Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Оптимизация налогообложения




Для развития реального рынка и наведения порядка ценообразования России, необходима коренная перестройка существующей налоговой системы. В мировой науке обоснован верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский интерес к бизнесу. При этом либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое уклонение от уплаты налогов. Такой предел получил название кривой Лафера и составляет 30-35% предпринимательского дохода. А явление, при котором с увеличением налоговой ставки начинает падать относительная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов. Получено название эффекта Оливера-Танци.

Экономические реформы в РФ проводятся в условиях тяжелого системного кризиса. Политики, ученые, практики налоговой сферы столкнулись с проблемой дефицитного бюджета. Отсутствие необходимых бюджетных резервов, невозможность переноса сроков платежей из-за наличия непокрытых расходов вынудили строить налоговое законодательство с ориентацией на фискальную функцию налогов. Тяжесть налогового бремени для большинства российских предприятий оказалась непосильной. Взимаемые налоги, сборы, отчисления, другие обязательные платежи, включаемые в налоговую систему РФ, часто изымают у предприятий не только чистый доход, но и ресурсы простого воспроизводства. Это не только идет в ущерб налогоплательщику, но и подрывает материальную базу поступления налоговых платежей в будущем.

Но есть эффективные практические способы снижения налоговых платежей, которые можно разделить на законные и незаконные (стр. 53 уч.) Э.Уткина).

Можно уходить от уплаты налогов вполне законными путями. При разработке наиболее выгодного для фирмы варианта рационализации налогообложения целесообразно учитывать необходимость адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов, учета ужесточения налогового контроля. Оптимизация налогообложения может быть определена как сравнение различных вариантов деловой активности и использование ресурсов в целях определения наиболее низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Налоговая оптимизация основывается на изучении действующих законов и инструкций и на разъяснении налоговых законов, а также на анализе налоговой политики, проводимой правительством.

Процесс оптимизации обычно проходит ряд этапов:

1. Определение наиболее выгодного с налоговой точки зрения места нахождения организации, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений и т.д.

2. Выбор правовой формы организации, ее структуры с учетом специфики деятельности.

3. Наиболее эффективное использование возможностей налогового законодательства, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода и исчисления налоговых обязательств.

4. Выявление путей самого разумного использования оборотных средств, размещение полученной прибыли и других накоплений, определение оптимальных форм и методов самой рационализации.

Главная цель налоговой рационализации – расчет вариантов прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам деятельности применительно к конкретной сделке в зависимости от различных правовых форм ее реализации (это не минимально возможный уровень налогообложения, а разработка системы сбалансированных налоговых отчислений в связи с негласными нормативами налоговых платежей в бюджет по разным налогам. Иначе – налоговая проверка контролирующих органов).

Работа по рационализации налогообложения опирается на содружество бухгалтера, юриста и менеджера. В ее основе постоянный поиск оригинальных решений и новых схем работы компании, изучение спец. Литературы, анализ опыта других организаций и смежных сфер бизнеса. Менеджер обеспечивает информацию по предполагаемым результатам и условиям сделки. Юрист анализирует ситуацию с точки зрения правовой защищенности, готовит необходимые документы для ее использования. Бухгалтер рассматривает разные варианты финансовой структуры сделки, характер ее отражения в бухгалтерском учете на основе норм действующего налогового законодательства и правил бухгалтерского учета. Формируются возможные точки зрения процедуры варианта, производится расчет сумм платежей в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Для каждого налога или группы налогов имеются свои методы оптимизации. Так, для налога на прибыль: изменение или диверсификация вида деятельности сделки (в отчетности) открывает возможность использовать наименьшие налоговые ставки. Рационально увеличение затрат, включаемых в себестоимость производимой продукции (услуг). Возможно далее использование льгот, предоставляемых законодательством.

Для эффективных действий в сфере рационализации налогообложения нужно иметь:

· стандартные (типовые) формы оформления сделок, предусмотренных общим и специальным законодательством;

· полные тексты законодательных актов, типовых видов оформления сделок и регламентирующей документации или специальной информационной системы правовой поддержки с постоянным обновлением. Особенно важно тесное сотрудничество руководителей фирмы с бухгалтером.

Для обеспечения успеха необходимо изучение финансовой схемы сделки до осуществления физического движения товарно-материальных средств и отражения их в бухгалтерской отчетности.

Помимо знания хозяйственного законодательства и его взаимосвязей с налоговым следует учитывать регламентирующие акты, которые часто противоречат законодательству или ограничивают возможные варианты трактовки определенных видов деятельности.

Сущность сделки представлена в различных формах взаимоотношений между партнерами, закрепляемых в договоре. Предположим, что фирма выступает посредником между производителем и розничными покупателями. Она может заключить договор комиссии с заводом о помощи в реализации его продукции за определенный % от суммы выручки. Указанный договор - пример посреднической деятельности. Но фирма может заключить договор с заводом на проведение консультаций или информационного обслуживания, оплата которых устанавливается в % отношении к количеству товара и цене единицы его измерения (объему и реализации), будет более выгодным. Теперь компания уже не комиссионер. Поиск покупателей становится задачей второстепенной. В то же время, если договор на оказание маркетинговых услуг предусматривает фундаментальные научные и прогнозируемые исследования, то в соответствии с действующим положением это оплачивается предприятием за счет прибыли (сверх 10% от налогооблагаемой прибыли).

Не рекомендуется включать в договор о предоставлении маркетинговых услуг прямые рекламные услуги, поскольку затраты на рекламу сверх ограниченного нормативного уровня относятся на прибыль предприятия, остающуюся в его распоряжении после уплаты налогов. Работу надо сформулировать как «осуществление комплекса работ по продвижению на рынке товаров (услуг) заказчика», например:

· создание математической модели потенциального потребителя;

· выявление потенциальных секторов сбыта;

· проведение мероприятий, направленных на предварительный отбор потенциальных клиентов для разъяснения преимуществ приобретения конкретного вида товара у данного продавца;

· организация мероприятий, обеспечивающих наиболее выгодные условия реализации;

· передача образцов товара (результатов оказания услуг), предварительная демонстрация качеств и свойств товаров (услуг).

Следует предусматривать такие виды работ, которые относятся на себестоимость в соответствии с Положением о составе затрат.

Кроме материальных затрат, на себестоимость продукции ложатся и амортизационные отчисления. Нередко они также используются в качестве источника для обновления основных фондов. Для налоговой рационализации важна возможность ускоренной амортизации различного оборудования. Когда отчисления осуществляются по нормам выше обычных (но не более, чем в 2 раза), это выступает важным финансовым фактором. Нормы ускоренной амортизации используются, когда организация зарегистрирована как предприятие малого бизнеса; когда срок службы объекта учета превышает срок его рационального использования и морального устаревания; когда использование связано с частичным или полным повреждением при нецелесообразности восстановления.

Ускоренная амортизация не применяется для машин, оборудования, транспортных средств, срок службы которых не превышает 3 лет; подвижного состава автомобильного транспорта, по которому нормы амортизации установлены в от стоимости автомашины (на 100 км ее фактического пробега); оборудования самолетно-моторного парка, нормативный срок службы которого определяется количеством часов работы самолетов и вертолетов; уникального оборудования, применяемого лишь при определенных видах испытаний и производстве ограниченного вида продукции.

Для вновь создаваемой организации или при изменении уставного капитала в качестве взноса в уставной фонд разрешается внести имеющееся оборудование оценив его в установленном порядке. Средства, получаемые в результате применения ускоренной амортизации, используются для замены и модернизации устаревшего оборудования, для увеличения выпуска продукции или оказания услуг на основе новейших технологий и методов управления.

Сумма износа основных средств по установленным нормам амортизационных отчислений относится в кредит счета 02 «Износ основных средств» и в дебет одного из счетов учета затрат на производство: счета 25 «Общепроизводственные расходы» – по основным средствам производственного назначения, счета 26 «Общехозяйственные расходы» – по основным средствам общехозяйственного и управленческого назначения с последующим списанием этих сумм по кредиту указанных счетов в корреспонденции с дебетом счета 02 «Основное производство». Начисление износа вместе с начислением амортизации проходит по одной бухгалтерской проводке. Амортизационный фонд, его формирование и применение учитываются оперативно, не находят отражения на счетах бухгалтерского счета.

Весьма эффективна разработка планов совершенствования технологии и организации производства, повышения качества и надежности продукции. Нужно иметь подписанные руководителем формы планов, а мероприятия в них вносить можно по мере необходимости в связи с тем или иным видом материальных затрат. Расходы относятся на себестоимость после отпуска в производство. Возможно и другое. Владелец частного предприятия регистрируется в качестве предпринимателя без образования юридического лица и из оборотных средств своего предприятия закупает сам у себя партию сырья для производства товаров народного потребления. Деньги переводятся на лицевой счет, сырье оприходуется, после чего списывается как пришедшее в негодность.

Льготы по налогам имеют особое значение в российских условиях. Льготы в основном зависят от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Из 32% налога на прибыль только 10 идет в федеральный бюджет, 22% - в местный. Чтобы эффективно применять льготы, предоставленные законодательством, нужно создать картотеку, где фиксируются федеральные и местные налоговые льготы,

которая должна постоянно уточняться и пополняться.

Льготы для каждого предприятия индивидуальны и зависят от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Наиболее эффективно применение льгот не в чистом виде, а в сочетании с другими приемами, организационными, финансовыми, бухгалтерскими. (стр. 61 уч. Э.Уткина).

На сегодняшний день в налоговых законах имеются лишь некоторые косвенные положения. Которые можно рассматривать в качестве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и испытывающим финансовые трудности:

1. Разрешение исчислять сумму причитающихся к уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль исходя из фактических цен реализации в случае невозможности реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости. Это обложение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, продукция не приносит достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюджетом. В мировой налоговой практике такое положение является совершенно естественным и не рассматривается как льгота, поскольку налогообложению подвергается реальный оборот (реальная прибыль и реальная величина добавленной стоимости). Однако российские законы рассматривают продажу продукции по ценам ниже себестоимости как фиктивную операцию, преследующую цель уклонение от уплаты налогов. Поэтому в случае, если цена реализации оказывается ниже себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на данный или аналогичный вид продукции, но не ниже ее себестоимости.

2. Разрешение направлять на покрытие убытка (в течение 5 лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при условии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали величину налогооблагаемой прибыли более чем на 50%. Кроме того, предварительным условием для применения такого рода льгот является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятия резервов.

3. Освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвестиционных конкурсов.

Для выхода из финансового кризиса многим предприятиям нужно менять организацию производства, обновлять технику и технологию, т.е. осуществлять инвестиции в свою компанию.

Одним из инструментов способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система налоговых льгот. Сегодня льготы, предоставляемые инвесторам налоговым законодательством, включают в себя:

1. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предприятий, учреждений, организаций, ввозящих на территорию РФ оборудование, машины, механизмы (кроме подакцизных), предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам и прошедшие регистрацию в установленном порядке.

2. Освобождение от всех видов налогов:

- средств, полученных приватизированных предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов /торгов/; денежных ресурсов, выделяемых органами власти субъектов РФ для кредитования процесса приватизации и после приватизационной поддержки предприятий;

- средств, предоставляемых РФ в форме иностранной технической помощи и иностранных кредитов в целях поддержки осуществляемых реформ.

 

3. Освобождение специализированных инвестиционных фондов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, выплачиваемого при регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг.

При всей важности вышеперечисленных налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не является значительным. Прежде всего, эти льготы не столько усиливают заинтересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средства. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции компаний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать полученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестирования. По существу льготы по средствам, переданным ему в результате глубокой деформации самого налогового законодательства. Последний рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыть и добавленную стоимость, а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами. Что же касается средств /в т.ч. и инвестиций/, полученных вне приватизации и участия в инвестиционных конкурсах, то они облагаются налогом у получателя на общих основаниях.

Реальная налоговая льгота для инвесторов должна бы заключаться в полном освобождении от налогов всех их инвестиций, осуществляемых в приватизированные предприятия. По ранее приватизированным и вновь создаваемым на акционерной основе предприятиям льгота по налогу на добавленную стоимость, применяемая к взносам в уставные капиталы, должна сохраняться, а в части льготы по налогу на прибыль целесообразно внести следующие дополнения:

- распространить льготу, предоставляемую для финансирования капитальных вложений на любые операции, относящиеся к долгосрочным финансовым вложениям;

- выделить в отдельную строку льготных расходов суммы, направленные на инвестирование, и вывести их из перечня расходов, общая величина которых по действующему законодательству не может превышать 50% облагаемой прибыли. Таким образом, льгота по налогу на прибыль в части инвестиций будет иметь собственный предел /50% облагаемой прибыли/ без учета других расходов, подпадающих под ограниченное льготное налогообложение.

Среди причин, препятствующих иностранным инвестициям, характерны нестабильность и неопределенность в законодательстве, огромные и непредсказуемые изменения в налогообложении. В целях привлечения иностранных инвесторов правительство РФ предусматривает следующие меры:

- ряд налоговых льгот на прибыль; освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении курсовых изменений;

- введение пятилетней отсрочки для применения положений новых российских законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;

- освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождения от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства;

- замена налогов, сборов и обязательных платежей, распределением производственной продукцией между инвестором и РФ, субъектами РФ;

- определение основ хоздеятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства.

Важным условием привлечения иностранных инвесторов является решение вопроса о собственности на землю.

Благодаря профессиональной налоговой оптимизации можно законными методами экономить немалые денежные средства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.