Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 16. Внешнеторговая политика. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России




Внешнеторговая политика. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России. Основные элементы системы государственного регулирования внешней торговли. Методы (средства) государственного регулирования внешней торговли. Взаимоотношения России с ВТО.

1. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Для формирования эффективного государственного регулирования ВЭД необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.

Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом. Кроме того, ВТП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. Существующий у государства обширный арсенал инструментов ВТП позволяет ему оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития отечественной экономики.

Центральное место во ВТП уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников ВЭД, с тем чтобы оно отвечало общенациональным интересам. Государство при осуществлении регулирования ВЭД не может исходить из индивидуальной или групповой позиции отдельных хозяйствующих субъектов. Задача государственного регулирования - это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами участников ВЭД.

Главная задача государства в современных условиях - выработка ВТП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Накопление опыта в процессе формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности позволило обобщить практику в этой области и, с учетом мирового опыта, подготовить Закон "0 государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, вступивший в силу в полном объеме с 1 июня 1996 г. Этот Закон содержит основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности:

1) преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается вся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны. В то же время для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью иных (т.е. экономических) методов невозможно достигнуть поставленных целей. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

Использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования ВЭД. В частности, в России декларировано установление таких инструментов в качестве временных; предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и возможность изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

По мере укрепления рыночных отношений основными субъектами ВЭД должны стать самостоятельные предприятия любых форм собственности, действующие в рамках закона под свою ответственность. Главная же задача государства - всемерное содействие и облегчение ВЭД этих субъектов. Без мощной поддержки государства - торгово-политической, кредитно-финансовой, налоговых и иных льгот - молодым, начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление - содействие и поддержка - должно стать главным в деятельности государственных органов при усовершенствовании регулирования ВЭД;

2) изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;

3) четкое разделение функций осуществления ВТП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами. Действие системы внешнеэкономического регулирования, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой. Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации. В соответствии с Законом разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

4) внешнеторговая политика является составной частью внешней политики Российской Федерации. Она подчинена требованиям внешней политики государства и не может входить в противоречие с ней. Поэтому конкретные решения в области внешнеторговой политики должны в полной мере согласовываться с политикой внешней. Если, скажем, Россия присоединяется к международным санкциям в отношении какого-либо государства, это должно находить отражение и в прекращении внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они не являлись. Поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики;

5) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в интересах реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Экспортный контроль находится в компетенции федеральных властей и определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее экономических, политических и военных интересов. Перечни товаров, подлежащих экспортному контролю, утверждаются Президентом РФ;

6) на всей территории Российской Федерации действует единый таможенный режим; по отношению ко всем ввозимым на нее и вывозимым с нее товарам применяются единые таможенные правила.

В соответствии с Законом таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, политика в области сертификации товаров, установление стандартов и принципов безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и т.д. находится в компетенции федеральных властей, которые устанавливают единые правила и нормы на всей территории Российской Федерации. Отметим, что принцип единства таможенной территории зафиксирован также и в Таможенном кодексе РФ;

7) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников внешнеторговых операций противоречит Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

8) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях. В том случае, если интересы участников внешней торговли пострадали в результате участия России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Закона). Закон предусматривает, что для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Россия может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер;

9) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами РФ правил участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. Следует подчеркнуть, что на внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в первой части Гражданского кодекса: равенство участников регулируемых кодексом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Важным принципом регулирования внешнеторговой деятельности является зафиксированное в Законе содействие развитию этой деятельности и ее стимулирование. Это содействие осуществляется, в частности, путем разработки и реализации федеральных программ развития внешнеторговой деятельности.

 

Правительство Российской Федерации ежегодно разрабатывает и представляет такую программу на утверждение в Федеральное Собрание РФ одновременно с проектом Федерального бюджета.

В Федеральной программе содержится:

  • прогноз торгового баланса, как составная часть платежного баланса Российской Федерации;
  • оценка современного состояния и проблем торгово-экономических отношений России с другими государствами;
  • план внешних заимствований Российской Федерации с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов;
  • план экспортных кредитов, предоставленных с использованием средств федерального бюджета или под гарантии правительства РФ;
  • план обслуживания внешнего долга России;
  • план поступлений от обслуживания долгов других государств Российской Федерации;
  • перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, принимаемых или намечаемых в соответствующем году, ставки пошлин таможенного тарифа и правил их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, а также перечень мер по защите внутреннего рынка и валютного регулирования;
  • перечень мер стимулирования промышленного экспорта на соответствующий период и др.

В настоящее время требования Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, содействии и стимулировании ее реализуется еще не в полной мере.

 

Первоочередными целями современной ВТП России являются:

  • обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными корпорациями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
  • достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль здесь играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
  • долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;
  • формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

Мировой опыт использования ВЭД для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели ВТП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭД СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам. Для России это имеет особую важность, так как только через развитие экспорта возможно положительное сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и тем самым решение проблем погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля.

Основные элементы системы государственного регулирования внешней торговли

 

1. Таможенное регулирование и таможенный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности

Ввоз и вывоз товаров является объектом государственного регулирования ВЭД и таможенного контроля. Национальная территория объявляется таможенной территорией государства, она окружается таможенной границей. Государство устанавливает процедуры, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы. Товар, перевозимый через таможенную границу, должен быть обязательно оформлен на таможне. Участники внешнеэкономической деятельности, перемещая через таможенную границу Российской Федерации товары, представляют на таможнях базовый документ, введенный ГТК РФ - грузовую таможенную декларацию (ГТД). Она воспроизводит по существу так называемый Единый административный документ (ЕАД), применяемый для этих целей в ЕС и ЕАСТ.

В январе 1991 г. состоялся переход на использование во внешней торговле России Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности представляет собой многоцелевой классификатор товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. ТН ВЭД разработана на базе: Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и комбинированной номенклатуры Европейского Экономического Сообщества. Применение этих документов необходимо для интегрирования нашей страны в мировую систему внешнеэкономических связей.

Международная Конвенция Гармонизированной системы описания и кодирования товаров была подписана 52 странами (63 со странами ЕЭС, т.к ЕЭС - единый субъект международного права) на момент ее вступления в силу 01.01.88 года. С 01.01.97 года Российская Федерация является полноправным членом ГС. Классификационная структура ТН ВЭД в соответствии Гармонизированной Системой кодирования и описания товаров выгладит следующим образом:

Уровень Код Кол-во

классификации

разделы римские цифры 21

группы товаров 2 знака 97

товарные позиции 4 знака 1241

субпозиции 6 знаков 5019

полсубпозиции 9 знаков 9506

ТН ВЭД определяется Правительством Российской Федерации на основании систем классификации товаров, принятых в мировой практике. Исходя из чего, в нашей стране применяется девятизначный ТН ВЭД, который состоит из следующих элементов:

· первые 6 цифр означают код товара по Гармонизированной Системе,

· те же 6 цифр плюс седьмая и восьмая цифры образуют код по Комбинированной номенклатуре Европейского Союза (КН ЕЭС),

· девятая цифра предназначена для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов нашей страны.

Рассмотренная выше ТН ВЭД применяется с целью конкретизации ставки ввозной таможенной пошлины в отношении импортируемого товара.

 

2.2.Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД

Составной частью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выступает валютное регулирование и валютный контроль. Развитие валютного регулирования в России шло в направлении поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм. Изменения в области валютного регулирования РФ подготавливали почву для превращения рубля в конвертируемую валюту.

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России с зарубежными странами, порядок и сферы применения иностранных валют российскими предприятиями, организациями и гражданами регулируются на основе принятого Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3615-1 законом Российской Федерации "0 валютном регулировании и валютном контроле".

3. Государственное регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями на территории России

В соответствии с "Законом об иностранных инвестициях в РСФСР" предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены действующим законодательством. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации допускает создание коммерческих организаций в форме хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества создаются в форме открытых или закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

В соответствии с "Законом об иностранных инвестициях в РСФСР" и Законом РСФСР "0б охране окружающей среды" созданию и регистрации предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства - реконструкцией, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на природную среду, должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.

Особые условия существуют для деятельности иностранных инвесторов в сфере страхования, торговли ценными бумагами и в банковской сфере. Для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).

Создание и деятельность банков с участием иностранных инвестиций регулируется Законом РФ "О банках и банковской деятельности" и нормативными актами "Центрального Банка России о порядке регистрации, лицензирования и деятельности коммерческих банков на территории России.

Методы (средства) государственного регулирования внешней торговли

1. Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными средствами, в том числе посредством нетарифного регулирования. Для регулирования экспорта и импорта отдельных товаров применяются такие меры, как количественные ограничения (квоты), разрешительный порядок ввоза и вывоза (лицензирование), ограничение числа предприятий, имеющих право заключать сделки на внешнем рынке (регистрация спецэкспортеров). Предусмотрена также возможность введения государственной монополии на торговлю отдельными видами продукции. В этом случае устанавливается особый порядок выдачи лицензий на экспортно-импортные операции исключительно государственным предприятиям.

Остановимся сначала на регулировании ВЭД в целях поддержания рыночного равновесия. Раскрывая механизм действия названных инструментов нетарифного регулирования, нужно определить: что понимается под понятием квотирование и лицензирование? Внешнеторговая квота - это количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее. Лицензирование предполагает практику, предписывающую получать в качестве предварительного условия для импорта и экспорта разрешение, которое не предоставляется свободно или автоматически.

Квотирование и лицензирование внешней торговли может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.) и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.

Квотирование и лицензирование являются методами количественных ограничений экспорта и импорта, которые могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

· обеспечения Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

· защиты внутреннего рынка Российской Федерации в связи с нанесением ущерба или наличием угрозы причинения ущерба производителям товара или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации. При этом Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально публикуются не позднее чем за 3 месяца до введения этих ограничений в действие.

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.

Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.

Однако импортная, квота может быть полезна лишь при наличии свободной конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизирующее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены в условиях искусственно созданного дефицита на данную продукцию. Это одна из причин, по которым квотирование импорта сегодня в России применяется мало.

Внести конкуренцию в распространение квот позволяют конкурсы и аукционы.

В заключение имеет смысл отметить такой метод нетарифного регулирования ВЭД как сертификация товаров. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом закон запрещает ввоз товаров, не соответствующих стандартам и требованиям, не имеющим сертификата, маркировки или знака соответствия, если они запрещены к использованию как опасные потребительские товары.


2.Таможенно-тарифные методы регулирования экспортных операций


Классическим инструментом государственного регулирования ВЭД является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Одним из видов таможенного тарифа являются экспортные пошлины.

В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы). Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары.

Вторая методика основывается на следующем: пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. В результате чего, такая пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия).

Наряду с двумя упомянутыми методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной).

Указанные пошлины, с учетом их устанавливающих методик нашли свое отражение в ст.4 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". При этом законом провозглашается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.

Цель экспортной пошлины - обеспечить или увеличить дополнительное количество валюты для пополнения государственной казны. Специфика экспортной пошлины заключается в удорожании стоимости товара на мировом рынке, где конкуренция может быть значительной. Как правило экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в случаях, когда государство стремится ограничить вывоз такого товара. С другой стороны применение экспортных пошлин вызвано в связи с ограничением поставок на мировой рынок сырьевых товаров, по которым государство обладает монопольным природным преимуществом, что влечет за собой увеличение цен на такие товары и повышение доходов в бюджете государства и прибыли национальных производителей.

 


Взаимоотношения России с ВТО как необходимый
элемент регулирования современной международной торговли

Выход России на мировые рынки неизбежно должен привести к реструктуризации экономики многих государств, и они, естественно, всеми силами защищаются, не отвечая взаимностью на соответствующую открытость нашего рынка.

Заметим, что успешность и быстрота радикальной перестройки экономики ФРГ, Японии, Тайваня, Республики Кореи, Гонконга, Сингапура и ряда стран Латинской Америки во многом была обусловлена покровительственной политикой государства в отношении национального капитала.

По оценкам западных экспертов, протекционистскими барьерами прямо или косвенно "зарегулировано" ныне около половины объема всей мировой торговли. В части продукции машиностроения, такие регуляторы применяются в отношении потребительской электроники, станков, легковых автомобилей, космических услуг и т.п. Отнюдь не всегда быстрая либерализация торгово-политического режима соответствует потребностям экономики той или иной страны, особенно находящейся в процессе коренной перестройки как Россия.

Тем не менее, присоединение России к ВТО будет способствовать созданию условий предсказуемости доступа на внешние рынки, устранению торговой дискриминации и применению общепринятой правовой базы для защиты интересов российских экспортеров за рубежом. Речь идет прежде всего о товарах, которые подвергаются в настоящее время обвинению в демпинге вследствие отличающегося от общепринятого в рамках ВТО подхода к России при антидемпинговых расследованиях.

В этом плане Россия запоздала в их разработке и применении для защиты своего рынка. Хотя все процедуры, разрешаемые Всемирной торговой организацией -антидемпинговые, компенсационные пошлины и другие подобные меры носят ответный характер. Запад до сих пор не признает Россию страной с рыночной экономикой. В результате какое-либо нарушение со стороны любой российской фирмы на европейском или американском рынках влечет за собой санкции против всех отечественных компаний.

Разрешить все эти проблемы Россия может только вступив в ВТО и усовершенствовав свой механизм государственного регулирования ВЭД на принципах этой авторитетной международной организации.

Основанием для создания Всемирной Торговой организации явилось стремление стран - членов ВТО развивать международную торговлю и свой экономический потенциал путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеторговой деятельности. Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм: недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, то есть равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю; использованием преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер; прогрессивным снижением таможенных тарифов в ходе периодически проводимых многосторонних переговоров и их юридически оформляемым "закреплением" на согласительном уровне; взаимностью в предоставлении торгово-политических уступок; разрешением торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон системы ВТО. Принципы мировой торговли в рамках ВТО позволяют достигнуть того, что средние тарифы на импортируемые промышленные товары сократятся в развитых странах с 6.3% до 3.9%. Взаимной "увязке" подвергнется 83% импортных тарифов на промышленные товары и 100% на сельскохозяйственные. Ежегодный доход среднестатистического жителя развитых стран в результате либерализации мировой торговли к 2000 году возрастет на 40 центов, в развивающихся странах - на 5 центов, но у каждого африканца сократится на 1 цент.

Первоначально членами ВТО являлись 76 государств, еще 50 стран находятся на различных стадиях осуществления внутренних ратификационных процедур вступления. На сегодняшний день общее число стран-членов ВТО составляет 128. Основными функциями ВТО являются:

1. Осуществление контроля за внедрением и соблюдением многосторонних общих и секторальных торговых соглашений, которые в своей основе образуют правовую среду деятельности ВТО. Основной набор соглашений содержит около 30 отдельных правовых актов, регламентирующих внешнеэкономические операции, а также такие вопросы, как порядок определения страны происхождения товара, процедура проведения государственных закупок и другие. К данному списку прилагается более 25 дополнительных деклараций, решений и договоренностей, которые устанавливают специфические обязательства и условия для стран-членов ВТО;

2. Обеспечение нахождения путей решения торговых споров, возникающих между странами-членами организации;

3. Подготовка детальных обзоров национальной торговой политики государств-членов организации;

4. Сотрудничество с другими международными организациями, вовлеченными в разработку экономической политики.

Высшим руководящим органом ВТО является конференция на уровне министров стран-членов, проводимая не реже 1 раза в 2 года и правомочная решать все вопросы в области многостороннего регулирования внешнеторговой сферы. Повседневное руководство работой ВТО осуществляется Генеральным Советом, Органом по регулированию споров и Органом по обзору торговой политики, в компетенции которого находятся соответствующие сферы деятельности организации. Генеральный Совет включает в себя Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, компетенция и сферы деятельности которых определены документами Уругвайского раунда многосторонних переговоров. В частности, Совет по торговле товарами несет ответственность за реализацией всех соглашений по торговле товарами стран-членов ВТО.

В структуру ВТО также входят, помимо указанных органов, комитет по торговле и развитию, комитет по платежным балансам и комитет по бюджетно-финансовым и административным вопросам, которые подотчетны Генеральному Совету ВТО. В свою очередь Комитет по торговле и развитию занимается вопросами развивающихся стран, а также наименее развитых стран, в сфере внешней торговли; Комитет по платежным балансам организует консультации стран-членов ВТО с теми государствами, которые ввели ограничения на импорт товаров с целью сбалансировки своего платежного баланса. Комитет по бюджетно-финансовым и административным вопросам контролирует финансовое состояние ВТО и ее бюджет.

В последнее время приобрело свою актуальность создание еще одного органа, входящего в состав Генерального Совета ВТО, а именно Комитета по торговле и окружающей среде, который был создан на Министерской Конференции стран-членов ВТО в Сингапуре.

Секретариат ВТО выполняет техническое обеспечение управленческих структур во главе с генеральным секретарем Ренато Руджеро и 4 его заместителями, а именно: организация деятельности структурных элементов управленческого механизма ВТО, оказание технического содействия развивающимся и наименее развитым странам, осуществление анализа торговой политики стран-членов ВТО, содействие в разрешении возникающих споров в торговой сфере (буквальное и доктринальное толкование положений правил и процедур организации), проведение переговоров с государствами, желающими вступить в ВТО, и предоставление им необходимых консультационных услуг.

Годовой бюджет ВТО составляет около 83 миллионов долларов США (105 миллионов швейцарских франков), который формируется за счет взносов стран-членов ВТО, размер которых зависит от их доли в мировой торговле. Основными плательщиками в бюджет ВТО являются Европейский Союз, США, Япония, Канада и другие индустриальные государства.

Процедура принятия решений странами-членами ВТО лежит в основе консенсуса (единогласия). В случае невозможности достижения единогласия, то Соглашением об учреждении ВТО предусмотрена возможность утверждения решений большинством голосов стран-членов, исходя из того, что каждая страна-член организации имеет только один голос. Уровень квалификационного большинства колеблется от 3/4 до 2/3 количества стран-членов в зависимости от статуса рассматриваемого вопроса. Заявки отдельных стран на утверждение вводимых ими защитных мер, предусматривающих временное отступление от действующих норм ВТО требуют поддержки 3/4 государств-членов ВТО.

Система урегулирования споров между странами-членами ВТО представлена специальным органом по урегулированию споров, обладающим монопольным правом учреждать арбитражные группы, утверждать решения этих групп и апелляций по их решениям, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, а также применять принудительные меры в случае их не выполнения. Урегулирование споров осуществляется на основе определенных принципов, одним из которых является принцип вынесения предмета спора на рассмотрение Органа по урегулированию споров после проведения двусторонних консультаций, которые не привели к разрешению спора; также существует принцип обращения спорящих сторон к Генеральному Секретарю ВТО или специальному уполномоченному лицу организации с просьбой выступить в качестве посредника в разрешении спорного вопроса. При этом, если в течение 60 дней рассмотренные пути решения не привели к разрешению спора, то стороны имеют материальное право обратиться в Орган по урегулированию споров при помощи третейской группы, рассматривающей все аспекты спорного правоотношения в течение от 6 до 9 месяцев с последующей передачей подготовленных рекомендаций по разрешению спорного правоотношения в Орган по урегулированию споров. Орган по урегулированию споров рассматривает указанные рекомендации и принимает решение. При этом виновная сторона обязана выполнить все предписания третейской группы или Органа по урегулированию споров. Если же решение указанных органов будет не выполнено или проигнорировано, то потерпевшая сторона имеет право потребовать компенсации. Отказ от выплаты компенсации влечет за собой применение к виновной стороне репрессивных мер, выражаемых в увеличении ставок таможенного тарифа на товары, происходящие из государства-виновной стороны в споре. Разрешение споров в рамках ВТО может длиться от 9 до 12 месяцев.

Следует подчеркнуть, что процесс присоединения к ВТО носит односторонний характер в том смысле, что все запросы и требования (включая тарифные уступки) выдвигаются членами ВТО в отношении присоединяющейся страны; последняя же не правомочна вести переговоры по получению дополнительных уступок, кроме тех, которые уже зафиксированы в документах ВТО.

ВТО - это межправительственная организация. Обязательства, которые примет на себя Россия, должны выполняться правительством РФ. Для этого правительство должно располагать необходимой законодательной базой, приведенной в соответствие с нормами и правилами ВТО, и эффективным государственным механизмом регулирования ВЭД. Объективно требуется усиление регулирующих и контролирующих функций государств в области ВЭД.

Льготы, которые Россия может получить от членства в ВТО, распространяются на промышленные товары, экспорт которых из России в настоящее время в своей основной массе затруднен из-за их неконкурентоспособности по техническим и качественным параметрам, и необходимо время и большие усилия по изменению этой ситуации.

Что касается товаров топливно-сырьевой группы, достигающей 70 % стоимости российского экспорта, то их вывоз в целом не сталкивается с какими-либо серьезными препятствиями на внешних рынках.

Для Российской Федерации вступление в ВТО диктуется необходимостью обеспечить продвижение своих экспортных товаров на внешние рынки, а также противодействовать антидемпинговым процедурам в отношении некоторых экспортируемых товаров.

Существуют и слабые стороны, которые необходимо учесть при вступлении России в ВТО. Что касается импорта, то наша страна, в случае приема в ВТО, будет ограничена в возможности применения национального таможенно-тарифного регулирования, что доказывается необходимостью приведения механизма импортного контроля, включая ставки таможенного тарифа в соответствии с критериями ВТО (5% средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа для государств, вступающих в ВТО), что может повлечь за собой падение национального производства машиностроительной, сельскохозяйственной продукции. Данное ограничение будет направлено и на торговлю услугами, в которых позиции отечественных предпринимателей слабее, чем в сфере материального производства; отсутствие методологии для доказательства наличия ущерба импортируемых в нашу страну товаров может привести к тому, что в отношении России будет предпринята попытка применения или использования более высоких критериев оценки ущерба при введении защитных мер в ходе импорта отечественных товаров на зарубежные рынки; преобладание экспорта над импортом во внешней торговле России повлечет за собой давление стран-членов ВТО сбалансировать взаимный товарооборот.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.