Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Финансовый контроль




 

Необходимость и сущность финансового контроля.

Виды финансового контроля.

Органы финансового контроля в Украине.

 

1. Необходимость и сущность финансового контроля

Финансовый контроль является одним из главных средств контроля над проведением в жизнь во всех сферах экономики требований единой финансовой политики государства. Он выступает одним из элементов финансового механизма и применяется в ходе составления и использования финансовых планов и смет.

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Объективная необходимость контроля со стороны общества, государства и собственников вытекает из объективной необходимости эффективного использования ограниченных ресурсов и разделения права собственности и права распоряжения имуществом.

Сущность финансового контроля заключается в систематической проверке субъектов хозяйствования и государственных служб на предмет законности и правильности образования государственных доходов и фондов денежных средств, а так же их целевого, рационального, эффективного распределения и использования.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Финансовый контроль включает проверку:

соблюдения требований законов;

оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;

составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

налоговый контроль и другие направления.

Эффективность финансового контроля может быть обеспечена:

рациональной организацией финансового контроля;

эффективным стимулированием;

обеспечением непрерывности, всеобщности, регулярности и систематичности контроля;

заинтересованностью собственников в финансовом контроле.

Методы проведения финансового контроля – это приемы и способы его осуществления. Различают:

Проверки – преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности проведения финансовых операций.

Проверки классифицируются по объектам и способам осуществления контрольных процедур:

инвентаризация наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, обоснованности наличия обязательств и правильности осуществления расчетов;

визуальная проверка правильности и точности оформления документов;

проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных обязательств;

проверка правильности исчисления расчетных показателей;

проверка правильности формирования отчетности, предусмотренной действующим законодательством.

О бследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив его развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на осуществление какого-либо вида деятельности, предполагающего соблюдения установленных правил и нормативов.

Финансовый анализ предполагает изучение финансовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и перспектив предприятия.

Наблюдения (мониторинг) постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданного кредита и финансовым состоянием заемщика.

Ревизии – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод контроля. Это – полное обследование хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Ревизии могут быть:

полные и частичные;

комплексные и тематические;

плановые и внеплановые (внезапные).

 

2. Виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

Государственный контроль, который делится на:

общегосударственный контроль (вневедомственный). Контролю подлежат все объекты, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

ведомственный контроль (отраслевой) – осуществляется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств. В ходе финансового контроля осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ.[2] Основными принципами являются:

независимость – обеспечивается финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов контроля и конституционным характером;

объективность – подразумевает свободу выводов контрольных органов от предвзятых оценок;

компетентность – требует неукоснительного соблюдения контролерами действующего законодательства, обеспечения высокого профессионального уровня контролеров, соблюдения ими процедурных и этических стандартов;

гласность – требует наличия постоянной связи контролирующих органов с общественностью и средствами массовой информации;

результативность – обеспечивается соблюдением регламента проведения контроля и наличием предусмотренных законодательством санкций за финансовые нарушения;

четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

обоснованность и доказательность информации, приведенной в заключительных актах после осуществления контрольных процедур;

презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

согласованность действий контролирующих органов.

Основными методами осуществления государственного контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки.

Негосударственный контроль, который включает:

внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий и учреждений. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его структурных подразделений.

общественный финансовый контроль – осуществляется общественными организациями и физическими лицами на добровольных началах.

независимый финансовый контроль (аудит) – осуществляется независимыми аудиторскими службами, которые, являясь специалистами по финансам, способны объективно оценить состояние и перспективы деятельности предприятий.

Иногда употребляются термины «внешний аудит» в значении независимый контроль, осуществляемый независимыми организациями и «внутренний аудит», означающий внутрихозяйственный контроль, осуществляемый самим предприятием.

По формам проведения финансовый контроль делится на:

Предварительный финансовый контроль.

Осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций. Предварительный финансовый контроль призван не допустить нерационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль.

Проводится в процессе реализации финансовых планов и осуществления финансово-хозяйственных операций финансовыми службами самих субъектов хозяйствования. Его задачами является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности проведения расходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом, точности определения доходов и т.д.

Эффективный текущий контроль позволяет изыскать внутрихозяйственные резервы роста накоплений и экономить средства. Главным условием обеспечения эффективности является гибкость и оперативность.

Последующий финансовый контроль.

Осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом при рассмотрении и анализе отчетов о выполнении плана и бюджета, бухгалтерских отчетов и балансов, а также в ходе проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности.

Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

Основные задачи финансового контроля:

выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов;

возмещение нанесенного ущерба;

привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц;

принятие мер по предотвращению нарушений финансовой
дисциплины.

 

3. Органы финансового контроля в Украине

Финансовый контроль в Украине организуется высшим органом законодательной власти – Верховной Радой Украины.

Контроль за выполнением бюджета и использованием органами государственной исполнительной власти и исполнительными органами местных советов народных депутатов внебюджетных фондов осуществляют соответственно Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной республики Крым и местные советы народных депутатов, которые самостоятельно определяют организационные формы осуществления такого контроля.

Верховная Рада Украины создает Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подчиненную и подотчетную Верховной Раде. Создание и деятельность Счетной платы регламентируется Законом Украины «О счетной палате», принятым Верховной Радой 11.07.1996 года.

В задачи Счетной палаты входит:

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности;

организация и осуществление контроля над своевременным выполнением государственного бюджета;

анализ выявления отклонений от установленных показателей государственного бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

проведение финансовых экспертиз проектов законов;

контроль над созданием и погашением внутреннего долга Украины;

контроль над денежной эмиссией и другие.

В состав счетной палаты входят: Председатель, первый заместитель и заместитель председателя, главные контролеры, секретарь, аппарат для осуществления деятельности.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы власти и управления в Украине и на общегосударственные внебюджетные фонды. В рамках своих полномочий Счетная палата может привлекать для осуществления контрольно-ревизионной деятельности государственные органы и их представителей, а также негосударственных аудиторских служб и отдельных специалистов на договорной основе.

Не позднее 1 декабря Счетная палата предоставляет Верховной Раде общий письменный отчет о результатах осуществления поручений Верховной Рады, проведении проверок и ревизий.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контролирующими органами.

Министерство финансов Украины распределяет средства между распорядителями, через уполномоченных контролеров санкционирует использование средств распорядителями, осуществляет общий надзор за выполнением бюджета, представляет отчет Президенту Украины и Верховной Раде о нарушении Закона Украины «О Государственном бюджете», проверяет случаи нарушения этого Закона и применяет санкции к нарушителям.

Министр финансов Украины несет персональную ответственность перед Верховной Радой за реализацию Закона Украины «О Государственном бюджете».

В структуре аппарата Министерства финансов функционируют государственная контрольно-ревизионная служба, а в территориальных финансовых органах – аппарат главного контролера-ревизора. Их задачами является контроль над:

- составлением и исполнением бюджета всех уровней;

- поступлением налогов и сборов всех звеньев финансовой системы;

- соблюдением финансовой дисциплины при осуществлении расходной части бюджета;

- выявлением возможностей сокращения расходов бюджетов всех уровней.

Государственное казначейство создано для обеспечения четкого, прежде всего текущего, контроля за поступлением и расходованием государственных средств. Для этого созданы подчиненные главному управлению отделения в областях, городах и районах. Государственное казначейство подчиняется Министерству финансов.

В функции казначейства входит:

1. контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных денежных средств: государственного бюджета, внебюджетных фондов, фондов государственных учреждений;

2. контроль над обслуживанием государственного долга;

3. прогнозирование и кассовое планирование использование государственных финансовых ресурсов;

4. оперативное управление финансовыми ресурсами;

5. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных ресурсов.

Права органов государственного казначейства:

6. проверка денежных документов на предприятиях, учреждениях, организациях;

7. взыскание в бесспорном порядке средств, используемых не по
назначению;

8. применение штрафных санкций к нарушителям;

Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) – независимый орган государственного финансового контроля, который подчинен Президенту Украины.

Главная задача данного органа – контроль за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в бюджеты различных органов.

Налоговая администрация – орган оперативного финансового контроля. В своей деятельности ГНАУ и ее органы на местах руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, а региональные органы – решениями вышестоящих администраций, а также решениями местных органов власти.

Функции налоговой службы:

- проведение и организация областными, городскими, районными налоговыми службами контроля за выполнением законодательства по налогам и другим платежам в бюджет;

- разработка и издание инструктивных и методических указаний и других нормативных документов о порядке удержания налогов и других платежей в бюджет;

- разработка форм налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с начислением и выплатой платежей в бюджет, а также формы отчетов о выполнении работы;

- осуществление разъяснительной работы среди населения, предприятий и организаций о порядке, сроках и методов расчетов налогов и других платежей в бюджет и другое.

Налоговые органы на местах выполняют следующие специфические функции:

- обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и сборов;

- контроль над своевременным предоставлением плательщиками расчетов по налоговым платежам, отчетов, деклараций о доходах и других документов, связанных с начислением платежей;

- проверка достоверности вышеназванных документов;

- проверка данных об источниках получения средств, отраженных в декларациях;

- передача в правоохранительные органы материалов по фактам нарушений по которым предусмотрена уголовная ответственность и др.

Они обладают следующими правами:

проверка бухгалтерских документов и отчетов;

требование необходимых справок, сведений и объяснений;

обследовать помещения, используемые для извлечения доходов.

Аудит – независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности с целью определения достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям финансовой отчетности.

Проведение аудита может быть обязательным в силу Закона или инициативным, который организуется самим предприятием или его собственниками. В Украине обязательный аудит предусмотрен для банков, бирж, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, доверительных обществ и торговцев ценными бумагами.

Основная задача аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности соответствия проведенных финансовых и хозяйственных операций, законодательным и иным нормативным актам.

Аудит осуществляется специальными фирмами или отдельными специалистами, получившими соответствующую лицензию. Аудит в силу действующего законодательства является исключительным видом деятельности для этих лиц. Помимо аудиторских проверок аудиторы могут заниматься оказанием других финансовых услуг: составление или восстановление бухгалтерской, налоговой и других видов отчетности, анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности, обучение и консультирование. Все аудиторские услуги платные.

Отношения между аудиторской фирмой и клиентом оформляются договором. Результат аудиторской проверки оформляется заключением аудитора. Этот документ имеет силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Контрольные вопросы

- Перечислите виды финансового контроля.

- Почему осуществление финансового контроля требует проведения систематических проверок?

- Чем может быть обусловлен выбор вида метода финансового контроля?

- Приведите примеры реализации и уклонения от реализации принципов финансового контроля.

- Может ли общественный контроль заменить государственный или наоборот?

- Зачем необходим предварительный финансовый контроль?

- Перечислите функции органов государственного финансового контроля в Украине.

- Проанализируйте соответствие функций и полномочий органов финансового контроля.

- С чем, по Вашему мнению, связана организация Счетной палаты?

- В чем состоит объективная необходимость аудита?

- Почему государство вводит обязательный аудит для отдельных категорий субъектов хозяйствования?

 

Список рекомендуемой литературы

§ Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.

§ Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.,; Под. ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.

§ О счетной палате: Закон Украины от 11.07. 96 № 315 / 96 – ВР. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

§ О внесении изменений в закон украины О государственной налогой службе Украины: Закон Украины от 05.02.98. № 83. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

§ О государственном казначействе Украины: Указ Президента Украины от 27.04.95 № 135195 – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

§ Положение о Министерстве финансов Украины: Указ Президента Украины от 26.08.99 № 1081/99. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.