Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия права Г. Гегеля




 

Вершина классической немецкой философии – Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831); по существу, он является родоначальником философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» – одна из основных работ, в которой автор реализовал, применительно к праву, свою главную философскую концепцию – идеалистическую диалектику.

Как известно, Гегель подразделяет дух на три части: субъективный дух (антропология, философия духа и психология), объективный дух (право, моральность, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия).

Всю эту триаду пронизывает идея свободы. Под субъективным духом Гегель понимал свободу личности «в-себе», под объективным – свободу не только «в-себе», но и «для-себя», т.е. наличное бытие. И если свобода «в-себе» – лишь идея права, то свобода «в-себе и для-себя» – это правовая реальность как инобытие идеи права.

Поэтому Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью.

Само право, согласно триаде, существует в трёх ипостасях: идея права, которая проявляется как свобода воли; особое право – как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства; и позитивное право – как закон.

Предметом философского рассмотрения права Гегель считал только первую его ипостась, т.е. идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени.

Абстрактное право – это право свободной, правоспособной личности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право» абстрактного лица. На этой стадии ещё нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Личность реализует свою свободу в собственности, отношения по поводу которой ведут к дальнейшему развитию идеи права – договору. Однако множество отношений, случайность договорных связей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще – неправо. Зачастую люди неправо считают правом, ошибочно принимая за право то, что хотят получить. К основным формам неправа Гегель относит: непреднамеренное нарушение права, обман, преступление.

По мере развития права обнаруживается различие между абстрактным правом и субъективной волей, которое «снимается» в следующей ступени – моральности.

Моральность проявляется уже не в мыслях, а в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различить добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

Третья ступень развития идеи права – нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства. Это уровень развития свободы, ставшей природой (семьёй), формальной (гражданским обществом) общностью и, наконец, органической действительностью (государственным устройством).

В семье, считал Гегель, всё пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность движется на нравственном интересе.

Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности. Право в государстве может быть внутренним (конституция), внешним и всемирным. Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность.

Всю сферу права Гегель рассматривал сквозь призму свободы: право – это свобода, произвол – это «смешение свободы и несвободы», а закон – это разум и свобода. Любые проявления свободы (в том числе и право) имеют различную степень абстрактности, но в своей совокупности, посредством своего «снятия», дают возможность реализовать свободу как «благо в его определённой особенности». Именно во благе в итоге аккумулируется и воплощается любое проявление свободы – свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства.

Право и свобода у Гегеля неразрывны и зависят от устоев общества. Более того, именно право отражает состояние общества. Если общество нестабильно, то суровые наказания призваны укрепить его, а если экономически и политически благополучно, то оно снисходительно относится к правонарушениям. Отсюда следовал вывод: право необходимо рассматривать в развитии, во взаимосвязи с другими социальными феноменами, т.е. диалектически.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.