Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Профицит б. — превышение доходов над расходами




Профицит б. — превышение доходов над расходами.

Все виды б. составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления и рассмотрения проекта б. обнаружен дефицит, то до его утверждения осуществляется снижение профицита в следующей последовательности:

1) снижается привлечение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, предусматривается направление б. средств на дополнительные погашения долговых обязательств;

2) повышаются расходы бюджета;

3) могут быть снижены налоговые доходы.

 

Внебюджетные фонды

Это одно из звеньев общегосударственных финансов. Форма образования и расходования фонда денежных средств всей системы бюджетов государства с целью решения социальных задач и задач экономического характера общегосударственного, регионального и местного значения.

Экономическая основа — сочетание государственной, коллективной, частной и смешанной собственности.

Причины образования:

1. Общественное разделение труда.

2. Ограниченность жизненных ценностей.

3. Наличие товарно-денежных отношений.

Цель — удовлетворение специфических потребностей экономических субъектов.

Формы функционирования фондов — планомерность. Фонды создаются для конкретных целей, а поэтому вне планирования существовать не могут.

Функции фондов:

1. Перераспределительная.

2. Функции, выполняемые финансами.

Причины образования фондов:

1. Правительство получает денежные средства, находящиеся вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти.

2. У государства появляются дополнительные возможности для вмешательства в хозяйственную жизнь и решение социальных проблем.

3. Позволяют маскировать кризисное финансовое положение страны и правительства, снижения дефицитности б.

4. Осуществляется ориентация безработного населения.

5. Обеспечиваются природно-охранные мероприятия.

Структура внебюджетных фондов

1. По виду субъектов:

1) государственные,

2) межгосударственных организаций,

3) юридических лиц,

4) физических лиц,

2. По статусу:

1) федеральные,

2) субъектные,

3) местные.

3. По целевому назначению:

1) социальные,

2) экономические.

3) политические.

4. По сфере охвата:

1) национальные,

2) региональные,

3) местные,

4) транснациональные,

5) всемирные.

5. По времени действия:

1) постоянные,

2) временные,

3) срочные.

Источники и пути создания фондов

Могут создаваться двумя путями:

1) выделение из бюджетов особо значимых расходов и создание фондов для их финансирования,

2) формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

Источники фондов и их величина определяется:

1. Характером и масштабностью задач, для реализации которых они созданы.

2. Экономическим и финансовым положением страны на том или ином этапе ее развития.

Правовые основы создания фондов

Внебюджетные фонды в финансовой системе РФ созданы в соответствии с законом “Об основах бюджетного устройства и б. процесса в РФ”.

Главная причина создания: необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об их образовании принимает федеральное собрание, а также, государственные представительские органы субъектов федерации и местного самоуправления. Они находятся в собственности государства, но являются автономными. Имеют строго целевое назначение.

Принципы функционирования:

Всеобщность, необлагаемость налогом, общедоступность, гласность.

Доходы внебюджетных Фондов:

1. Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда.

2. Отчисления от прибыли организаций.

3. Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемая фондом как юридическим лицом.

4. Займы, полученные у ЦБ или коммерческих банков.

5. Средства бюджетов.

6. Добровольные взносы юридических и физических лиц.

Источники формирования фондов имеют относительную постоянность, долговременный характер; они могут быть разными по территории государства.

Направления расходования

Оно обусловлено:

1) назначением фондов,

2) конкретными экономическими условиями,

3) содержанием разрабатываемых и реализуемых программ.

Социальные внебюджетные фонды

Были созданы в 1992 г. с задачами:

1) разгрузить бюджет от существующей доли социальных расходов,

2) вывести из-под контроля законодательных органов значительные финансовые ресурсы, предоставив их в полное распоряжение органов исполнительной власти.

В настоящее время в состав государственных социальных фондов входят: ПФРФ, фонд социального страхования РФ, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Они созданы для реализации социальных гарантий государственного, пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. В организационном отношении они самостоятельные финансово-кредитные организации. Но их самостоятельность имеет особенности и отличается от экономической самостоятельности предприятий. В них мобилизуются и используются средства в размерах и на цели, регламентируемые государством. Государство определяет уровень страховых платежей и принимает решение от изменений структуры и уровня денежных социальных выплат.

Проблемы развития фондов

1. Снижение совокупного уровня косвенного вложения населения и унификация дотаций.

2. Устранение ряда внебюджетных фондов и объединение их в более крупные образования.

3. Стабилизация и снижение расходов на содержание инфрастуктуры и персонала внебюджетных фондов.

4. Создание и развитие внебюджетных фондов предприятий.

Государственный кредит

Это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжении органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых юридическими и физическими лицами и образованием временно свободных денежных средств.

Необходимость государственного кредита

1. Доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом: уровнем налогообложения, установленным законодательными органами власти.

2. Потребности регулирования экономики и поддержка приоритетных секторов экономики и видов деятельности.

3. Решение задач социальной политики.

4. Выполнение государством своих функций по обороне страны и управления.

5. Проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономического уровня развития населения регионов.

6. Поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач.

7. Международная деятельность государства.

Особенности функционирования государственного кредита

1. Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти и управления и преобразуются в их дополнительные финансовые ресурсы.

2. Денежные средства направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

3. Источником погашений гос. займов и выплаты %-в по ним являются средства бюджета.

4. Государственные кредитные отношения — отношения вторичного распределения стоимости валового продукта и НД.

5. Может отсутствовать конкретное обеспечение кредита. Обеспечением ему служит все имущество государства.

6. ГК на федеральном уровне не всегда имеет конкретный целевой характер.

7. Внутренний ГК привлекается на срок > 30 лет, что ведет к раскладке долга на будущие поколения.

Последствия функционирования ГК

1. Он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов и может выступать важным фактором социально-экономического развития страны.

2. Он способствует правильной организации сбережений юридических и физических лиц.

3. Создает условия для сбалансированности доходов и расходов юридических и физических лиц.

4. Служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране, изымая из обращения значительные свободные денежные средства.

5. Является источником повышения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков сберегательных банков посредством выплаты %-в и выигрыша займов.

6. Его функционирование ведет к образованию государственного долга в 2-х формах:

1) капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая %-ы, которые должны быть выплачены по этим обязательствам;

2) текущий государственный долг — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.

Формы ГК

I Государственные займы, как форма ГК. Характеризуется тем, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Виды ГЗ:

1. По месту размещения:

1) внутренние,

2) внешние.

2. По праву эмиссии:

1) выпускаемые центральным правительством,

2) выпускаемые республиканскими правительствами,

3) выпускаемые местными органами власти.

3. По признаку держателей ценных бумаг:

1) реализуемые только среди населения,

2) реализуемые только среди юридических лиц,

3) универсальные.

4. В зависимости от формы выплаты доходов:

1) %-е,

2) выигрышные,

3) % - выигрышные,

4) без %-е (целевые),

5) беспроигрышные.

5. По срокам погашения:

1) краткосрочные,

2) среднесрочные,

3) долгосрочные.

6. По методам размещения:

1) добровольные,

2) принудительные,

3) размещаемые по подписке.

7. По видам:

1) облигационные,

2) безоблигационные.

8. По обеспеченности:

1) обеспеченные,

2) необеспеченные.

9. В зависимости от обязанностей заемщика строго соблюдать сроки погашения займа:

1) с правом досрочного погашения,

2) без права досрочного погашения.

10. По способу обращения:

1) рыночные,

2) нерыночные.

11. По валюте займа:

1) в валюте страны-заемщика,

2) в валюте страны-кредитора,

3) в валюте третьей страны.

12. По форме заимствования:

1) государственные краткосрочные облигации,

2) облигации федерального займа,

3) облигации государственного сберегательного займа,

4) облигации внутреннего валютного займа.

II Обращение части вкладов населения в государственные займы. В этом случае сберегательные учреждения предоставляют государству кредит за счет заемных средств без ведома их владельца.

III Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Государственные кредитные учреждения непосредственно не приобретая ценные бумаги государства передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов государства.

IV Казначейские ссуды как форма государственного кредита. Это отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на основе срочности, платности и возвратности. Оно внешне схоже с кредитом, но осуществляется:

– на иных условиях,

– по другим причинам,

– в иных целях.

V Гарантированные займы. Правительство может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами управления или отдельными хозяйственными организациями, а также, выплата %-в по нему. Чаще всего государство выступает гарантом:

– по займам местных органов управления государственных предприятий и специализированных кредитных организаций,

– по кредитам банков, предназначенных для муниципального жилищного строительства,

– по экспортным кредитам и операциям для стимулирования национального экспорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.