

Во-вторых, истина- это процесс. Путь к ней начинается с чув­ственного отражения, переходя к абстрактному мышлению. В результате познание ближе подходит истине, ибо науч­ные абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее, чем чувственные образы.

Объективная истина не постигается сразу во всем объеме, наши знания постоянно углубляются, расширяют­ся, уточняются и, вместе с тем, всегда оказываются неза­вершенными в каком-то отношении.

Выражением данного противоречия выступает диа­лектика абсолютной и относительной истины.

Абсолютность и относительность - это характери­стики одной и той же объективной истины, выражающие различные степени точности и полноты знания.

Абсолютная истина - это полное, исчерпы­вающее, абсолютно достоверное знание об объективном мире, которое не может быть изменено в будущем. Термин «абсолютная истина» используется, во-первых, как гносео­логический идеал, т.е. абсолютное знание о мире в целом, хотя такое знание не может быть достигнуто.

Во-вторых, это то содержание относительных истин, которое сохраняется в процессе развития знания, это также окончательное знание о некоторых фактах действительности.

В-третьих, это не исчерпывающие, но неопровер­жимые результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов, принимающие вид констатации и описаний.

Относительная истина - это правильное, но неполное знание об объективной действительности. Она выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания.

Наше знание является одновременно абсолютным и относительным. Диалектика здесь такова, что в каждой на­учной истине, несмотря на ее относительность, есть эле­мент истины абсолютной.

Одностороннее преувеличение роли абсолютной истины есть догматизм, а относительной - релятивизм.

Истина одна,она носит объективный характер, аб­солютна и относительна одновременно, носит конкретный характер. Истина выражает не только результат отражения действительности в сознании человека, но и средство и способ реализации его целей.

Истина возникает и возможна только в неразрывной связи с практикой. На практике проверяется не только со­ответствие мысли предмету, т.е. истина, но и сам предмет, т.е. его соответствие понятию.

Практика - это материальная, предметная деятель­ность людей, направленная на преобразование природы и об­щества. Практика человека носит исторический характер, мно­гостороння и многогранна. В гносеологическом плане в прак­тике различают две стороны: а) объективную, которая заклю­чается в том, что взаимодействие человека и природы осущест­вляется на основе объективных законов; б) субъекгивную сто­рону, заключающуюся в том, что сознание человека влияет на его деятельность, не только отражает мир, но и творит его. Практика выступает как основа познания, цель познания и кри­терий истины. Она является критерием истины потому; что люди действуют в соответствии со знаниями, а результаты дея­тельности зависят от соответствия знаний предмету. Практика выступает как единство абсолютного и относительного.

Критерий практики определен и неопределен, по­скольку сама практика исторически ограничена, ее уровень зависит от многих причин, и в силу этого практика иногда не может подтвердить истинное знание. Поэтому в процес­се познания так важно выполнять требование известного принципа: единства теории и практики.

4. Методы и формы научного познания

На протяжении длительного пути познания челове­чество накопило большой опыт и выработало определен­ные методы познания и его формы.

Метод (metodos - греч. - путь к чему-либо) - это способ познания и практического преобразования действи­тельности, система регулятивных принципов познаватель­ной (преобразовательной) деятельности. Известный анг­лийский философ 18 в. Ф.Бэкон сравнивал метод со све­тильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Метод выступает в роли объединяющего начала практики и теории.

В зависимости от степени общности (распространен­ности на количество (объем) изучаемых явлений), а также от выполняемых функций выделяют три группы методов:

I. Всеобщие философские методы: диалектика и метафизика;

II. Общенаучные методы;

III. Методы частных наук (специальные методы).

Характеристику общефилософских методов студен­ты могут найти в лекции N10 данного пособия.

Общенаучные методы познания не связаны со спе­цификой конкретного исследования, они используются во всех науках: общественных, естественных, технических.

Процесс познания осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

Поэтому и выделяют: а) методы эмпирического уров­ня (этапа); б) методы теоретического познания.

С помощью методов эмпирического познания получают исходные данные, факти­ческий материал, осуществляют их первичную обработку.

К ним относятся: наблюдение; эксперимент (на­турный или модельный), предметный анализ и синтез, а также предметное обследование.

Для более глубокого, теоретического познания на теоретическом уровне (этапе) применяются теоретические (логические) методы. С их помощью ведется вторичная, абстрактно-логическая обработка материала.

К ним относятся: теоретические анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, мысленное моделирование, абстрагирование, формализация и др.

Методы частных наук (специфические методы) - это методы, которые разрабатываются той или иной частной наукой, например анкетирование в социологии, экономиче­ский эксперимент и др.

Все методы связаны между собой и отражают еди­ную систему методов научного исследования.

Познание существует с момента выделения челове­ка из природы, возникновения общества. Полученные зна­ния и процесс их добывания облечены в различные формы. Существуют разные подходы к вычленению форм. В настоящее время выделяют: обыден­но-практическое познание; игровое познание; мифологиче­ское познание; художественно-образное познание; фило­софское и религиозное познание, а также личностное по­знание.

Представляется, что процесс получения знания про­исходит в следующих формах:

- исходной формой является научный факт;

- из потребностей объяснения открытых фактов возника­ет необходимость постановки научной проблемы;

- на основе научных проблем формируется гипотеза, которая будучи обоснованной логически и доказанной экспериментально выступает как научная теория.

Так во взаимодействии всех форм и методов науч­ного познания, в единстве теории и практики осуществля­ется диалектический процесс познания и преобразования действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.