Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 2. Статистика государственных финансов




Государственные финансы — сфера финансовой системы стра­ны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и пе­рераспределения стоимости общественного продукта и его исполь­зования.

Специфическая часть государственных финансов — это госу­дарственные кредиты, которые возникают в связи с мобилиза­цией временно свободных денежных средств предприятий и на­селения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования госу­дарственных расходов.

Привлечение государством свободных средств осуществляет­ся путем продажи на финансовом рынке облигаций и других ви­дов государственных ценных бумаг. Основными формами государ­ственного кредита являются займы, ссуды.

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и рас­ходов сектора государственного управления.

Государственные доходы — это финансовые отношения, свя­занные с формированием финансов государства и государствен­ных предприятий. Главным источником формирования государ­ственных доходов является национальный доход.

Информационная база статистики государственных финан­сов сформирована на основе:

1) предоставленных Министерством финансов Украины отчетов по исполнению консолидированного и террито­риального бюджета;

2) данных налоговой статистики;

3) отчетов внебюджетных фондов. Начиная с 1995 г. для составления отчетов об использовании

бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолиди­рованного) используются единая классификация доходов бюдже­та и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной Министерством финансов Украины.

Местные бюджеты используются для регулирования эконо­мических процессов на местах, влияя на работу местных пред­приятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важ­ной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.

Бюджет территорий — основной финансовый план формиро­вания и использования денежного фонда региона, который ут­верждается высшими органами власти национально-государствен­ных и административно-территориальных образований Украины.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и ис­пользуется для расчетов и анализов.

Государственный бюджет — это централизованный денежный фонд государства, который определяет экономическую, социаль­ную, политическую стороны общественной жизни и использует­ся для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюд­жетная классификация является основой изучения госбюджета, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджета.

Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, кото­рые поступают в бюджет и делятся на три группы:

1) налоговые;

2) неналоговые;

3) безвозмездные перечисления.

Центральное место в системе государственных доходов зани­мают налоговые поступления от юридических и физических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами, подоходный налог и др.). Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохо­да и обеспечивают органам государственной власти необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы разных социальных групп населения. Освобождаются от налогов лица, находящиеся за чертой бедности. Налоговые доходы являются ко­нечным источником для большинства бюджетных расходов. Соот­ветственно, более низкие доходы ведут к бюджетному дефициту, а низкие доходы могут сыграть отрицательную роль для привле­чения инвестиций.

Неналоговые доходы являются составной частью государствен­ных доходов и к ним относятся довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания, но их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Бюджетным кодексом Украины определяется состав неналоговых до­ходов, к которым отнесены:

1) доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями, находящимися в ведении соответственно федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Украины, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

3) средства, полученные в результате применения мер граж­данско-правовой, административной и уголовной ответствен­ности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;

4) иные неналоговые доходы.

К капитальным доходам относятся доходы от продажи основ­ных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые пе­речисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

1) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

2) субвенций из региональных фондов компенсаций;

3) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Украины;

5) безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюдже­тов государственных и (или) территориальных государствен­ных внебюджетных фондов;

6) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физиче­ских лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добро­вольных пожертвований. Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от

того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или без­возмездными и для каких целей осуществляются (текущих или ка­питальных). Динамика расходов анализируется по направлениям на народное хозяйство, социально-культурные нужды, управление, оборону и др.

Бюджетный дефицит — это финансовое явление, когда расхо­ды бюджета превышают его доходы, которое не обязательно отно­сится к разряду чрезвычайных явлений.

Государственные займы используются для покрытия бюджет­ного дефицита и для обеспечения инвестирования средств в го­сударственный сектор экономики. Еще одним способом моби­лизации денежных средств в государственные доходы является эмиссия: бумажно-денежная и кредитная. К эмиссии государство прибегает тогда, когда налоги и займы не обеспечили покрытие государственных расходов. Если бумажно-денежная и кредитная эмиссии не связаны с потребностями народного хозяйства, а обус­ловлены необходимостью покрытия дефицита, то такие эмиссии ве­дут к усилению инфляции.

Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.

 

Статистическое изучение доходов и расходов государственно­го бюджета происходит на основе рядов динамики с вычислением относительных величин динамики, интенсивности, структуры, а также роли и значения каждого из основных источников дохода или направлений расхода во всем объеме бюджета. В связи с тем, что важнейшим звеном финансовой политики в современных усло­виях выступают налоги, анализ их динамики требует выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы каждо­го вида налога.

К таким факторам относятся:

1) численность налогоплательщиков (ni);

2) объем налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного налогоплательщика (Si);

3) процентная ставка налога (Кi). Произведение уровней трех названных факторов дает сумму

уплаченного налога (Ui):

Ui = ni × Si × Кi.

Сумма полученного налога представляет собой трехфакторную мультипликативную модель, для оценки воздействия каждого фак­тора применяется индексный метод анализа. Если отсутствуют дан­ные о численности налогоплательщиков, сумму полученного нало­га можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога. Для того чтобы оценить, насколько тесно взаимосвязаны между собой общая сумма бюджета и отдельные виды расходов, а также величина национального дохода и суммы доходов по отдельным статьям, можно использовать эмпирические коэффициенты эла­стичности.

Информационным источником является отчетность об испол­нении бюджета.

Важнейшим фактором устойчивого экономического роста стра­ны считается эффективная ее бюджетная система, так как из бюд­жетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, науки, образования, здравоохра­нения и т. д. В связи с этим необходимо постоянно проводить фи­нансовый мониторинг бюджетной системы Украины.

Так как в последние годы наблюдалось сокращение доходов местных бюджетов, то произошло это в связи с принятием Налогового кодекса Украины.

 

Несмотря на всю актуальность и важность мер по реформиро­ванию межбюджетных отношений и бюджетного процесса, следует учесть, что они реально не затрагивают две основные проблемы, связанные с экономическим развитием страны:

1) формирование обязательств инвестиционного характера;

2) определение источников их финансирования в новых ус­ловиях в соответствии с требованиями бюджетных реформ. Недостаточное внимание властей к проблемам формированияи целевого использования государственных инвестиционных ре­сурсов приводит к диспропорциям, которые имеют устойчивый характер.

 

Более предпочтительным источником формирования инвестиционного фонда является использование средств стабилизационного фонда, поскольку не требует затрат на привлечение ресур­сов, а следовательно, и размещение средств этого фонда среди субъек­тов Украины может осуществляться с нулевой или очень низкой про­центной ставкой. Хотя на реализацию этого источника в ближайшее время вряд ли стоит рассчитывать, так как причиной этому явля­ется иная цель создания Стабилизационного фонда и достаточно ос­торожная политика Правительства Украины по отношению к использо­ванию его средств. С учетом этого наиболее возможным источником создания бюджетного инвестиционного фонда является эмиссия го­сударственных ценных бумаг. Главное направление его использо­вания — финансирование муниципальных Программ развития ад­министративно-территориальных образований.

 

В целях реформирования межбюджетных отношений Прави­тельство Украины не только разрабатывает и утверждает стратегиче­ские документы в виде соответствующих концепций, стратегий и программ, но также обеспечивает их реализацию путем финан­сирования отдельных мероприятий. В рамках реформирования меж­бюджетных отношений одним из таких мероприятий может стать укрепление доходов субнациональных бюджетов путем реализации так называемой Программы развития. Согласно данным целям, Правительство Украины формирует инвестиционный фонд из доходов от эмиссии и размещения государственных облигаций на сумму и сроки, соответствующие задачам развития и укрепления субна­циональных бюджетов. По мере подготовки субъектов Украины к уча­стию в Программе развития при этом допускается размещение обли­гаций траншами. Облигации размещаются как на отечественном, так и на зарубежном финансовом рынке, что соответствует дейст­вующему законодательству.

Бизнес-план должен содержать сведения не только о целях и направлениях использования средств инвестиционного фонда, но и источники финансирования развития территории со стороны частного сектора, описание в данном направ­лении опыта работы, а также расчет всех показателей эффектив­ности, включая увеличение доходной части бюджета.

Рекомендуется, чтобы ресурсы, выделенные субъекту Украины, име­ли характер долгосрочных целевых государственных кредитов, что позволяет, с одной стороны, получать доход на бюджетные средст­ва инвестиционного фонда, а с другой стороны, обе­спечивает со стороны субъекта более тщательный подход к раз­работке бизнес-плана.

Ставка доходности по инвестиционным облигациям должна быть невысокой, в связи с тем, что они будут иметь характер го­сударственных ценных бумаг. В 2004—2005 гг., исходя из опыта размещения государственных облигаций, ориентировочная до­ходность облигаций государственного займа, носящих долгосрочный характер, должна находиться на уровне 1/2 ставки рефинанси­рования. Инвестиционные ресурсы субъектам Украины должны быть предоставлены по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования + 1% годовых с учетом маржи, покрывающей затраты Правитель­ства Украины и субъектов Украины на реализацию данного проекта. Незна­чительный спрэд объясняется тем, что в Программе развития будут задействованы субъекты Украины, бизнес-планы которых будут харак­теризоваться положительными денежными потоками, их величина значительно перекрывает сумму платежей в государственный бюджет.

 

Должна быть переориентирована деятельность субъектов бюд­жетного планирования на разработку стратегических планов бюд­жетной поддержки инвестиционной деятельности, которой необ­ходимо стать органической частью инвестиционной стратегии данного административно-территориального образования. Форму бизнес-плана будет иметь среднесрочный план использования средств инвестиционного фонда, это позволит поднять бюджет­ное планирование на более качественный уровень. Предлагаемая технология разработки субъектом документов перспективного характера в целом будет осуществляться по цепочке «инвести­ционная стратегия АТО — программа бюджетной поддержки ин­вестиционной стратегии — мероприятия в рамках программы, дифференцирующей поддержку разных отраслей или секторов экономики». Нефункциональное управление бюджетными доходами АТО, которое может быть оценено по выполнению контрольных цифр относительно роста бюджетных доходов, будет говорить о не­эффективной работе территориального органа управления.

В действующем международном стандарте по статистике госу­дарственных финансов статистика государственного бюджета осу­ществляется на кассовой основе.

В СНС — на основе начисления сумм.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.