Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок осуществления безналичных расчетов




Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь

 

Валютное регулирование - деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Валютно-правовое регулирование осуществляется на двух уровнях:

1. Нормативном – осуществляется разработка, утверждение, реализация и контроль за выполнением норм, объектом которых являются отношения, связанные с движением валютных ценностей;

2. Индивидуальном – заключается в применении норм валютного законодательства к конкретным валютным отношениям.

Систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь определяет Президент Республики Беларусь, который принимает и иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.

Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции (ст. 21 Закона о валютном регулировании и контроле):

1. Устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

2. Создает золотовалютные резервы и управляет ими;

3. Регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

4. Устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

5. Устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

6. Устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

7. Устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

8. Устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой, а также порядок лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой;

9. Устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

10. Устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;

11. Определяет в соответствии с валютным законодательством функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

12. Привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

13. Выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательством;

14. В случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

15. Осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.

Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции (ст. 22 Закона о валютном регулировании и контроле):

1. Принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

2. Осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.

Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1. Определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

2. Обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

3. Предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;

4. Проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

5. Анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст. 24 Закона о валютном регулировании и контроле).

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Комитет государственного контроля как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные законодательством.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

1. Проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

2. Осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

3. Получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

4. Приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;

5. Применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;

6. Осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций, осуществляет Комитет государственного контроля.

Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, валютный контроль за деятельностью которых входит в компетенцию этих органов.

Орган валютного контроля, получивший документально подтвержденную информацию о нарушении валютного законодательства резидентом или нерезидентом, валютный контроль за деятельностью которого не входит в компетенцию этого органа, обязан передать указанные документы соответствующему органу валютного контроля.

Органы валютного контроля осуществляют передачу Комитету государственного контроля информации, необходимой ему для осуществления валютного контроля, в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством.

Проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля подлежат предварительному согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком и Комитетом государственного контроля.

Помимо органов валютного контроля законодательство предусматривает систему агентов валютного контроля.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются (если иное не определено Президентом Республики Беларусь):

1. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

2. Областные (Минский городской) исполнительные комитеты;

3. Таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (ст. 26 Закона о валютном регулировании и контроле).

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:

- осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

- принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

- представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

- осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

- осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

- получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

- приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;

- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

- если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

- если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено;

- если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь;

- в иных случаях, установленных законодательством.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.

Таможни как агенты валютного контроля:

- производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

- контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

- осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

- осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.


Тема 13. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег

 

Денежная система – это урегулированная правовыми нормами совокупность форм и методов организации денежного обращения в Республике Беларусь.

Элементный состав денежной системы в экономической и правовой литературе рассматривается соответственно в широком и узком значениях.

С экономической точки зрения денежная система состоит из следующих элементов:

1. Название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;

2. Масштаб цен;

3. Виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;

4. Порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращении;

5. Методы регулирования денежного обращения;

6. Организацию денежного обращения в стране.

В юридической литературе выделяют следующие элементы денежной системы:

1. Официальная денежная единица;

2. Эмиссия денежных средств;

3. Организация наличного денежного обращения.

4. Организация и регулирование денежного обращения.

Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеспособности государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики.

Особая роль в осуществлении денежно-кредитной политики на территории Беларуси принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Статья 136 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение; определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Дальнейшая конкретизация задач и полномочий Национального банка нашла свое отражение в Банковском кодексе Республики Беларусь.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части.

В соответствии со ст. 11 Банковского кодекса Республики Беларусь официальной денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль. Национальный банк определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями.

Эмиссия денег – это процесс выпуска денег в обращение, приводящий к увеличению денежной массы, регулируемый центральным банком страны.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег.

Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет. Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических и юридических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей своей деятельности.

Эмиссия безналичных денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет устанавливаются и регулируются исключительно Национальным банком в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за приобретаемые товары, оказанные работы (услуги); во втором случае происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банке и зачисление их на банковский счет другому субъекту.

 

 

 

В соответствии со ст. 231 Банковского кодекса, под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.

Можно выделить следующие принципы правового регулирования безналичных расчетов:

- безналичные расчеты по общему правилу осуществляются через банк за счет остатков денежных средств на банковских счетах;

- банки не вправе отказывать клиентам в совершении операций, которые предусмотрены для счетов данного вида законодательством, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета;

- списание средств со счета осуществляется банком по распоряжению клиента (без распоряжения клиента списание средств осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательством);

- банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и договором;

- при осуществлении безналичных расчетов банк не становится стороной в обязательстве, по которому осуществляются расчеты, поэтому он отвечает лишь за исполнение своих обязанностей по договору банковского счета;

- безналичные расчеты осуществляются на основании пла­тежных инструкций установленной формы.

Расчеты в безналичной форме регламентируютсяглавой 24 Банковского кодекса проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.

1. Банковский перевод – последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежной инструкции, на основании которой один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежной инструкции – бенефициара.Банковский перевод проводится на основании платежных инструкций, также на основании договора между банком и клиентом, содержащего сведения, необходимые для осуществления банковского перевода.

Платежные инструкции могут быть выданы посредством:

- представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения);

- использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов);

- представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Национальным банком.

Осуществление банковских переводов регламентируется Инструкцией о банковском переводе (утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 23.03.2001г. № 66 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция № 66).

Основные банковские переводы делятся на два вида:

1) кредитовые переводы – банковские переводы, осуществляемые по инициативе плательщика. Данные переводы осуществляются посредством платежного поручения или платежного требования – поручения.

Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

2) дебетовые переводы – банковские переводы, осуществляемые по инициативе бенефициара. Данные переводы осуществляются посредством платежных требований или чеков.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя осуществить платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В качестве платежного инструмента для осуществления банковского перевода, наряду с чеком может использоваться банковская пластиковая карточка. Банковская пластиковая карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Операции по банковским карточкам регламентируются Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками (утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.04.2004г. № 74 (с изменениями и дополнениями).

2. Аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива.

Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя. Аккредитив представляет собой самостоятельное обязательство по отношению к обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи или иного договора, в котором предусмотрена эта форма расчетов. Для банков условия таких договоров не являются обязательными.

Аккредитив считается внутренним, если в качестве банка-эмитента и бенефициара выступают резиденты. Особенности исполнения внутренних аккредитивов определяются Национальным банком, в частности Инструкцией о порядке совершения банковских документарных операций (утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 23.03.2001 г. № 67 (с изменениями и дополнениями).

Аккредитив считается международным, если одна из сторон, участвующих в расчетах по аккредитиву, является нерезидентом. При осуществлении операций по международным аккредитивам стороны руководствуются нормами международных договоров, международными правилами и обычаями в сфере аккредитивов, а также нормами применимого к международным аккредитивам права.

3. Инкассо - осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях.

Инкассо осуществляется банком (банком-ремитентом) по поручению клиента (принципала) или от своего имени. В осуществлении операций по инкассо помимо банка-ремитента может участвовать любой иной банк (инкассирующий). Банк, представляющий документы плательщику, является представляющим банком.

Под финансовыми документами понимаются векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы, выписанные в целях исполнения обязательств в денежной форме.

Под коммерческими документами понимаются транспортные документы, счета, товарораспорядительные и иные документы, не являющиеся финансовыми.

Представляющий банк вправе списать средства со счета плательщика с условием передачи документов, либо с согласия плательщика (акцептная форма), либо самостоятельно (безакцептная форма). Условия, при которых допускается безакцептная форма инкассо, а также применяются различные формы акцепта (предварительный акцепт либо последующий акцепт), определяются законодательством Республики Беларусь, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка, а также соглашениями плательщика и представляющего банка.

Отдельные виды инкассо, основанные на налоговых, бюджетных, административных и других отношениях, регулируются Банковским кодексом, если иное не предусмотрено специальным законодательством Республики Беларусь.

Особенности обращения документов и отдельных видов инкассо определяются нормативными правовыми актами Национального банка.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.