Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Внешние и внутренние факторы финансового благосостояния фирмы




Благополучие фирмы в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются так, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.

Анализ внешней среды служит инструментом. При помощи которого менеджеры контролируют внешние факторы с целью предвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиеся возможности. Изучение внешней среды позволяет фирме своевременно спрогнозировать появление рыночных опасностей, подготовить ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит компании достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Внешняя среда – это все те внешние факторы, которые влияют на деятельность фирмы и испытывают на себе ее воздействие. Это: географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социальные и др. факторы.

Основные факторы, оказывающие влияние на рыночную экономику России, на функционирующие в ней предпринимательские структуры: природные ресурсы России, трудовые ресурсы России (количество, демографическая ситуация, уровень образования, квалификация, культура), территория страны (размеры, региональные и национальные особенности), национальный менталитет (образ жизни, деятельность, психология, традиции, привычки населения), международные отношения, государственно-политическое устройство России, состояние правопорядка в стране, отношения собственности, степень монополизации экономики, состояние развития конкуренции, развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита), уровень экономического развития страны, инфляция, налогообложение, уровень, состояние социальной защищенности населения, конвертируемость рубля (параллельное обращение национальной валюты), технические и технологические факторы.

Различные опасности могут проявляться в разных областях внешнего окружения. Исследования этих сфер позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации. При анализе экономических факторов, характерных для России, рассматривают темпы инфляции, налги, характер и уровень занятости населения, платежеспособность предприятий-партнеров, состояние денежных расчетов и т.д.

При анализе политических факторов рассматривают состояние и динамику изменений законодательства, нормативных актов местных органов власти и центрального правительства, уровень развития правового регулирования экономики (антимонопольного законодательства, кредитную политику, ограничение на получение кредитов и наем рабочей силы и т.д.).

Изучение рыночных факторов позволяет руководству фирмы уточнить стратегию и укрепить ее позиции на рынке. Здесь исследуют изменение демографических условий, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, защищенность его правительством и пр.

Руководство фирмы призвано следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые могли бы представить осложнения для существования организации.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства фирмы за действиями соперников. В этой сфере выделяют 4 диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка реальных возможностей конкурентов, изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Учет социальных факторов внешней среды связан с изменяющимися общественными ценностями, отношениями, ожиданиями и нравами. В условиях экологической нестабильности в социальной среде зарождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для фирмы. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, она как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.

Рассмотрение международных факторов приобрело особо важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю.

Анализ внешней сферы, исследование рассмотренных ее сфер облегчает руководству фирмы подготовку ответов на следующие вопросы: какие изменения во внешнем окружении воздействуют на стратегию фирмы? Какие факторы представляют особую угрозу для текущей стратегии организации? Какие возможности представляют интерес для достижения общефирменных целей?

За системным рассмотрением в динамике важнейших аспектов внешней обстановки фирмы следует анализ ее собственных потенциалов, сильных и слабых сторон. Обладает ли фирма такими внутренними силами, чтобы эффективно воспользоваться возникающими возможностями, какие ее слабости, затруднения могут осложнить решение проблем, связанных с внешними опасностями. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Он основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленной задачи может быть простым или сложным. В обследование обычно входит изучение 5 функциональных зон: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организационная культура и имидж организации.

При анализе системы маркетинга выделяют 7 сегментов исследования:

· доля рынка и конкурентоспособность;

· разнообразие и качество ассортимента;

· рыночная демография;

· рыночные исследования и разработки (конъюнктурные исследования, разработка новых товаров и услуг, поиск новых рынков);

· предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;

· сбыт, реклама, продвижение товара;

· анализ прибыльности.

Финансовое состояние организации определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области. Анализ финансового состояния проводится методами финансовой ревизии.

Методика анализа производственного потенциала фирмы существенно отличается от обычной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это объясняется: направленностью на стратегическое управление, на развивающиеся рыночные отношения. Постоянное изучение производств имеет большое значение для своевременной адаптации внутренней структуры фирмы к изменениям во внешнем окружении и ее выживания в конкретной среде.

Решение многих проблем современной компании зависит от обеспеченности и производства и управления квалифицированными спецами.

Финансовое состояние фирмы зависит от общей культуры ее среды.

Эффективное управление и высокое качество команды может вывести предприятие из кризиса. Весь механизм управления фирмой должен быть лаконичным, но всеохватывающим; в него входит: система управления ассортиментом продукции, система управления издержками предприятия, система финансового и налогового планирования, маркетинговая система и др.

Направления повышения финансовой эффективности предприятия:

1. Использование быстро реализуемых резервов за счет рациональных управленческих решений («наведение порядка» и переход на технологию управления по результатам). Подобные изменения реализуются обычно за 2-4- месяца и способны дать до 20% прироста эффективности.

2. Структурные изменения за счет коренного усовершенствования ассортиментной политики (снижение доли низкорентабельной продукции) и технической политики (уменьшение удельного веса применения неэффективной техники и технологии). Реализуются эти меры за 5-8- месяцев и могут дать до 40% повышения эффективности.

3. Формирование инновационных процессов, включая создание и внедрение новых эффективных услуг, продуктов, технологий (в том числе технологий и систем стратегического управления изменениями), экономических механизмов и т.д. реализация этих изменений требует до 1 – 1,5 лет. Через год они могут дать 10-20% прироста эффективности, через 2 года – до 60-70%. В дальнейшем – до30% ежегодно в течение 2-3- лет.

Инновационный путь развития не является одноразовым мероприятием, способен обеспечить постоянный прирост экономических результатов и соответственно поддерживать конкурентоспособность фирмы. В реформировании предприятий с целью существенного повышения хозяйственных показателей заинтересованы:

· сами компании, т.к. улучшается их финансово-экономическое положение;

· федеральные и региональные власти (обеспечение прироста доходной части бюджета, повышение уровня жизни населения);

· территориальные агентства федерального управления по делам о несостоятельности и банкротстве;

· банки, инвестиционные фонды и другие инвесторы, поскольку снижается риск невозврата кредитов.

Финансовый успех фирмы во многом зависит от слаженной работы руководителя, главного бухгалтера, юриста. Данные бухгалтерского учета важны для принятия конструктивных управленческих решений. Бухгалтерский учет выступает регистратором производственных затрат по факту в соответствии с действующими положениями и инструкциями, в том числе установленными налоговыми службами. Отсюда основная цель российского бухгалтера – защитить предприятие от штрафов или минимизировать их.

Чтобы решить эти проблемы, понадобился механизм управления затратами. Необходим адекватный учет затрат в себестоимости продукции, чтобы создать логичную систему расчета себестоимости, нужно тщательно квалифицировать весь ассортимент, выпускаемый фирмой. Цель квалификации – обеспечить возможность управления ассортиментом. Затем необходимо создать аналогичное «дерево» затрат. Если разновидностей видов затрат на одном уровне окажется слишком много и они по абсолютным величинам между собой различаются в десятки раз, то учет затрат будет неэффективным. Поэтому их необходимо классифицировать так, как это удобно менеджеру или финансовому директору фирмы. Менеджер обязан изучить внешнюю ситуацию на рынке аналогичных товаров. Правильно оценивая перспективы на рынке то, что выпускает предприятие, какие затраты несет фирма при производстве того или иного товара, менеджер способен принимать решения, стоит ли ввести в производство новинку или модернизировать продукт или же вовсе отказаться от него в силу несостоятельности или неконкурентоспособности.

Чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятие вынуждено изменить механизм ценообразования, который строится на затратной основе (когда себестоимость служит основой для цены). Цена призвана определяться рынком на основе маркетинговой информации. Психология производства изменяется, когда отпускная цена и качество заданы извне, а не изнутри. Отсюда необходим переход от принципа минимизации издержек к принципу оптимизации затрат по всем производственным и коммерческим процессам при соблюдении заданной цены и качества.

Динамический метод учета затрат дает объективную методику оценки деятельности подразделений предприятия, открывает менеджеру возможность руководить экономикой и финансами предприятия, а не наблюдать за ними. Поэтому оправдано создание на предприятии службы контроллинга, которая будет не только вести управленческий учет, но и выполнять ревизионные функции.

Важно создать полноценную экономическую службу. Для этого целесообразно:

· сформировать спец. подразделение, которое будет разрабатывать и применять систему управленческого учета и динамического метода расчета себестоимости;

· обеспечить классификацию ассортимента и затрат в соответствии с основополагающими принципами, которые менеджер положил в основу своей работы;

· внедрить инспектирование всех производственных подразделений для определения структуры и механизма формирования затрат, а также оценки их целесообразности и обоснованности;

· создавать учетную аналитическую базу данных, в которой бы применялись отмеченные выше принципы, гарантировать ежемесячную информацию об эффективности работы подразделений и структуре себестоимости по ассортименту.

Наиважнейшая проблема российского бизнеса – неплатежи. Предприятия не могут получить деньги за отгруженный товар или оказанные услуги. Вопрос: откуда будет финансироваться зарплата работников, из каких средств платить налоги в бюджет и внебюджетные фонды?

Государство повышает налог, чтобы залатать дыры в бюджете, но собираемость налогов низкая, и подобными действиями государство продолжает ее снижать. «Налоговая система в ее нынешнем виде выступает главным препятствием на пути экономического роста» (проф. Э. И. Уткин). Налоги, которые платит честный бизнесмен, часто являются причиной нехватки собственных средств для расчетов с поставщиками, кредиторами. Государство, недобирая налоги в свой бюджет, наращивает внешний долг, само выступает «злостным» неплательщиком перед населением, предприятиями, работающими по гос. заказу.

Налоговые системы других стран складывались десятилетиями, веками. В России фискальные службы выполняют задачу тоталитарного государства – контролируют общество, тогда как в демократической стране общество контролирует государство. Проблемы сбора доходов стали основной причиной бюджетного кризиса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.