КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД
Лекция 17 Составной частью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выступает валютное регулирование и валютный контроль. Развитие валютного регулирования в России шло в направлении поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм. Изменения в области валютного регулирования РФ подготавливали почву для превращения рубля в конвертируемую валюту. Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России с зарубежными странами, порядок и сферы применения иностранных валют российскими предприятиями, организациями и гражданами регулируются на основе принятого Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3615-1 законом Российской Федерации "0 валютном регулировании и валютном контроле". Согласно данному закону целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, а также проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям; а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в свою очередь являются Центральный Банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Применительно к регулированию внешнеторговой деятельности валютные операции носят характер текущих валютных операций, включающих в себя: переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежей по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции. Система валютного контроля направлена на предотвращение нелегальной утечки валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли. В своем развитии эволюция системы валютного контроля прошла несколько этапов. Прежде всего эволюция системы валютного контроля характеризуется модификацией методов валютного контроля, включая расширение сферы применения валютного контроля по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, товарообменные операции) и степени охвата валютным контролем объектов названных сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности). Прямой валютный контроль был введен путем издания Инструкции Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" № 19 и № 01-20/10283 от 12.10.93 года и введенной в действие в 1994 году. Первоначально данная Инструкция распространяла свое действие на стратегически важные сырьевые товары, а затем распространила свое действие на всю товарную номенклатуру ТН ВЭД в форме таможенно-банковского контроля под эгидой Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Система позволила увязать в одну цепочку субъектов российских экспортных сделок: экспортер-уполномоченные банки-таможня. Основой системы валютного контроля является паспорт сделки. В связи с принятием настоящей Инструкции возникло два подхода к реализации функции валютного контроля: 1. Уполномоченный банк и таможенный орган осуществляют сквозной мониторинг за своевременным и полным возвратом валютной выручки в Российскую Федерацию за поставленные на экспорт товары; 2. Контроль за своевременным и полным поступлением товаров из-за рубежа по стоимости, эквивалентной сумме переведенной за рубеж валюты (180 дней с даты выпуска товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации). Названная выше Инструкция ЦБ РФ и ГТК России определила, что экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. С целью осуществления контроля за выполнением данного требования экспортер обязан оформить паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, содержащий сведения о внешнеторговой сделки. Паспорт сделки оформляется, согласно оригиналу или контракта или его копии уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. С момента подписания паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки, за зачисление в полном объеме, и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный паспорт сделки, на транзитный счет экспортера в уполномоченном банке, в который представляется паспорт сделки для оформления. С целью оформления паспорта сделки экспортер обязан предоставить оригинал или заверенную копию, паспорт сделки, в результате чего после рассмотрения данных документов, уполномоченный банк подписывает экземпляры сделки. Паспорт сделки служит основанием для принятия контракта на расчетное обслуживание уполномоченным банком, что рассматривается как выражение согласия на выполнение функции по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по представленному экспортером контракту. В случае несоответствия данных в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки, несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства, оформления паспорта сделки с нарушениями установленных требований, наличия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту, отсутствия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, отсутствия в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки уполномоченный банк обязан отказать оформлении паспорта сделки. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах, один из которых находится в уполномоченном банке, а другой передается экспортеру вместе с оригиналом контракта. Таможенные органы принимают для таможенного оформления ксерокопию паспорта сделки, снятую с оригинала в уполномоченном банке, а также копии ГТД на оформляемый груз, предварительно снятые с оригинала ГТД на экспортируемые товары, а также другие документы, предусмотренные таможенным законодательством. При этом таможенные органы сверяют соответствие данных паспорта сделки с данными ГТД и представленных документов, включая подписи ответственных лиц уполномоченного банка. С момента выпуска товаров таможенными органами экспортер предоставляет в течение 10 дней в уполномоченный банк копию ГТД, полученную от таможенного органа, оформившего выпуск товаров. ГТД является основой для выписки реестра со стороны ГТК РФ. Реестр предполагает наличие календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки на транзитный счет в уполномоченном банке, а также отгрузок товаров за пределы таможенной территории. Данный реестр в копии направляется экспортеру с целью предоставления им данного реестра в последующем в ГТК РФ. Реестр предоставляется экспортеру для идентификации сумм, которые направляются на транзитный счет в уполномоченном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в Реестре. С момента поступления денежных средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет экспортер дает поручение уполномоченному банку о продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке, а также переводе оставшейся после продажи валютной выручки на свой текущий валютный счет. В данном поручении экспортер указывает реквизиты паспорта сделки и учетной карточки таможенно-банковского контроля, являющейся основой реестра, выписываемого ГТК РФ, и которая направляется уполномоченным банком в ГТК РФ. Уполномоченный банк в свою очередь заполняет оригинал реестра независимо от полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров, предварительно проверив правильность отнесения экспортером поступивших сумм, согласно учетной карточки таможенно-банковского контроля, а также даты, указанные экспортером в копии ГТД, и датами поступления валютной выручки на транзитный валютный счет экспортера в данном банке. После данной проверки заполненный оригинал реестр направляется в ГТК РФ. Надо учесть, что уполномоченный банк имеет право взимать комиссию за выполнение функций валютного контроля, но не свыше 0.15% от суммы контракта. Выполняя функцию валютного контроля уполномоченный банк обязан предоставить образцы карточек с подписями ответственных за оформление паспортов сделки лиц, включая их списки, в Центральный Банк Российской Федерации. В целях развития валютного контроля, связанного с зачислением валютной выручки, и регулирующего таможенный режим экспорта, Центральный Банк Российской Федерации и Государственный таможенный комитет издали Инструкцию "0 порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары № 30 и № 01-20/10538 от 26.07.95 года. Согласно данной инструкции, под действие валютного контроля подпадают валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте. Действие системы валютного контроля не распространяется на сделки по импорту работ, услуг, расчеты по которым осуществляются только в российской валюте, согласно российскому законодательству, на сделки, по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (бартерные поставки, поставки гуманитарной помощи), на сделки, осуществляемые по импорту товаров в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием нашей страны, на сделки, в отношении импорта товаров из стран членов СНГ. Импортер, заключивший сделку, предусматривающую перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязан ввезти их на указанную в сделке сумму, либо обеспечить полный возврат валюты в сроки, предусмотренные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода денежных средств, если иное не разрешено Центральном Банком Российской Федерации. В случае невыполнения условий поставок товаров или возврата валюты импортер несет ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. При этом штраф не налагается в случаях документально подтвержденных форс мажорных обстоятельств. Расчеты по импортной сделке осуществляются только через уполномоченный банк, оформивший паспорт сделки. Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов только при наличии подписанного им паспорта сделки. Оплата импортируемого товара по контракту импортера может осуществляться только со счета импортера в уполномоченном банке и только этим банком или банком-корреспондентом, действующим по его поручению. В случае заключения импортером сделки, предусматривающей превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления, то импортер в данном случае обязан получить лицензию на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала со стороны Центрального Банка Российской Федерации. Распространение валютного контроля в отношении таможенных режимов экспорта и импорта товаров, связано также и с применением государственного регулирования в отношении бартерных сделок. Указ Президента Российской Федерации "0 государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" от 18.08.96 года № 1209 определил, что внешнеторговой бартерной сделкой является сделка, предусматривающая обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Рассматриваемый Указ Президента Российской Федерации определил, что российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые, с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами. В случае превышения указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию нашей страны товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускается только на основании разрешения МВЭС России. Если же произошло изменение условий договора, устанавливающего обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля. Настоящий Указ Президента Российской Федерации ввел понятие паспорта бартерной сделки, на основании которого осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу в счет исполнения бартерных сделок. При совершении бартерной сделки российскими лицами необходимо представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. Указ Президента Российской Федерации установил, что таможенный режим экспорта распространяется на исполнение бартерных сделок в части эквивалентного ввоза товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности, так и в части зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках. При этом контроль за исполнением бартерных сделок осуществляется таможенными органами. С целью получения такого сертификата субъекту внешнеторговой деятельности необходимо подать заявление Уполномоченному МВЭС России по соответствующему региону в соответствующей форме с оригиналом экспортного или импортного контракта, его копию, заверенную руководителем организации экспортера или импортера, копию договора комиссии или купли продажи, если субъект внешнеторговых связей не является владельцем товара, копию справки Госкомстата России, а также заявление на сертификат учета контракта. Срок рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов составляет 21 день. Рассмотрение контрактов Уполномоченными МВЭС России в соответствующих регионах имеет своим результатом не только получение сертификата учета контракта, но и получение рекомендации в письменной форме, направленные на улучшение контрактов, согласно Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов. Данные рекомендации заверяются подписью и печатью Уполномоченного МВЭС России в соответствующем регионе. При этом такие рекомендации должны быть учтены во внешнеторговом контракте непосредственно заявителем на получение сертификата учета контракта. Вмешательство государства путем применения вышеописанных элементов, составляющих систему валютного контроля, в регулирование внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации, не может являться полностью завершенным, без существования такого элемента валютного регулирования как система обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Постановление Правительства Российской Федерации "О введении единой системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров" от 28.12.95 года № 1267 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.96 года № 298), принятое на основе четвертого соглашения Правительства Российской Федерации и Международного Валютного Фонда в рамках расширенной программы финансирования для нашей страны сроком на три года и размером в 10.2 млрд. долларов в целях либерализации российской экспертной политики, которое предусматривает введение с 01.01.96 года единую систему экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Данное постановление утвердило Положение о порядке допуска российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Рассматриваемое положение ориентировано на осуществление валютного контроля, т.е. своевременного поступления выручки от экспорта товаров в уполномоченный банк- агент валютного контроля. Валютная выручка зачисляется в уполномоченный банк после осуществления отгрузки и оплаты товара с учетом проверки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Цена контролируется с учетом индивидуальности экспортной сделки на базе отгрузочных документов. Оценка цены в сочетании с оценкой количества и качества является доказательством того, что декларируемые данные элементы экспортного контракта соответствуют действительности. Экспортер самостоятельно принимает решение проводить или нет указанную экспертную оценку, но в случае не зачисления или неполного зачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке-агенте валютного контроля, экспортер обязан предоставить сертификат о пред таможенной (пред отгрузочной) экспертной оценке количества, качества и цены экспортируемых товаров. Таможенная стоимость товара, являющаяся основой цены экспортируемого товара, есть основа расчета за поставленный иностранному покупателю товар. При этом в случае наличия предварительной цены товара, и ее последующем отклонении, согласно формуле расчета окончательной цены, приведенной в экспортном контракте, может быть заявлена временная (условная) цена, разрешенная таможенным органом корректировать предварительную цену. При этом окончательная корректировка экспортной цены устанавливается таможенным органом с учетом заявленной таможенной (условной) цены и товара, а также реальной ценой контракта на дату платежа. С целью установления окончательной цены экспортного контракта проводится экспертная оценка цены, количества и качества. Экспертная оценка окончательной цены, количества и качества предоставляется в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемого товара для заявления полученной оценки в грузовой таможенной декларации при выпуске товаров с таможенной территории нашей страны. Надо учесть, что временная цена базируется на фактурной стоимости, заявляемой на дату таможенного оформления экспортируемого товара. В законодательстве не урегулирован вопрос о корректировке таможенной стоимости экспортируемого товара, что приводит к отсутствию алгоритмов у таможенных органов корректировки окончательной таможенной стоимости экспортируемого товара. Следовательно, необходим документ о корректировке таможенной стоимости, выдаваемый таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление экспортируемого товара. В связи с изложенным, валютная выручка от экспорта товаров представляет собой доход от продажи товаров, возникающий по факту оплаты ее иностранным покупателем, которая должна быть зачислена в уполномоченный банк-агент валютного контроля на территории Российской Федерации. Что же касается оформления результатов экспертной оценки количества, качества, цены экспортируемого товара, то экспертная оценка оформляется сертификатом о проведении пред таможенной экспертной оценки количества, качества, цены экспортируемого товара. Данный документ является основанием для физической характеристики экспортируемого товара, а также заключением по ценовым условиям внешнеторговой сделки, в случае отсутствия в контракте окончательной цены такого товара. Экспертная оценка применяется в отношении таких товаров как нефть, нефтепродукты, лес, газ и другие, а это в свою очередь заставляет проводить корректировку таможенной стоимости экспортируемых товаров. Экспертная оценка количества, качества, цены товара осуществляется российскими и иностранными организациями, имеющими договор с Федеральной службой по валютному и экспортному контролю, удостоверяемый свидетельством о допуске к проведению экспертной оценки, выданным соответствующим государственным органом. Решение о допуске российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества, цены товара принимается Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам количества, качества и цены экспортируемых товаров. Главным критерием принятия такого решения является наличие опыта и ресурсов, позволяющих создать своевременную систему обработки и передачи данных, характер предоставляемых услуг, их стоимость, сроки исполнения и условия расчетов, гарантия выполнения предоставляемых услуг, их качества и цены. В случае неполного и несвоевременного получения валютной выручки от экспорта товаров, в отношении которых была проведена экспертная оценка количества, качества и цены, рассмотрение обоснованности заявления российского экспортера по данному факту со стороны МВЭС России, производится только при наличии сертификата о проведении пред таможенной экспертной оценки, оформленным указанными выше экспертными организациями. Важным компонентом валютного регулирования является режим курса рубля по отношению к иностранным валютам. Режим валютного курса несколько раз менялся за годы реформ. В целом сложившийся к настоящему времени в России валютный режим можно охарактеризовать как довольно либеральный. 1. сохраняются внешнеторговые ограничения (тарифные и количественные); 2. не создана экономическая и монетарная основа для формирования равновесного курса с точки зрения соотношения внутренних и внешнеторговых цен.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |